Почему в обучении человеку нужен помощник, или как задать нужное настроение образовательному проекту?

Почему в обучении человеку нужен помощник, или как задать нужное настроение образовательному проекту?

Про школу

Обучение — фундаментальный процесс, который тянется через всю жизнь. С раннего детства мы не просто учимся, мы учимся учиться.

Родители и воспитатели, педагоги, преподаватели, наставники и кураторы — все эти люди на разных этапах взросления вкладывали в нас свои знания. Но фактически они совершали намного больше: направляли нас в потоке информации, мотивировали, помогали приобрести и осмыслить новый опыт, а после двигаться дальше.

Вспомните школьные годы, вспомните учителей. Держу пари, большинство из вас отдавали предпочтение тем урокам, которые вёл харизматичный, воодушевлённый педагог. Такой мог запросто «влюбить» в предмет.

Лично мне, всегда нравилась математика. Мой преподаватель был строгим, но справедливым. С его помощью я приобрёл навыки, которые применяю по сей день, чтобы зарабатывать деньги и предлагать клиентам нашего агентства решения, основанные на математически достоверных данных.

Но речь не обо мне.

В статье я хочу разобрать, как поддержка влияет на обучение на разных этапах жизни, и почему даже в профессиональном образовании важна роль «помощника». И на примере сервиса Школа экспертов покажем, как внедрение маскота Матвея улучшило процесс обучения и адаптации сотрудников и даже изменило правила игры в устоявшейся нише.

Обучение через взаимодействие

В детстве обучение строится через взаимодействие: дети наблюдают за взрослыми и друг за другом, анализируют, копируют и приобретают новый опыт.

В школе учебный процесс курирует преподаватель. Под его руководством дети учатся получать и обрабатывать информацию. В своей научной работе известный советский педагог и основоположник социальной психологии Лев Семёнович Выготский приходит к выводу, что ребенок лучше усваивает знания в диалоге, а не в одиночку.

Есть пара когнитивных искажений на этот счет:

  • Эффект авторитета, который гласит, что людям легче учиться, если есть наставник, чье мнение они уважают.
  • Эффект Пигмалиона, который гласит что вера наставника реально влияет на успехи.

Важен и игровой аспект. Дети обучаются легче, когда процесс превращается в игру. Именно поэтому в детских учебниках, мультфильмах и онлайн-ресурсах присутствуют маскоты — герои, которые делают обучение увлекательным.

Обучение взрослых

Кажется, что справедливо требовать от взрослого человека самостоятельности в обучении, но это ни так. Учеба для взрослого человека — вызов и выход из зоны комфорта. Ведь обучающий курс придётся совмещать с работой, хобби и домашними хлопотами.

Спросите себя:

  • Как найти мотивацию?
  • Как выделить время?
  • Как не отвлекаться при изучении материала?
  • Как вообще внедрить время для обучения чему-то новому, особенно если в нем нет личных целей, напрямую влияющих на жизнь?

Теперь к делу

Кто мы?

Мы — диджитал-агентство «Синдром отличника». Помогаем образовательным проектам расти, расширять клиентскую базу и эффективно взаимодействовать с аудиторией. Мы разрабатываем сайты по технологии Data-Driven Design, внедряем таргетированную и контекстную рекламу, привлекаем аудиторию через социальные сети, емейл и запускаем онлайн-курсы в формате SCORM.

Опираясь на опыт сотрудничества с учебными центрами, онлайн-школами и профессиональными объединениями, мы создаем индивидуальную стратегию развития, которая помогает образовательным проектам становиться ближе к клиентам и достигать поставленных целей.

Абстрагирование задачи и маскот. О чем здесь речь?

Давайте возьмем за основу паттерн про обучение через наставника, о котором рассуждали выше, и применим его к онлайн-обучению. Используем такой метод как абстрагирование задачи.

Абстрагирование задачи помогает выделить ключевые элементы из реальной ситуации и перенести их в другую среду — в нашем случае из офлайн-обучения в онлайн-обучение.

Определяем ведущие функции учителя в традиционном обучении:

  1. Объяснение материала.
  2. Поддержка и мотивация.
  3. Обратная связь и проверка знаний.
  4. Организация процесса обучения.
  5. Создание эмоциональной связи с учеником.

Переносим эти функции в онлайн-формат — абстрагируем.

Задача: сохранив, адаптировать их для цифровой среды с помощью маскота.

Матвей из Школы экспертов

Итак, маскот — это персонаж (обычно в виде животного, человека или фантастического существа), который выступает в качестве помощника, наставника, цифрового ассистента. Ассоциируется с брендом и помогает создать эмоциональную связь.

Несколько примеров:

Пчела – Билайн

Символ мобильности и скорости. Пчела используется в коммуникациях с широкой аудиторией, в том числе со взрослыми пользователями.

Леопард Лео – Альфа-Банк

Персонаж, олицетворяющий динамичность и современность. Используется в digital-коммуникациях и мобильных сервисах.

Медведь – Единая Россия

Политический маскот, символ силы и стабильности.

Сова Дьюи — Duolingo (Сова Дьюи):

В приложении для изучения языков сова напоминает о занятиях и подбадривает пользователей.

Бот Skill (робот) – Skillbox

Визуальный образ цифрового помощника, сопровождающего пользователей в процессе обучения.

Адаптируем под цифровую среду

Вводим маскота, который:

  1. Объясняет сложные вещи простым языком, дает подсказки.
  2. Подбадривает, хвалит за прогресс, напоминает о целях.
  3. Задает вопросы, предлагает мини-тесты, дает советы по ошибкам.
  4. Помогает планировать обучение, напоминает о дедлайнах.
  5. Общается в дружеском тоне, добавляет юмор и легкость в процесс.

Идеальный учитель получается: плохие оценки не ставит, замечания в дневник не записывает.

Так и появился мишка маскот по имени Матвей

Он веселый, пытливый до знаний и разносторонний. А еще патриотичный.

Как он появился?

Мы провели исследование среди потенциальной аудитории проекта, составили портрет, продумали характер и сопутствующие детали, а наш иллюстратор подготовил три варианта.

Почему в обучении человеку нужен помощник, или как задать нужное настроение образовательному проекту?

Сравнили все варианты и выбрали тот, который оказался ближе всего сердцу пользователей и наиболее точно подходил под требуемый характер.

Почему в обучении человеку нужен помощник, или как задать нужное настроение образовательному проекту?

После Матвей эволюционировал в 3D версию.

Почему в обучении человеку нужен помощник, или как задать нужное настроение образовательному проекту?

А еще немногим позже «ожил».

Почему он действительно работает?

Наш мозг запоминает образы и взаимодействие с персонажами лучше, чем сухой текст или абстрактные инструкции. С маскотом обучение становится живым и эмоциональным.

Почему в обучении человеку нужен помощник, или как задать нужное настроение образовательному проекту?

Матвей вовлекает, создаёт ощущение личного общения и сопричастности: вместе с ним студент чувствует, что не один проходит этот путь.

Учёба с маскотом становится легче и интересней, ведь для пользователей сервиса он:

  • Снижает нагрузку на мозг, упрощает восприятие информации.

  • Проводит экскурсию внутри сервиса (онбординг).

  • Помогает в организации процесса, напоминает о задачах и мотивирует на разных этапах прохождения курса: емейл-уведомления, тестирования промежуточного и итогового контроля, подсказки по курсу.

  • Всегда на связи и готов помочь.

  • Задает позитивный настрой в изучении непростого для понимания материала.

Появление маскота помогает не только пользователям сервиса, но и команде «Школы экспертов». Благодаря Матвею стало проще заключать сделки:

  • Встреча с маскотом на сайте, в социальных сетях, в коммерческом предложении, рекламной кампании и даже в отправленном на почту письме неизменно вызывает у клиента симпатию к продукту.
Почему в обучении человеку нужен помощник, или как задать нужное настроение образовательному проекту?
  • Обаятельный цифровой персонаж запоминается и даёт возможность отстроиться от конкурентов. Нишевых решений схожего формата мы не встречали.
  • Снова задает позитивный настрой в реализации непростого сервиса и материалов.

Например, среди клиентов Хуавей Россия, Вкусно и Точка, Телекомпания НТВ.

Теперь к выводам

Поддержка важна на всех этапах обучения

В детстве и во взрослом возрасте учитель помогает преодолеть барьеры в обучении, будь то страх ошибок, нехватка мотивации или сложности с восприятием информации.

Роль маскотов в цифровом обучении

Маскот, как цифровой наставник, выполняет ключевые функции учителя: объясняет материал, поддерживает, мотивирует и создает эмоциональную связь с пользователем. Это особенно важно в онлайн-среде, где не хватает живого взаимодействия.

Будущее образовательных проектов — в персонализированном обучении с цифровыми помощниками!

Маскот Матвей стал не просто визуальным элементом, а полноценным помощником для пользователей и инструментом для команды. Он улучшает вовлеченность, помогает организовать процесс обучения и делает сервис запоминающимся.

Прохождение курсов ДПО из скучной формальности превратилось в увлекательное интерактивное приключение. Появление дружелюбного маскота «разбавляет» сухой учебный материал, улучшая концентрацию внимания. Такой подход впервые используется в сфере обучения охране труда и выгодно выделяет «Школу экспертов» среди конкурентов.

Будущее образовательных проектов — в персонализированном обучении с цифровыми помощниками!

Внедрение маскотов и интерактивных персонажей в образовательные проекты открывает новые возможности для вовлечения и удержания аудитории, особенно в профессиональной среде.

В профессиональной среде приходится осваивать много новой информации. Цифровые помощники облегчают её восприятие и снижают стресс.

Когда обучение становится интересным и интерактивным, люди охотнее возвращаются к нему и лучше запоминают материал. Маскот выполняет роль друга, который всегда готов подсказать и подбодрить.

Переходите по ссылке на сайт «Школы экспертов», чтобы поближе познакомиться с Матвеем и оценить, как он вписан в образовательную канву

1
2 комментария