Как книжный клуб помог ВкусВиллу выйти в регионы: делимся инструкцией, чтобы читать с пользой для команды и бизнеса

Обычно в книжный клуб ходят, чтобы хорошо провести время, или не ходят вовсе, потому что «ой, да там же скукотень». Для нас же это площадка для развития компании, команд и сотрудников. Благодаря клубу мы вышли в регионы, создали новый отдел и постоянно улучшаем рабочие процессы. Рассказываем, как нон-фикшен помогает находить инсайты для бизнеса.

Как книжный клуб помог ВкусВиллу выйти в регионы: делимся инструкцией, чтобы читать с пользой для команды и бизнеса

С чего всё начиналось

На старте, когда команда была совсем небольшой, ребята обменивались книжными рекомендациями и интересными идеями, которые появились после прочтения. Основатель компании Андрей Кривенко начал проводить книжные клубы в необычном формате, где обсуждение идей совмещали с элементами бизнес-тренинга.

Как книжный клуб помог ВкусВиллу выйти в регионы: делимся инструкцией, чтобы читать с пользой для команды и бизнеса

Со временем формат книжных клубов менялся, сейчас такие встречи вообще стали частью системы обучения сотрудников.

Евгения Барсукова
менеджер по обучению и развитию персонала во ВкусВилле

«Я пришла в компанию как продавец, сменила несколько ролей и сейчас работаю в отделе обучения. Когда начала изучать, как были выстроены процессы раньше, узнала про опыт первых книжных клубов и решила погрузиться в эту тему. Прошла обучение на фасилитатора и попробовала пересобрать формат клуба, добавить техники группового обсуждения. Получились не просто беседы, а полноценные фасилитационные сессии. И главное — формат зашёл, людям нравится говорить о себе, делиться мыслями. Самое ценное в наших книжных клубах — возможность переопылиться, послушать опыт других, высказаться самому и уйти с горой новых идей. За 2024 год мы прочитали и обсудили 20 книг, а встречи клуба посетили 1000 человек».

В чём польза книжных клубов

Клуб может стать основой для позитивных изменений внутри компании. При обсуждении бизнес-литературы участники вместе разбирают идеи автора и придумывают, как применить их в своей работе.

Во ВкусВилле мы проводим встречи двух форматов: регулярные общие и для отдельных команд по запросу их лидеров.

Регулярные книжные клубы

На общие встречи могут приходить все желающие. Мы заранее анонсируем книгу, и сотрудники, которым интересна заявленная тема, присоединяются к обсуждению.

Как книжный клуб помог ВкусВиллу выйти в регионы: делимся инструкцией, чтобы читать с пользой для команды и бизнеса

«Книжный клуб во ВкусВилле открыт для всех команд и отделов, никаких ограничений нет. У нас есть пример, как сотрудник магазина стремился развиваться: часто посещал книжные клубы, общался там с коллегами, перенимал опыт. В результате он вырос из должности продавца зоны кафе до помощника управляющего».

Евгения Барсукова, менеджер по обучению и развитию персонала во ВкусВилле

После каждой встречи книжного клуба мы просим участников поделиться обратной связью о мероприятии. Вот что они говорят:

Как книжный клуб помог ВкусВиллу выйти в регионы: делимся инструкцией, чтобы читать с пользой для команды и бизнеса

Книжные клубы по запросу

Иногда лидеры команд приходят с запросом проработать определённую тему. Это могут быть задачи вроде «пересмотреть рабочие процессы», «найти идеи для развития продукта».

Главная польза от таких встреч — решить проблему, закрыть конкретную боль. А сам процесс совместного обсуждения книги помогает:

  • Сплотить команду, дать каждому возможность высказаться.
  • Провести мозговой штурм, собрать идеи.
  • Использовать схему «кради как художник» — взять готовые идеи из книги и адаптировать для своих задач.

Например, ребята из команды управления технологиями и настройками доставки разрабатывают мобильное приложение для курьеров. В какой-то момент они почувствовали, что перестали работать слаженно, не было единого инфополя, появилось выгорание. Чтобы разобраться со всем этим, выбрали книгу Марти Каган «Вдохновленные».

На книжном клубе они сформулировали и забрали на проверку несколько гипотез. Одна из них — провести хакатон с разработкой, чтобы мотивировать ребят генерировать новые идеи для продукта. Ещё запланировали проводить стажировки в дарксторах для инженеров, чтобы глубже погрузить их в контекст работы курьеров и в нюансы, которые важно учесть при обновлении приложения.

Как организовать книжный клуб

Шаг 1. Сформулируйте проблему, которую поможет решить встреча книжного клуба, например: «Пересмотреть рабочие процессы», «Найти точки роста внутри командной работы», «Собрать гипотезы для улучшения продукта», «Запустить новый проект».

Придумайте конкретный вопрос, ответ на который может быть спрятан в книге 
Придумайте конкретный вопрос, ответ на который может быть спрятан в книге 

Шаг 2. Выберите книгу. Отталкивайтесь от конкретной цели или запроса. Фокусируйтесь на задачах компании или конкретной команды, чтобы потом «приземлить» идеи автора и получить от встречи практическую пользу.

Мы читаем только нон-фикшен, бизнес-литературу. Чаще всего это жанры: популярная психология, саморазвитие, работа в эпоху перемен, работа с командой. Выбираем что-то из обязательного перечня — есть 10–15 главных книг, которые «сделали» ВкусВилл, по ним можно сориентироваться в ценностях и подходе к работе в компании. Другой вариант: книги, которые предлагают коллеги. Например, может быть запрос на сплочение команды, и кто-то приносит книгу, где описаны подходящие инструменты.

Шаг 3. Анонсируйте встречу книжного клуба. Оставьте запас времени, чтобы все желающие успели изучить книгу, — примерно три недели.

Важное правило: не заставляйте людей читать. Дайте сотрудникам свободу выбора: можно послушать фрагменты, пролистать саммари, найти видеоразбор. Если кто-то совсем не знает содержания книги — он сможет погрузиться в контекст уже в процессе обсуждения и тоже получить инсайты.

Шаг 4. Продумайте программу встречи. При подготовке подробно ответьте на несколько вопросов:

  • Цель — для чего нужна эта встреча.
  • Продукт — что хотим получить в итоге.
  • Участники — кто придёт, сколько человек.

При количестве участников до 20 человек у каждого будет возможность высказаться и вовлечённо поработать над задачами. Встречи книжного клуба могут посещать и 100 человек — такое возможно, просто формат получится более развлекательным.

Оптимально проводить мероприятие в первой половине дня, когда мозг работает активнее. А вечером, после рабочих задач, переключиться на книгу и поиск идей будет сложнее. Закладывайте на совместное обсуждение от четырёх часов плюс время на перерывы.

Шаг 5. Проведите встречу книжного клуба. Примерный план выглядит так:

→ Познакомьте участников встречи: например, предложите каждому представиться и рассказать интересный факт о себе.

→ Вместе обсудите главные идеи книги.

→ Сформулируйте проблему, которую нужно решить, например: «Какие идеи из книги мы можем использовать, чтобы увеличить выручку в 10 раз?».

→ Организуйте работу в мини-группах, чтобы генерировать гипотезы, обсуждать их и делать выводы.

→ Подведите итоги, вместе соберите лучшие идеи.

→ Завершите встречу обсуждением, какие результаты получили участники, что готовы забрать в работу прямо сейчас.

Как сделать встречи книжного клуба полезными

Обучите ведущего работать с группой. Решите, кто из сотрудников будет вести направление, чтобы выстроить системную работу и получать пользу. По сути, книжные клубы в таком формате — полноценная фасилитационная сессия. Важно, чтобы ведущий знал, как организовать обсуждение и вовлечь всех участников в дискуссию.

Освободите время от рабочих встреч и задач. Выделите окно в своём расписании, чтобы полноценно погрузиться в обсуждение книги. Если вы руководитель — дайте такую возможность своей команде.

Используйте разные механики в процессе встречи. Помогите участникам посмотреть на книгу под разными углами. Например, предложите разбиться на пары и ответить на вопросы по ретроспективной технике 4Ls:

Как книжный клуб помог ВкусВиллу выйти в регионы: делимся инструкцией, чтобы читать с пользой для команды и бизнеса

Каждый раз выбираем новые механики — всё зависит от запроса и конкретной книги. Например, на встрече по «Ненасильственному общению» Маршалла Розенберга проводили ролевые игры, вместе тренировались проговаривать модели, которые описывает автор.

Подготовьте всё для мозгового штурма. На офлайн-встречах используйте доски-флипчарты, маркеры, стикеры, чтобы зафиксировать все идеи и не упустить ничего важного.

В книжных клубах для удалённых команд обязательно используйте интерактивные доски, работайте с включёнными камерами и звуком. Если технической возможности для этого нет — от онлайн-формата лучше отказаться.

Приглашайте спикеров. Эксперт может подсветить ключевую тему или рассказать о своём опыте, поделиться реальными кейсами.

Фиксируйте итоги. Результаты встречи можно оцифровать, собрать инсайты и выводы в электронном виде, чтобы они всегда были под рукой. Ещё полезно сразу составить план реализации новых идей: расписать задачи и назначить ответственных.

Как книжный клуб помог ВкусВиллу выйти в регионы: делимся инструкцией, чтобы читать с пользой для команды и бизнеса

Как развивать культуру чтения в компании

Хотим поделиться советами, которые помогут заинтересовать сотрудников идеей книжных клубов и развивать культуру чтения в вашей компании:

  • Формируйте корпоративную библиотеку: в бумажном или электронном виде.
  • Ведите тематический телеграм-канал — например, у нас есть «ВкусВилл читает».
  • Выпускайте подкасты про книги.
  • Устраивайте выездные книжные клубы для сотрудников в регионах.
  • Проводите онлайн-встречи книжного клуба для удалённых команд.
  • Начните с проверенных книг, где много классных идей:

«Антихрупкость», Нассим Талеб — как принимать решения и развивать бизнес в нестабильное время. ВкусВилл почерпнул для себя два ключевых принципа системы управления: опциональность и избыточность.

«Пять пороков команды», Патрик Ленсиони — как строить командную работу и управлять коллективом, а ещё про взаимодействие с коллегами и силу команды.

«Корпоративная религия», Йеспер Кунде — как выстроить единую концепцию позиционирования компании, чтобы привести бизнес к процветанию.

«Доставляя счастье», Тони Шей — как выстраивать внутреннюю и внешнюю корпоративную культуру, чтобы клиенты хотели обращаться в вашу компанию снова и снова.

«Взлом роста», Денис Мартынцев — как генерировать и проверять гипотезы, чтобы развивать продукты и масштабировать бизнес.

«Бизнес с нуля», Эрик Рис — как по-новому посмотреть на процесс тестирования и реализации новых идей.

«Принцип „чёрного ящика“», Мэтью Сайед — как превратить ошибки и неудачные решения в основу для будущих успехов.

11
3
6 комментариев