Как маркетплейсы разоряют селлеров: кому этот бизнес всё еще кажется выгодным

Несколько верных способов разориться на маркетплейсах и как этого избежать, расскажу в данной статье.

Как маркетплейсы разоряют селлеров: кому этот бизнес всё еще кажется выгодным

В среде начинающих предпринимателей циркулирует мнение, что один из самых простых и выгодных способов разбогатеть — торговля на маркетплейсах. Кажущаяся простота входа на рынок и активный подогрев темы со стороны онлайн-предпринимателей типа Аяза Шабутдинова, который на миллионы продавал курсы по выходу на маркетплейсы, привели к тому, что молодые и не очень бизнесмены тысячами пошли в так называемые «селлеры». Но реальность оказалось не столь радужна. Попробуем рассмотреть работу с маркетплейсами с точки зрения реального продавца.

Мечты селлера

О чем же мечтает современный селлер? Все просто: закупать дешевый товар (предположим, в Китае), выкладывать его на маркетплейсы с накруткой X10 и наблюдать, как ежемесячно на счет приходят долгожданные денежки. При этом, конечно, посвящать работе максимум 2-3 часа в день. Лучше просто для контроля работников. С Бали.

Запрос простой, но так ли легко достичь желаемого? Я опросил 7 независимых селлеров в разных нишах и попросил поделиться своим опытом, какие были ожидания от работы с площадками и с чем они столкнулись в реальности.

Среди респондентов обычные предприниматели в топовых нишах: косметики, бытовой химии, женской одежды и товаров для подростков. Каким был их путь и что они имеют сегодня?

Мама, всё сбылось!?

Как показало мое небольшое исследование, большая часть предпринимателей обратила внимание на этот канал в 2020-2021 году. Почти все рассматривали его как дополнительный источник заработка, сегодня же для многих он стал основным. Что не удивительно, учитывая сумасшедшие темпы развития маркетплейсов в России за последние годы.

Выгоды предпринимателей при работе с маркетплейсами на входе были очевидны: отсутствие затрат на аренду и оплату труда продавцов, расширение географии работы. Конечно же, все хотели меньше тратить и больше зарабатывать.

Сбылись ли эти мечты? У половины да, вторая же половина респондентов ожидала, что «все будет значительно проще в техническом плане и прозрачнее в финансовом».

Ожидания по поводу того, что организация продаж на маркетплейсах потребует меньшего включения собственника в процесс, не оправдалась ни у кого.

«Думал, что оно будет продаваться само: то есть выставил — и оно пошло. Я почти не уделял этому времени, поэтому все продавалось очень медленно. Казалось, все проще. Даже когда я уже нанял отдельного работника для МП, это все равно требовало времени: аналитика, нюансы, погрузки, отчеты. Главная сложность — пришлось в этом разбираться»

— делится опытом Вячеслав, селлер в категории косметики.

А как же те, у кого ожидания совпали с реальностью?

Работа на маркетплейсах последнее время напоминает очень сложный пазл, чтобы заработать нужно чтобы много что сошлось
Работа на маркетплейсах последнее время напоминает очень сложный пазл, чтобы заработать нужно чтобы много что сошлось

Кто успешен на маркетплейсах

Анализ ответов респондентов показал интересную закономерность: довольны этим каналом сбыта те, кто умеет считать и кто внимателен. Те, кто на стартовом этапе уделил время анализу конкурентов, ценообразованию, вник в тонкости и нюансы работы платформы с поставщиками, изучил особенности продаж в той или иной нише.

«В целом, ожидания оправдались. Это направление нравится, есть перспективы роста. Постоянно делаем просчеты, чтобы знать, что больше продается, и продвигать именно это. Благодаря расчетам поняли, что выгоднее продавать наборы»

— рассказывает Анна, селлер в категории БАД.

«Анализируешь рынок, тестируешь модель, цвета, размеры. Производишь товар, отгружаешь по разным региональным складам. Подключаешь рекламу»

— так работают на маркетплейсах новосибирские ребята, производители одежды.

Что мешает зарабатывать больше

Почти у всех опрошенных ожидания по заработку/оборотам не совпали с планами, и виной тому злостные конкуренты, которые не умеют считать.

По мнению Екатерины, торгующей подростковыми товарами, многие продавцы не считают юнит-экономику и рушат рынок ценой. В итоге все болтаются в нише дешёвой продукции и не зарабатывает никто.

Её мнение подтверждает продающая бытовую химию Валерия:

«Люди не понимают, как все устроено, как работает, и часто портят тебе статистику».

Почти единогласно важной проблемой в работе с маркетплейсами опрошенные предпринитемали назвали постоянную смену алгоритмов и правил работы площадки.

По данным исследования среди 1000 селлеров-клиентов Т-Банка, опрошенных банком 
По данным исследования среди 1000 селлеров-клиентов Т-Банка, опрошенных банком 

Случаются и просто вопиющие ситуации, когда из-за невнимательности или незнания «где посмотреть», товар селлера влетает в сумасшедшие акции площадки и в минуты распродается по цене ниже себестоимости.

«Мы никак не влияем на некоторые моменты: они могут в одностороннем порядке менять оферту, увеличивать комиссии, уменьшать нашу прибыль. Всё остальное можно настроить».

«Постоянно меняются правила и алгоритмы: только привыкнешь к одним и начнешь получать результат — они меняются, и приходится начинать сначала».

«На WB часто меняются правила работы. Все остальные проблемы только из-за незнания».

Итого: 3 секрета успеха на маркетплейсах

Резюмируя результаты наших бесед, становится очевидным, что хорошо зарабатывать на маркетплейсах можно при соблюдении трех правил.

1. Нужно готовиться к продажам и постоянно их оптимизировать.

«Тестировать, тестировать. Искать блогеров для раскрутки товара».

«Постоянно тестировать: выводить товар, пробовать его продвигать, если что-то не работает — менять это».

2. Нужно учиться считать и вкладывать деньги в продвижение.

«Если правильно строить экономику, иметь хороший товар, и тратить деньги на рекламу, то за сколько лет можно достичь успеха (если ничего не изменится со стороны маркетплейсов)».

3. Нужно изучать правила и следить за всем!

«Обязательно нужно анализировать спрос по России и вовремя подгружать товар».

Что делать тем, кто уже продает, но не доволен результатами?

Логично: выполнять перечисленные выше условия. Но сказать просто, а вот как это сделать? Делимся не просто советом, а живым инструментом.

Всё уже придумано, и велосипед изобретать не надо: используйте, например, MPSpace.

Этот сервис, который помогает:

  • изучать конкурентов и их цены,

  • правильно устанавливать цену на товар с помощью калькулятора;

  • экономить рекламный бюджет благодаря автоматической ставке;

  • следить за топ-товаров/категорий, выбирать товары для продажи;

  • использовать гибкое ценообразование: цена автоматом формируется под ситуацию без ущерба для селлера;

  • отслеживать ситуации, когда твой товар выпадает по цене из рынка;

  • следить за конкурентами, которые демпингуют, и наказывать (шутка);

  • следить за дистрибьюторами, не соблюдающими РРЦ и рушащими рынок.

Всего один сервис позволяет держать руку на пульсе, анализировать данные, даже не обладая навыками аналитика, и принимать правильные решения.

Если вы торгуете онлайн, учитесь и управлять процессом с применением IT-инструментов. Тем более на вышеупомянутом сервисе для новых пользователей есть возможность потестить функционал бесплатно в течение 14 дней. Этого хватит, чтобы оценить систему и удивиться, как вы раньше без неё жили и продавали.

Начните уже зарабатывать на маркетплейсах, а не зависеть ежедневно от их алгоритмов.

8
4
12 комментариев