Что случилось с алгоритмами VC.ru? Расследование
Меня зовут Слава Рюмин, я спортивно пишу на VC с сентября 2023 года, беру интервью у предпринимателей и пишу их истории от первого лица. VC – это первое место, куда я пошел со своими историями, поэтому с тех пор сам регулярно читаю VC (спасибо за новости редакции) и всегда слежу за площадкой.
А теперь к делу. Что же случилось на VC совсем недавно?
Сначала опишу хронологию событий, потом поделюсь выводами. Если у вас есть свои наблюдение по обозначенной теме, с удовольствием жду в комментах.
Что случилось во вторник, 19 февраля
Во вторник, 19 февраля, все авторы заметили изменения в ленте: если вы выпускали посты, то знаете, что посты не сразу попадали в свежее, а в главную ленту вообще не попадали.
При этом лента выглядела так: десяток постов от редакции, а за ними посты обычных авторов, но с понедельника. Постов со вторника не было. Был там и мой пост из «Упал, поднялся» за понедельник:
Авторы писали в поддержку, спрашивали про ограничения на аккаунте — поддержка отвечала, что ограничений нет.
Что случилось в среду, 20 февраля
В среду, 20 февраля, пользовательские посты начали преодолевать ленту свежего и перемещаться в популярное. В свежее попадали с задержкой. Мы командой рискнули и выпустили пост для клиента в 10:16: он не смог преодолеть 7 первых постов редакции, повисел за ними следом довольно долго, а потом резко упал вниз по ленте. Вот какая статистика была:
В 15:20 вышел Иннокентий Фефилов со своим хитом:
Пост быстро начал подниматься в ленте, обогнал посты редакции и завис до вечера на первом месте. Я попросил у Иннокентия статистику поста:
CTR = открытия поста/показы в лентах. То есть показатель насколько интересен людям ваш заголовок, превью и картинка (больше всего заголовок).
В 17:10 в чатах и ответах модерации стала появляться информация об изменении алгоритмов. Для нас, обычных пользователей и авторов, это означало, что алгоритмы стабилизировались и можно посмотреть, как сейчас это работает.
Что случилось в четверг, 21 февраля
В четверг я наблюдал за лентой: около 9 утра вышел пост Миши Гудрича, скаканул сразу на первое место. Сколько я ни обновлял ленту вчера, каждый раз видел этот пост если не первым, то в первых трех. Только один раз днем пост провалился позиций на 20. Но потом снова вернулся и стоял на первых позициях весь вечер. Сегодня с утра он был еще в первой десятке.
Я попросил у Миши статистику, посмотрим на нее:
Новости редакции появлялись на первых местах, но быстро улетали вниз, были посты, которые долго держались не на первой позиции, вот такой пост, например, у Pressfeed:
Чем он меня удивил: на нем мало лайков и долгое время он висел без комментариев вообще. у поста 456 открытий — то есть стр-ом пост тоже не может похвастаться, CTR=10%.
К выводам, Рюмин!
Как-то я писал, как работал алгоритм VC.ru раньше:
После той статьи много воды утекло. Например, через несколько дней алгоритм поменяли. Предположительно помимо лайков и комментов начали работать дочитки поста. Поэтому большой приоритет получили посты редакции — они получали буст с большого тг-канала VC.ru сразу, как только выходили. Есть ощущение, что сейчас алгоритм снова поменялся.
Вот особенности, которые я увидел:
— Активность на посте то ли не влияет, то ли слабо влияет на позицию в главной ленте
И либо действительно вычислили всех ботов и начали их пессимизировать или хотя бы не учитывать, либо просто алгоритм устроен не на активностях.
— Я подумал, что алгоритм может быть устроен на CTR (кликабельности поста), как это сделано на Хабре. Но опыт Иннокентия говорит об обратном.
— Алгоритм может быть организован на дочитках — у обоих постов из топа дочитки хорошие. Но почему тогда посты редакции, которые дочитывают из тг-канала, быстро падают в ленте, а Иннокентий и Миша остаются?
С видимыми параметрами все, но есть невидимый — мы не знаем, сколько времени пользователи взаимодействовали с постами. И это то, как устроен алгоритм Ютуба. И что-то мне подсказывает… По крайней мере, это объясняет вопрос про новости редакции: они действительно набирают много дочиток с тг-канала, но потом трафик прекращается. В этот момент пост падает. То есть это даже не просто время взаимодействия, а динамика времени взаимодействия с постом в ленте.
Я смотрю на изменения с оптимизмом. Похоже, теперь у авторов еще больше появилась необходимость писать контент, который зайдет аудитории сайта.
ПЫСЫ: если вы писали интересный контент, но уходили с VC по причине падающих охватов – теперь самое время вернутся и попробовать снова, если вы знаете таких ушедших авторов – позовите их назад.
Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Может показаться, что «Упал, поднялся» – это весёлые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подписывайтесь на блог «Упал, поднялся – интервью про бизнес».
Эти статьи я пишу для своего блога, а с командой мы делаем коммерческие блоги, например, блог МоегоСклада. Если вам нужен контент-маркетинг, например, на vc.ru или Хабр, напишите Рюмину.