Почему в обучении человеку нужен помощник, или как задать нужное настроение образовательному проекту?
Про школу
Обучение — фундаментальный процесс, который тянется через всю жизнь. С раннего детства мы не просто учимся, мы учимся учиться.
Родители и воспитатели, педагоги, преподаватели, наставники и кураторы — все эти люди на разных этапах взросления вкладывали в нас свои знания. Но фактически они совершали намного больше: направляли нас в потоке информации, мотивировали, помогали приобрести и осмыслить новый опыт, а после двигаться дальше.
Вспомните школьные годы, вспомните учителей. Держу пари, большинство из вас отдавали предпочтение тем урокам, которые вёл харизматичный, воодушевлённый педагог. Такой мог запросто «влюбить» в предмет.
Лично мне, всегда нравилась математика. Мой преподаватель был строгим, но справедливым. С его помощью я приобрёл навыки, которые применяю по сей день, чтобы зарабатывать деньги и предлагать клиентам нашего агентства решения, основанные на математически достоверных данных.
Но речь не обо мне.
В статье я хочу разобрать, как поддержка влияет на обучение на разных этапах жизни, и почему даже в профессиональном образовании важна роль «помощника». И на примере сервиса Школа экспертов покажем, как внедрение маскота Матвея улучшило процесс обучения и адаптации сотрудников и даже изменило правила игры в устоявшейся нише.
Обучение через взаимодействие
В детстве обучение строится через взаимодействие: дети наблюдают за взрослыми и друг за другом, анализируют, копируют и приобретают новый опыт.
В школе учебный процесс курирует преподаватель. Под его руководством дети учатся получать и обрабатывать информацию. В своей научной работе известный советский педагог и основоположник социальной психологии Лев Семёнович Выготский приходит к выводу, что ребенок лучше усваивает знания в диалоге, а не в одиночку.
Есть пара когнитивных искажений на этот счет:
- Эффект авторитета, который гласит, что людям легче учиться, если есть наставник, чье мнение они уважают.
- Эффект Пигмалиона, который гласит что вера наставника реально влияет на успехи.
Важен и игровой аспект. Дети обучаются легче, когда процесс превращается в игру. Именно поэтому в детских учебниках, мультфильмах и онлайн-ресурсах присутствуют маскоты — герои, которые делают обучение увлекательным.
Обучение взрослых
Кажется, что справедливо требовать от взрослого человека самостоятельности в обучении, но это ни так. Учеба для взрослого человека — вызов и выход из зоны комфорта. Ведь обучающий курс придётся совмещать с работой, хобби и домашними хлопотами.
Спросите себя:
- Как найти мотивацию?
- Как выделить время?
- Как не отвлекаться при изучении материала?
- Как вообще внедрить время для обучения чему-то новому, особенно если в нем нет личных целей, напрямую влияющих на жизнь?
Теперь к делу
Кто мы?
Мы — диджитал-агентство «Синдром отличника». Помогаем образовательным проектам расти, расширять клиентскую базу и эффективно взаимодействовать с аудиторией. Мы разрабатываем сайты по технологии Data-Driven Design, внедряем таргетированную и контекстную рекламу, привлекаем аудиторию через социальные сети, емейл и запускаем онлайн-курсы в формате SCORM.
Опираясь на опыт сотрудничества с учебными центрами, онлайн-школами и профессиональными объединениями, мы создаем индивидуальную стратегию развития, которая помогает образовательным проектам становиться ближе к клиентам и достигать поставленных целей.
Абстрагирование задачи и маскот. О чем здесь речь?
Давайте возьмем за основу паттерн про обучение через наставника, о котором рассуждали выше, и применим его к онлайн-обучению. Используем такой метод как абстрагирование задачи.
Абстрагирование задачи помогает выделить ключевые элементы из реальной ситуации и перенести их в другую среду — в нашем случае из офлайн-обучения в онлайн-обучение.
Определяем ведущие функции учителя в традиционном обучении:
- Объяснение материала.
- Поддержка и мотивация.
- Обратная связь и проверка знаний.
- Организация процесса обучения.
- Создание эмоциональной связи с учеником.
Переносим эти функции в онлайн-формат — абстрагируем.
Задача: сохранив, адаптировать их для цифровой среды с помощью маскота.
Матвей из Школы экспертов
Итак, маскот — это персонаж (обычно в виде животного, человека или фантастического существа), который выступает в качестве помощника, наставника, цифрового ассистента. Ассоциируется с брендом и помогает создать эмоциональную связь.
Несколько примеров:
Пчела – Билайн
Символ мобильности и скорости. Пчела используется в коммуникациях с широкой аудиторией, в том числе со взрослыми пользователями.
Леопард Лео – Альфа-Банк
Персонаж, олицетворяющий динамичность и современность. Используется в digital-коммуникациях и мобильных сервисах.
Медведь – Единая Россия
Политический маскот, символ силы и стабильности.
Сова Дьюи — Duolingo (Сова Дьюи):
В приложении для изучения языков сова напоминает о занятиях и подбадривает пользователей.
Бот Skill (робот) – Skillbox
Визуальный образ цифрового помощника, сопровождающего пользователей в процессе обучения.
Адаптируем под цифровую среду
Вводим маскота, который:
- Объясняет сложные вещи простым языком, дает подсказки.
- Подбадривает, хвалит за прогресс, напоминает о целях.
- Задает вопросы, предлагает мини-тесты, дает советы по ошибкам.
- Помогает планировать обучение, напоминает о дедлайнах.
- Общается в дружеском тоне, добавляет юмор и легкость в процесс.
Идеальный учитель получается: плохие оценки не ставит, замечания в дневник не записывает.
Так и появился мишка маскот по имени Матвей
Он веселый, пытливый до знаний и разносторонний. А еще патриотичный.
Как он появился?
Мы провели исследование среди потенциальной аудитории проекта, составили портрет, продумали характер и сопутствующие детали, а наш иллюстратор подготовил три варианта.
Сравнили все варианты и выбрали тот, который оказался ближе всего сердцу пользователей и наиболее точно подходил под требуемый характер.
После Матвей эволюционировал в 3D версию.
А еще немногим позже «ожил».
Почему он действительно работает?
Наш мозг запоминает образы и взаимодействие с персонажами лучше, чем сухой текст или абстрактные инструкции. С маскотом обучение становится живым и эмоциональным.
Матвей вовлекает, создаёт ощущение личного общения и сопричастности: вместе с ним студент чувствует, что не один проходит этот путь.
Учёба с маскотом становится легче и интересней, ведь для пользователей сервиса он:
Снижает нагрузку на мозг, упрощает восприятие информации.
Проводит экскурсию внутри сервиса (онбординг).
Помогает в организации процесса, напоминает о задачах и мотивирует на разных этапах прохождения курса: емейл-уведомления, тестирования промежуточного и итогового контроля, подсказки по курсу.
Всегда на связи и готов помочь.
Задает позитивный настрой в изучении непростого для понимания материала.
Появление маскота помогает не только пользователям сервиса, но и команде «Школы экспертов». Благодаря Матвею стало проще заключать сделки:
- Встреча с маскотом на сайте, в социальных сетях, в коммерческом предложении, рекламной кампании и даже в отправленном на почту письме неизменно вызывает у клиента симпатию к продукту.
- Обаятельный цифровой персонаж запоминается и даёт возможность отстроиться от конкурентов. Нишевых решений схожего формата мы не встречали.
- Снова задает позитивный настрой в реализации непростого сервиса и материалов.
Например, среди клиентов Хуавей Россия, Вкусно и Точка, Телекомпания НТВ.
Теперь к выводам
Поддержка важна на всех этапах обучения
В детстве и во взрослом возрасте учитель помогает преодолеть барьеры в обучении, будь то страх ошибок, нехватка мотивации или сложности с восприятием информации.
Роль маскотов в цифровом обучении
Маскот, как цифровой наставник, выполняет ключевые функции учителя: объясняет материал, поддерживает, мотивирует и создает эмоциональную связь с пользователем. Это особенно важно в онлайн-среде, где не хватает живого взаимодействия.
Будущее образовательных проектов — в персонализированном обучении с цифровыми помощниками!
Маскот Матвей стал не просто визуальным элементом, а полноценным помощником для пользователей и инструментом для команды. Он улучшает вовлеченность, помогает организовать процесс обучения и делает сервис запоминающимся.
Прохождение курсов ДПО из скучной формальности превратилось в увлекательное интерактивное приключение. Появление дружелюбного маскота «разбавляет» сухой учебный материал, улучшая концентрацию внимания. Такой подход впервые используется в сфере обучения охране труда и выгодно выделяет «Школу экспертов» среди конкурентов.
Будущее образовательных проектов — в персонализированном обучении с цифровыми помощниками!
Внедрение маскотов и интерактивных персонажей в образовательные проекты открывает новые возможности для вовлечения и удержания аудитории, особенно в профессиональной среде.
В профессиональной среде приходится осваивать много новой информации. Цифровые помощники облегчают её восприятие и снижают стресс.
Когда обучение становится интересным и интерактивным, люди охотнее возвращаются к нему и лучше запоминают материал. Маскот выполняет роль друга, который всегда готов подсказать и подбодрить.
Переходите по ссылке на сайт «Школы экспертов», чтобы поближе познакомиться с Матвеем и оценить, как он вписан в образовательную канву