Цифровой гигант и маленький человек. Как ИП потерял с Яндекс.Маркетом 3млн. рублей...
Доброго дня Вам друзья.
Это статья о безразличии цифровых гигантов к отдельным людям, как индивидуальный предприниматель потерял на Яндекс.Маркете 3 120 000 руб., пытаясь торговать на площадке. Как это произошло, почему и откуда такая цифра, и наконец как "помог" Яндекс.
Дело было в славном граде Краснодар, прекрасном южном городе. Наш клиент работает в электротехнической отрасли, продает оптом товары связанные с электрикой : кабели, провода, розетки, автоматы, инструменты и т.п. Назовем нашего клиента Иваныч, дабы не указывать его личные данные .
И вот, в апреле 2023 года , Иваныч зарегистировался на Яндекс.Маркете в качестве продавца, естественно до этого он купил и прошел курсы "Как стать миллиардером продавая на маркет плейсах " за 1999руб. Шучу....
Идея была в том, что уже имея хороший опыт в продажах, Иваныч думал расширить оные через еще один канал сбыта, маркет плейсы. Т.к. тогда еще, ему сильно нравились сервисы Яндекса, то первым делом решил "начать" с Яндекс.Маркета.
Для работы на маркетах у Иваныча все было : широкий ассортимент товаров , а это около 35 000 SKU (позиций) , хорошие входные цены, склад, логистика и т.п.
Вот и начал Иваныч заводить карточки товаров на маркете, и по чуть-чуть торговать. Цены у Иваныча были нормальные - товары начали заказывать, по началу 1-2-3 в день. Заказов было мало и Иваныч изучал каждый этап. Время шло, он осваивался в ценообразовании и деталях работы маркета. Поработав немного в таком "лайтовом" режиме, Иваныч увидел "перспективу" в данном канале сбыта и решил, что необходимо выйти на "нормальный объем". Но для этого нужно было решить ряд задач и проблем.Тут мы ему и пригодидись. Иваныч - наш друг, поэтому мы решили ему помочь и автоматизировать все процессы которые возможны, чтобы было "быстро и эффективно".
Что было сделано:
1) выгружены карточки с ценами (всего мы выгрузили около 650 000 карточек на его аккаунте).
2) автоматизировали обновление остатков (здесь начались первые проблемы - о них как раз ниже)
3) автоматизировали заказ товара у поставщиков (и здесь начались первые проблемы )
4) автоматизировали остальные процессы (уведомления,заказ-наряды на склад и т.п. - ничего особенного и интересного).
Схема работы была такая: клиент заказывал товар на маркете, на выполнение данного заказа и Иваныча было 2 дня, программа смотрела наличие товара на складе Иваныча в г.Краснодар и ставила его в резерв с пометкой собирать, а если товара не было, то заказывала товар у поставщика, и этот товар приходил с Ростова (тот который Папа, он же на Дону) на следующий день.
Все начало работать. Заказы пошли.
Иваныч решил взять под это дело дополнительный персонал, т.к. существующие работники не успевали этим заниматься: сборщик на склад - 65т.р. в месяц (для начала) и водитель на доставку - 75т.р. в месяц (для начала).
Хорошая перспектива была.....была....
Начались проблемы.
Первая проблема: это обновление актуальных остатков. Начались случаи, когда заказ прилетал от клиента, а товара уже не было в наличии, его продали офлайн . Обновлять остатки на складе Иваныча в Краснодаре онлайн не было проблем, а вот обновлять остатки товаров которые привозил поставщик с Ростова мы не могли . Поставщик давал актуальную складскую справку утром в 7.00 и только один раз в день, а т.к. покупателей помимо Иваныча у этого поставщика было еще много, то естественно за день могли купить под ноль (остаток) какую-то позицию. А позиций всего у поставщика на складе было +/- 35 000. И вот на момент заказа, естественно чего-то не оказывалось в наличии, и приходилось отменять заказ. Рейтинг падал, количество заказов Яндекс сокращал.
Яндексу плевать на проблемы Иваныча, есть правила - выполняй или.......
Иваныч нервничал... Денег было вложено уже "куча", а ограничение количества заказов от Яндекса приводила систему в минусовую рентабельность.
Мы думали не выводить на Яндекс остатки товаров, количество которых меньше 10штук, но решили отказаться от такой тактики, т.к. иногда именно эти товары были востребованы клиентами. Прикинули что попадем в "нормальный %" отмен заказов при таком количестве.
Вторая проблема: некондиция или отсутсвие товара на складе постсвщика.
Повторюсь, у основного поставщика на складе около 35 000 позиций, которые торговались на Яндексе.
И вот были заказы товаров , которых в принципе больше нигде не было в продаже кроме
как к у Иваныча на Яндекс.Маркете.Например , какой-то хрустальный плафон давно снятый с производства . Женщина которая его купила, была очень благодарна , т.к. его невозможно было нигде купить. Но естественно бывало такое, что среди 35 000 товаров Ростовский поставщик мог чего-то не найти у себя на складе, и такое бывало часто. Инвентаризацию поставщик этот делать не хотел , да и зачем ему это. Естестевнно, приходилось опять отменять заказ, рейтинг падал, Яндекс ограничивал колличество заказов.
Яндексу плевать на проблемы Иваныча, есть правила - выполняй или.......
Иваныч нервничал.....
Худо-бедно дело шло. Иваныч работал в минус , но держался. Надежда была на то , что ситуация выправиться, и количество отмен придет в такие пределы , что Яндекс будет считать их в пределах нормы и не ограничит заказы.
Но все решил Юг. Нет, это не прозвище кладовщика. Юг - регион нашей необъятной Родины. А именно лето 2024. Оно было аномально жарким. Начались сбои по поставкам.Работники складов Краснодара и Ростова работали иногда в невыносимых погодных условиях. Заказы не успевали физически собирать в регламентное время, поэтому в установленные Яндексом 2 дня, Иваныч отгружать не успевал. Рейтинг падал. Яндекс заблокировал магазин. Началось очередное общение со службой "поддержки" Яндекс.Объяснили им ситуацию. Служба поддержки "передала коллегам" информацию, Иваныч в "плане по улучшению" работы магазина указал что у него связи на самом верху, и что скоро человек будет на рабочем месте и сместит антициклон куда подальше (возможно даже ближе к Вашинктонску) , так что аномальная жара спадет и все выдохнут....
Иваныч нервничал, но уже меньше......
Магазин разблокировали, но антициклон еще не сместили.
И вот , случилось неожиданное, беда. На подстанцию , откуда питается склад поставщика прилетели дроны. Опять начались сбои по поставкам.Заказанные товары опять не успели собрать, это длилось около недели-двух, пока ставили дизель-генераторы и ремонтировали подстанцию. Магазин опять заблокировали. Мы опять обратились в службу "поддержки" Яндекса, объяснили ситуацию , нас попросили "подтвердить" информацию о дронах....... Мы ответили, что обратимся в Министерство Обороны. Другого ничего в голову не пришло, как службе "поддержки" Яндекса подтвердить прилет дрона на подстанцию? Служба "поддержки" Яндекса "передала информацию" коллегам.
МО - не отвечало.
Иваныч перестал нервничать.
Яндексу плевать на проблемы Иваныча, есть правила - выполняй или.......
Служба "поддержки" Яндекса молчала, потом написала "предоставьте план по изменению качества" . Иваныч подумал , что уж нет, хватит с него и перемещения антициклона в Вашинктонск. И , наконец, улыбнулся и спросил: чего они хотят ? "выполняй или......." и выбрал "или..."
Так и закончилась история работы с цифровым гигантом - Яндекс.Маркетом.
Итог :
Потери Иваныча в рублях за этот период 3 120 000 руб. Это как он сказал "основные" . ЗП сборщик 12 месяцев Х 65000руб. = 780 000руб.; водитель-доставщик 12 месяцев Х 75000руб. = 900 000руб.; интеграция,сопровождение и другое 12 месяцев Х 120 000 = 1 440 000руб.
На прибыль он так и не вышел, т.к. с ограничениями и блокировками он так и не смог "выйти на объем".
Времни ушло на "попробовать" окло 1,5 лет.
Вывод : даже при таких крупных массивах и данных как у Яндекса, думаю что должна оставаться возможность регулирования вопросов в "ручном режиме" , т.к. невозможно все описать регламентом.
P.S. Иваныч никого не винит, Иваныч из наших - он сильный.
P.P.S. Считаю, что Иваныч должен попробовать все-таки другие площадки : ОЗОН,ВАЙЛБЕРИЗ,СБЕР И ПСБ. Иначе гештальт не закрыт, и канал до конца не отработан.
Яндексу плевать на проблемы Иваныча.......а нам нет !