Что случилось с алгоритмами VC.ru? Расследование

Меня зовут Слава Рюмин, я спортивно пишу на VC с сентября 2023 года, беру интервью у предпринимателей и пишу их истории от первого лица. VC – это первое место, куда я пошел со своими историями, поэтому с тех пор сам регулярно читаю VC (спасибо за новости редакции) и всегда слежу за площадкой.

А теперь к делу. Что же случилось на VC совсем недавно?

Сначала опишу хронологию событий, потом поделюсь выводами. Если у вас есть свои наблюдение по обозначенной теме, с удовольствием жду в комментах.

Что случилось во вторник, 19 февраля

Во вторник, 19 февраля, все авторы заметили изменения в ленте: если вы выпускали посты, то знаете, что посты не сразу попадали в свежее, а в главную ленту вообще не попадали.

При этом лента выглядела так: десяток постов от редакции, а за ними посты обычных авторов, но с понедельника. Постов со вторника не было. Был там и мой пост из «Упал, поднялся» за понедельник:

Что случилось с алгоритмами VC.ru? Расследование

Авторы писали в поддержку, спрашивали про ограничения на аккаунте — поддержка отвечала, что ограничений нет.

Что случилось в среду, 20 февраля

В среду, 20 февраля, пользовательские посты начали преодолевать ленту свежего и перемещаться в популярное. В свежее попадали с задержкой. Мы командой рискнули и выпустили пост для клиента в 10:16: он не смог преодолеть 7 первых постов редакции, повисел за ними следом довольно долго, а потом резко упал вниз по ленте. Вот какая статистика была:

Я знаю, что это хороший пост, потому что он потом набрал свои десятки тысяч на Хабре. Думаю, на VC.ru алгоритм не успел на тот момент еще заработать. 
Я знаю, что это хороший пост, потому что он потом набрал свои десятки тысяч на Хабре. Думаю, на VC.ru алгоритм не успел на тот момент еще заработать. 

В 15:20 вышел Иннокентий Фефилов со своим хитом:

Что случилось с алгоритмами VC.ru? Расследование

Пост быстро начал подниматься в ленте, обогнал посты редакции и завис до вечера на первом месте. Я попросил у Иннокентия статистику поста:

CTR чуть больше 20%, хорошие дочитки, интересно было следить за комментариями. Фефилов отвечал оскорбительными войсами и видеокружочками. Как обычно, устроил классный перфоманс. 
CTR чуть больше 20%, хорошие дочитки, интересно было следить за комментариями. Фефилов отвечал оскорбительными войсами и видеокружочками. Как обычно, устроил классный перфоманс. 

CTR = открытия поста/показы в лентах. То есть показатель насколько интересен людям ваш заголовок, превью и картинка (больше всего заголовок).

В 17:10 в чатах и ответах модерации стала появляться информация об изменении алгоритмов. Для нас, обычных пользователей и авторов, это означало, что алгоритмы стабилизировались и можно посмотреть, как сейчас это работает.

Что случилось в четверг, 21 февраля

В четверг я наблюдал за лентой: около 9 утра вышел пост Миши Гудрича, скаканул сразу на первое место. Сколько я ни обновлял ленту вчера, каждый раз видел этот пост если не первым, то в первых трех. Только один раз днем пост провалился позиций на 20. Но потом снова вернулся и стоял на первых позициях весь вечер. Сегодня с утра он был еще в первой десятке.

Вот этот пост. Развлечение понятное — все любят посты про Таиланд. Уже не первый раз вижу посты про Тай в топе. 
Вот этот пост. Развлечение понятное — все любят посты про Таиланд. Уже не первый раз вижу посты про Тай в топе. 

Я попросил у Миши статистику, посмотрим на нее:

Фантастический CTR почти 50%, классные дочитки. Наблюдаем, что к посту много комментов. 
Фантастический CTR почти 50%, классные дочитки. Наблюдаем, что к посту много комментов. 

Новости редакции появлялись на первых местах, но быстро улетали вниз, были посты, которые долго держались не на первой позиции, вот такой пост, например, у Pressfeed:

Что случилось с алгоритмами VC.ru? Расследование

Чем он меня удивил: на нем мало лайков и долгое время он висел без комментариев вообще. у поста 456 открытий — то есть стр-ом пост тоже не может похвастаться, CTR=10%.

К выводам, Рюмин!

Как-то я писал, как работал алгоритм VC.ru раньше:

После той статьи много воды утекло. Например, через несколько дней алгоритм поменяли. Предположительно помимо лайков и комментов начали работать дочитки поста. Поэтому большой приоритет получили посты редакции — они получали буст с большого тг-канала VC.ru сразу, как только выходили. Есть ощущение, что сейчас алгоритм снова поменялся.

Вот особенности, которые я увидел:

— Активность на посте то ли не влияет, то ли слабо влияет на позицию в главной ленте

И либо действительно вычислили всех ботов и начали их пессимизировать или хотя бы не учитывать, либо просто алгоритм устроен не на активностях.

— Я подумал, что алгоритм может быть устроен на CTR (кликабельности поста), как это сделано на Хабре. Но опыт Иннокентия говорит об обратном.

— Алгоритм может быть организован на дочитках — у обоих постов из топа дочитки хорошие. Но почему тогда посты редакции, которые дочитывают из тг-канала, быстро падают в ленте, а Иннокентий и Миша остаются?

С видимыми параметрами все, но есть невидимый — мы не знаем, сколько времени пользователи взаимодействовали с постами. И это то, как устроен алгоритм Ютуба. И что-то мне подсказывает… По крайней мере, это объясняет вопрос про новости редакции: они действительно набирают много дочиток с тг-канала, но потом трафик прекращается. В этот момент пост падает. То есть это даже не просто время взаимодействия, а динамика времени взаимодействия с постом в ленте.

Но это уже мои домыслы.

Я смотрю на изменения с оптимизмом. Похоже, теперь у авторов еще больше появилась необходимость писать контент, который зайдет аудитории сайта.

ПЫСЫ: если вы писали интересный контент, но уходили с VC по причине падающих охватов – теперь самое время вернутся и попробовать снова, если вы знаете таких ушедших авторов – позовите их назад.

Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Может показаться, что «Упал, поднялся» – это весёлые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.

Эти статьи я пишу для своего блога, а с командой мы делаем коммерческие блоги, например, блог МоегоСклада. Если вам нужен контент-маркетинг, например, на vc.ru или Хабр, напишите Рюмину.

19
4
1
1
2
55 комментариев