Личный опыт: Как поднять выручку B2C-проекта +15-25% ежемесячно за счет CPA-сеток и платить только за результат
В статье расскажу кому подойдет этот способ лидгена и продаж, как выбрать CPA-сеть, как развивать данное направление и как потом делегировать. Какие там есть подводные камни и как не дать себя обмануть. Всё из личного опыта.
Ранее я сделал 2 кейса по развитию канала CPA-сетей: в школе моделей доросли до 2,5 млн / мес, в онлайн-репетиторах до 5+ млн / мес. Работал как своими руками, так и нанимал человека в команду на эту позицию.
Начнем с азов. CPA-сеть - это платформа-посредник между рекламодателем и вебмастером. В качестве вебмастера может выступать специалист по контексту, таргету, посевам, Telegram Ads и любым другим каналам трафика, который умеет классно делать лидген. Также вебмастером может быть какой-то сайт, портал, купонник, канал в ТГ, или на ютубе. Это может быть как 1 человек, так и целая компания на 100+ человек.
Какие плюсы от таких площадок? Во-первых, в таких CPA-сетях уже есть много вебмастеров, кто готов подхватить ваш оффер и начать приводить вам лиды. Во-вторых, площадка берет на себя весь головняк по менеджменту этих вебмастеров, выплаты им и юридические моменты, предоставляет удобную аналитику, личного менеджера и еще ряд плюшек.
Большой плюс этого канала, что вы платите только за лиды, квал. лиды или вообще % от выручки. Но там тоже не все так просто…
Из минусов - комиссия и то, что этот канал трафика подойдет не каждому бизнесу. А тем, кому подойдет, то не каждого еще и возьмут.
Кому подойдет работа с CPA-сетками
1. Бизнесам, где много лидов в месяц (сотни, лучше тысячи), чаще это B2C направление.
2. Желательно отсутствие узкой геолокации клиентов. Проекты без геопривязки заходят в CPA-сетях лучше, однако не стоит опускать руки, если вам нужны клиенты, скажем, только из Москвы. Такие проекты тоже могут подойти.
3. Прозрачная юнит-экономика и наличие сквозной аналитики. Обязательные условия, иначе сеть и вебмастера (и вы тоже!) не смогут видеть как окупается трафик. Сюда же наличие CRM, надеюсь, это не надо пояснять.
4. Минимальная посещаемость сайта от 100к. (где-то от 200к.) в месяц. Многие сетки ставят такой порог входа.
5. Ограничения по выручке. Здесь уже каждая сетка выставляет очень разные условия.
Топовые ниши в CPA-сетях: екомерс, финансы, образование, туризм.
Почему есть ограничения и берут не всех? Все просто! У CPA-сети есть свои расходы на менеджмент каждого рекламодателя (как мин. это человекочасы и з/п менеджера) и есть %, который сетка сможет заработать на рекламодателе. Далее просто идет просчет на предмет того насколько выгодно с вами начинать работать.
Однако, даже если вы не проходите по минимальным требованиям, то можно все таки договориться. Например, мы не проходили по требованиям в Адмитад, но я договорился зайти туда с условиями, что мы будем платить еще и абонентскую плату. Спустя время у нас это все окупилось, включая абонетку.
Вообще CPA-сетки - это такой базар-вокзал где о чем-то можно договориться, даже если формально это запрещено.
Кстати, очень хороший способ проверить подходит ваш проект под CPA-сети или нет - это просто поискать ваш оффер (по сути конкурентов) внутри таких сеток. Начать советую с одной из самых крупных - Адмитад. Просто вбиваем в поиске ключевые слова из ниши или прямых конкурентов.
Но если ваших конкурентов нет, и вы похожи на условия, что перечислены выше (не обязательно 1 в 1), то все равно стоит постучаться в сети. Возможно, ваши конкуренты просто лохи и не используют этот крутой канал продаж (у меня один раз как раз была такая ситуация!).
Как выбрать CPA-сети для роста выручки своего бизнеса
Я бы здесь выделил несколько критериев:
1. Специализация (ниша).
2. Наличие ваших конкурентов.
3. Условия подключения (платно или нет, есть ли абонентская).
4. Репутация и отзывы вебмастеров.
5. Личный кабинет и статистика.
6. Наличие персонального менеджера.
7. Наличие антифрода.
У себя в Телеграм-канале я сделал подборку универсальных CPA-сетей, а также подборки под ниши образования (+ агрегаторы курсов по модели CPA), екомерс, финансы. Это все можете найти по ссылке.
Добавление в CPA-сети: что важно учесть на самом старте
Начнем со способов интеграции, обычно в сетку можно добавиться через: postback-запрос, API, javascript или XML.
Интеграцию делают тех. специалисты, у меня все же статья про маркетинг и бизнес, поэтому тут особо останавливаться не будем. Лучше перейдем к важным настройкам с точки зрения бизнеса и получения выручки при сходимой юнит-экономике.
Важно запретить определенные источники трафика:
- Тулбары.
- Контекстная реклама на бренд (нужно составить список брендовых минус-слов).
- Кликандеры и попандеры.
- Мотивированный трафик.
- Adult-трафик (по ситуации).
- Группы в соц. сетях от имени бренда.
- Рассылки от имени бренда.
- Сайты, выдающие себя за официальный сайт бренда.
- Регистрацию пользователей, которые не давали на это согласие.
Иногда еще запрещают определенные ключевые фразы в поисковой контекстной рекламе или ограничивают показы по гео и времени. Также накладывают ограничения на публикацию купонов и промокодов в открытых источниках.
Рассылку по СМС, емейл, мессенджерам, пуш-уведомления, тизерные сети лучше ставить по согласованию.
Как выбрать ставку и метод оплаты в CPA-сетях
Варианты:
- За лид (обычный лид, квалифицированный лид, заявка на оплату).
- За продажу (процент или фикс).
С одной стороны бизнесу, конечно же, выгоднее платить % или фикс. оплату по факту продажи. С другой стороны, вебмастеру может быть не выгодно так работать, а ведь именно вебмастера выбирают с кем работать внутри сетки.
В случае оплаты от факта продажи у вебмастера возникают логичные вопросы:
1) Где гарантия, что его лиды отдел продаж не сольет в трубу? (гарантий ноль).
2) Как он может это контролировать и влиять на это? (никак).
3) Какой цикл сделки от лида до продажи? (точно будет временной зазор между лидом и продажей, а деньги на трафик вебмастер уже потратил и хочет скорейшей окупаемости и оборачиваемости денег).
Поэтому вебмастер все же будет приоритетно рассматривать офферы от рекламодателей с оплатой за лид или квал. лид.
Лично у меня был опыт, когда в Адмитаде наш оффер не рос нивкакую. Работали по модели оплаты % от выручки, всё было прозрачно, данные тянулись из CRM, но вебмастеров с нами работало мало. Что только не пробовали менять, всё равно наш оффер плохо брали в работу. Потом перешли на оплату за квал. лид и вебмастера начали активно брать наш оффер на тест, часть из них оставалась с нами и мы наконец начали расти!
Нужно рассчитать ставку так, чтобы это было выгодно бизнесу (нам).
Берем нашу допустимую цену за лид, делим на комиссию сетки и на НДС (чаще всего он есть), получаем сумму, которую мы будем платить вебмастеру. Также надо учесть, что еще может быть абонентская плата + НДС.
На примере Адмитада:
Ставка вебмастера * 1,35 (комиссия CPA-сети) * 1,2 (НДС) = итоговая сумма, что мы платим.
Допустим, мы готовы платить за 1 лид 800 р. Тогда 800 / (1,35 * 1,2) = 493,8 р. - будет получать вебмастер.
Или можно взять сумму, которую мы готовы платить вебмастеру и посчитать сколько всего мы будем платить (с учетом комиссии сетки и НДС):
350 (получит вебмастер) * 1,35 * 1,2 = 567 р. (итого наценка примерно +60%).
При расчетах не забываем, что ставки для вебмастеров должны быть одинаковые (хотя бы примерно) во всех сетках, иначе произойдет перекос вебмастеров куда-то в одну сеть + менеджеры CPA-сеток обычно тоже мониторят этот момент, т.к. это в их интересах.
Еще важно сделать запас в ставке на акции.
На что еще смотреть при выборе ставки:
- Посмотреть конкурентов.
- Спросить менеджера (в целом с менеджером надо дружить и много общаться).
- Держать в голове, что конверсия "лид-продажа" из разных каналов, CPA-сетей, от разных вебмастеров может быть разной. Поэтому ставку точно надо будет корректировать после запуска и получения реальных данных по конверсии и САС.
Еще фишки по ставкам:
- Лучше начать с небольшой ставки, дальше можно поднимать. Некоторые делают наоборот.
- Можно делать разные ставки на разные категории товаров, курсов и тд. Даже на разные товары.
- Нельзя делать разные ставки в разных сетках.
- Иногда ставят пониженную ставку на каналы связанные с купонами и промокодами. В целом можно делать разные ставки на разные каналы трафика.
- Можно делать разные ставки для новых и старых покупателей.
Описание оффера внутри CPA-сети
Описание оффера - это как ваша витрина, на которую смотрит в т.ч. вебмастер и принимает решение работать с вами или нет. Ну или как лендинг. Вот пару хороших примеров: SkyEng, SkillFactory, Умскул.
Давайте разберем важные моменты в описании:
1. Краткое описание компании / проекта (пару предложений с фактами, длинное описание здесь никому не интересно).
2. Описание оффера и выгода работы с ним для вебмастера.
3. Описание целевой аудитории и их сегментов. Идеально дать ссылку на исследование, которое построено в результате кастдевов и количественных опросов.
4. Преимущество ваших товаров / услуг на рынке. Почему вебмастеру нужно работать именно с вами.
5. Данные по сезонности.
6. Промо-материалы: баннеры, лендинги, виджеты, чат-боты и тд.
7. Информация об акциях.
8. География оффера.
9. Товарный фид для екомерса, курсов и тд.
10. Мотивационная лестница.
11. Доступные виды трафика (или запрещенные).
12. Будет плюсом наличие кейсов когда именно трафик хорошо конвертируется.
Еще иногда указывают в описании оффера:
- Время жизни cookie. Здесь обычно есть требования от самой сетки (стандарт - 30 дней), лучше уточнить этот момент у менеджера.
- Срок обработки (hold time). Важно не делать его длинным. Срок обработки (сверка) 1 раз в месяц считается нормальным показателям для вебмастера. Если больше - это уже плохо.
- Среднее время оплаты. Платить нужное также не реже, чем 1 раз в месяц. По возможности можно платить 2 раза в месяц - это будет плюс для вебмастера, но это еще надо согласовать с самой сеткой. Платить чаще, чем 2 раза в месяц смысла нет.
- Видео о том как вебмастерам лучше работать с оффером (или запись вебинара).
Аналитика, развитие оффера в CPA-сети и обязательные работы сразу после добавления
Что нужно делать в обязательном порядке:
- Попросить сделать бесплатную рассылку (часто такое есть в сетке) по вебам, сделать анонсы в соц. сетях в др. местах. Плюс отслеживать пришли ли вебмастера (могут не прийти по какой-то банальной тех. ошибке).
- Проводить вовремя сверки. Идеально настроить автосверку или делать ее руками 1 раз в неделю.
- Проводить вовремя оплаты.
- Отслеживать фрод.
- Оперативно информировать менеджера и вебмастеров о всех изменениях оффера.
- Дружить с менеджером и постоянно с ним общаться (мин. 1 регулярный созвон в неделю + постоянно в чате).
Больше информации про грамотную аналитику данных в работе с CPA-сетями и варианты увеличение выручки из этого канала читайте у меня в Телеграм-канале в отдельном посте.
Что такое фрод в CPA-сетях и почему важно его отлавливать
Фрод - мусорный трафик (лиды), за который вы платите деньги. Это просто выброшенные деньги в мусорку.
Основные вид фрода:
- Кукистафинг.
- Контекст на бренд.
- Тулбары со скидкой.
Антифорд-системы
На рынке есть ряд антифрод-сервисов, которые помогают справиться с этой проблемой. Есть антифрод и внутри CPA-сетей, но работает он обычно так себе + он как бы вызывает внутренний конфликт с интересами сетки, поэтому делать его хорошим вроде как нет смысла для самой CPA-сети.
Я советую admon.ai, использовал в одном проекте, доволен. Удавалось экономить порядка 100к./ мес.
В целом его есть смысл подключать, когда вы платите сеткам от 300к, лучше от 500к. в месяц. Может экономить до 15-20% бюджета. Но надо проверить на практике окупается ли он.
Мои лайфхаки по работе с CPA-сетями и мои ошибки
Хаки:
- При переходе на новые условия работы (например, переход с работы за % на оплату за лиды) можно сделать закрытый оффер и оставить на нем вебов, которые уже успешно работают, чтобы их не отпугнули новые условия.
- Переносить фишки из маркетинга в целом в CPA-сети и наоборот.
- Искать успешных вебмастеров и докапываться почему они успешные (каналы, воронки, способы лидгена).
- Отслеживать показатели конкурирующих офферов.
- Делать повышенную ставку новым вебам и тем кто был не активен 1 мес.
- Нормальный показатель выручки от CPA в маркетинг-миксе - от 15% (но бывает и ниже).
- Хороший рост от месяца к месяцу - это 10-15%. За год это икс 3.
Ошибки:
- На этапе запуска лучше предоставлять вебмастерам максимум условий и инструментов.
- Нет смысла спрашивать прогнозы на старте. Первые прогнозы могут быть только после 3 месяцев работы.
- Запуск на 1 месяц - ошибка, надо рассчитывать минимум на 3 месяца.
- Срочный запуск. Надо закладывать на запуск хотя бы 2 недели. Лучше 4.
- Оповещать об акции надо мин. за 5 дней до нее.
- В случае деактивации оффера нужно предупредить за 5 дней.
- Отклонять лиды без веского на то основания. Очень демотивирует вебмастеров, в итоге вы потеряете объемы.
Стоит ли создавать свою партнерку вместо использования CPA-сети?
Ранее я писал, что CPA-сети имеют доволи высокую комиссию. Обычно они констатируют 30-35%, но чаще всего наверх еще накидывается НДС, тогда получаем 1,35 * 1,20 = 1,62 или 62% наценки.
Кажется, что работать с вебмастерами / арбитражниками напрямую выгоднее, но есть много своих нюансов.
В своей практике я работал с несколькими ключевыми вебмастерами напрямую и просто организовал для каждого из них сквозную аналитику. Это простой способ снизить расходы и не строить какие-то сложные конструкции.
Однако, некоторые товарищи идут по пути джедаев и строят свои собственные партнерские программы. Нужно понимать, что в этом случае вам надо построить полноценный IT-продукт, в котором точно должен быть продакт-менеджер, разработчики (+ желательно тестировщик), дизайнер, служба поддержки для вебмастеров, внутренний маркетинг для привлечения вебмастеров в свою партнерку.
Перемножьте зарплаты каждого хотя бы на 6 месяцев и вы поймете, что своя партнерка - штука не дешевая на старте. Однако, многие компании все же идут по этому пути. Если брать мой любимый Эдтех, то там примерами могут быть SkyEng и SkillBox.
Неплохое решение - создать партнерку на базе AdvCake. Подключить их платформу можно быстро и комиссия снизится с 25-30% до 5-10%. Также там есть автоматизация выплат и документооборота. Есть антифрод, но, как я писал выше, при нормальных оборотах лучше использовать сторонний.
Как нанять менеджера по CPA-сетям и как потом им грамотно руководить
Здесь доволи много текста, поэтому я оставлю на VC только конспект. Полную версию о том как нанять такого специалиста и выстроить с ним грамотный менеджмент можно найти по ссылке в Телеге.
Процесс найма состоит из этапов:
- Отбор резюме.
- Интервью.
- Тестовое задание.
- Тестовая неделя.
- Тестовый период, планирование критериев.
Специфические вопросы к интервью, тестовое задание, лайфхаки по управлению менеджером по CPA-сети смотрите у меня в канале, вот в этом посте.
На этом всё, спасибо за внимание. Если у кого есть вопросы по CPA-сетям - велкам.