Как жильцы дома добились штрафа для УК за то, что горячая вода была на 5 °С холоднее норматива

Недавно я рассказывал о том, как собственники жилья могут самостоятельно зафиксировать факт оказания некачественных коммунальных услуг. А вот пример из судебной практики, когда жильцам удалось добиться солидного штрафа для УК, хотя изначально на свои жалобы они получили лишь «отписки» и предложение устранить нарушения за свой счет.

Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Что случилось?

Собственники одного из многоквартирных домов Краснодара — особенно жильцы последних этажей — были недовольны температурой горячей воды. Однако на жалобы управляющая компания долгое время не реагировала.

Тогда жильцы решили действовать самостоятельно. В нескольких квартирах собственники сами провели проверку качества коммунальных услуг, которая показала, что вода из «горячего» крана имеет температуру 55 °C при нормативе не ниже 60 °C.

Собственники составили акты и направили их в УК. В ответ УК, наконец, прислала своих специалистов, которые тоже провели замеры и подтвердили нарушение.

Однако после этого управляющая компания направила председателю совета дома предложение переделать полотенцесушители во всем доме — якобы они были подключены неправильно. И, конечно, оплачивать переделку должны были сами собственники. УК даже подготовила смету на несколько миллионов рублей.

Председатель совета дома счел такое предложение, мягко говоря, нецелесообразным, собрал все документы и направил жалобу в Жилинспекцию.

Жилинспекция провела выездную проверку, измерила температуру, подтвердила нарушение и оштрафовала УК на 250 тыс. руб.

УК попыталась оспорить штраф в суде.

Что решили суды?

В суде управляющая компания настаивала на том, что она не несет ответственности за конструкцию полотенцесушителей во всем доме, из-за которой температура горячей воды значительно падает, пока она доходит до кранов. В систему водоснабжения горячая вода поступает с температурой, соответствующей нормативам.

Собственникам было предложено устранить проблему за свой счет, но они отказались. А переделывать полотенцесушители за свои деньги УК не обязана.

Однако суд постановил, что УК не права. Управляющая компания отвечает за качество коммунальных услуг перед потребителями. Согласно п. 5 Приложения 1 Правил N 354, температура горячей воды измеряется именно в точке водозабора, то есть у крана.

И жильцы, и УК, и проверка Жилинспекции неоднократно подтверждали, что температура горячей воды на 5 °C ниже норматива. Следовательно, права собственников нарушены.

А особенности конструкции полотенцесушителей — это проблема УК, и она не может использовать это в качестве оправдания для низкой температуры воды.

Управляющая компания попыталась оспорить штраф в апелляции, но безуспешно (Постановление 15 ААП по делу N 15АП-11557/2023).

Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Как жильцы дома добились штрафа для УК за то, что горячая вода была на 5 °С холоднее норматива
3 комментария