Как имя бренда отражает ценность его носителя для общества

Часто сталкиваюсь с тем, что название нашего холдинга вызывает недоумение. Поэтому сегодня расскажу, что означает слово «обонато» и как его смысл определяет миссию компании и ее ответственность перед обществом.

Евгений Глухоедов
генеральный директор АО ГК «Обонато» и совладелец федеральной розничной сети «Икорный»

Откуда взялось это странное слово «обонато» и что оно означает

В цивилизованный мир его принес британский антрополог Джон Роско, который более 25 лет исследовал Африку. Однажды в ЮАР он решил протестировать «дикарей» на степень азарта и конкуренции среди них: собрал несколько голодных детей, поставил рядом с деревом корзину, наполненную фруктами, и предложил им посоревноваться, кто первый до нее добежит. По его представлениям, победитель мог быть только один, и он бы забрал себе все фрукты — во всяком случае, в понимании подавляющего большинства высокоразвитых людей такое поведение было бы самым разумным, the winner takes it all.

Но африканские дети удивили исследователя: взялись за руки и все вместе побежали к корзине, а потом разделили угощение поровну — они ведь все выиграли. Объяснили так: мы «обонато». Дословно с африканского: я существую, потому что мы существуем. Один не может быть счастлив, если все остальные члены группы грустные. Один не может победить, побеждает род, племя, группа, сообщество.

Для них смысл слова и смысл их существования тесно переплелись: когда находишься в условиях, где кругом подстерегает опасность, — тебя могут съесть, растерзать, смертельно ужалить, раздавить, пока ты спишь или отправился куда-то в одиночку, — то объединенные усилия и поддержка помогают выживать и избегать опасности.

Как имя бренда отражает ценность его носителя для общества

Почему я так влюбился в новое слово в лексиконе

Для меня эта информация стала настоящим инсайтом. Мы считаем себя высокоразвитыми людьми, с некоторым высокомерием смотрим на другие народы, которые остались в первобытном формате — а ведь у них есть чему поучиться!

И когда мы с партнером создавали акционерное общество «Группу компаний «Обонато», то закладывали в название именно такой глубокий смысл: если нам хорошо, значит, хорошо всем, кто с нами рядом. И сейчас постоянно стремимся, чтобы принцип «мы существуем, когда существую я, мой партнер, моя команда» в полной мере воплощался в работе всех бизнес-направлений.

Это стало девизом, философией, миссией — как угодно можно назвать.

Как это реализуется на практике? Люди, которые сотрудничают с компаниями холдинга, всегда достигают своих целей, получают эффективный результат, удовольствие, чувствуют себя в безопасности. Если команда несчастна — значит, это не про нас.

Звучит немного пафосно, но зато по существу: мы являемся полноценными членами общества, играем по правилам, выражая это через выплату налогов, официальные трудоустройства, белые зарплаты. Ведем честный бизнес, не топим конкурентов, создаем полезные продукты. Трактуем закон именно так, как он написан, не участвуем в непонятных схемах. Наградив себя таким названием и объявив всем, что мы существуем в самом экологичном формате, уже нельзя отступить от провозглашенных принципов.

Считаю, что имя бренда является одним из важнейших инструментов, отражающих позицию и философию компании — рассказывает о том, что является ее ценностью, чего можно от нее ожидать, в чем ее уникальность. И, естественно, отражает маркетинговую стратегию, создает прочную связь между рынком, целями структуры и аудиторией. Уверен, что название и определяет курс, которым будет двигаться компания, в том числе станет ли она социально ответственной или нет.

Как имя бренда отражает ценность его носителя для общества

Как проявляется социальная ответственность

На мой взгляд, социальная ответственность — это не только про благотворительность и помощь уязвимым категориям граждан, а, в первую очередь, реализация принципа «не навреди/будь полезен». То есть общественно ориентированный бизнес несет ответственность перед социумом за то, что он делает, как делает, какими инструментами пользуется, какие ресурсы привлекает.

Это тот бизнес, который при условии достижения своей основной цели — заработать деньги — осуществляет ее без вреда для населения, покупателя, клиента, в общем, кого угодно, с кем он регулярно взаимодействует. Ведь можно зарабатывать и обманом либо продавая то, что совсем не полезно, но пользуется высоким спросом: сигареты, алкоголь, кальяны и т.д. Ты сознательно выбираешь темную или светлую сторону: будешь ли заниматься тем, что разлагает общество или тем, что его развивает.

Есть разные направления в сфере социальной ответственности, но можно просто делать качественные продукты и уже одним этим поддерживать репутацию. Моя компания точно может улучшить жизнь окружающих, потому что создает и продает эксклюзивные экологически чистые продукты из свежего и качественного сырья. В «Икорном» продается икра без консервантов — максимально натуральная и полезная, дикая рыба, выращенная в море, которую доставляют до магазинов в состоянии первой заморозки.

«Рецепты океана» изготавливают уникальные полуфабрикаты из рыбы и морепродуктов без сахара и глютена, которые по своей органолептике совсем не похожи на рыбные. Плюс у нас есть линейка натуральных БАД, сделанных прямо на судне в месте промысла, — мы приобретаем их из первых рук.

Для меня принципиально торговать тем, что способствует поддержанию здоровья — рыбой, а не алкоголем, потому что рыба высокого качества однозначно полезна.

О том, какую пользу приносят морепродукты, читайте в этой статье

Если ты играешь на светлой стороне, реализовываешься в «белой» зоне с помощью правильного подхода к товарам и услугам, социуму, своей команде, покупателям, то это точно социально ответственная история. Я думаю, устойчивый и перспективный бизнес может развиваться только тогда, когда он соблюдает правила и действует во благо — свое, потому что это все-таки бизнес и это про деньги, и всех, с кем он контактирует.

Больше интересных историй из моего предпринимательского опыта и полезных лайфхаков для бизнеса — на телеграм-канале «Большой бизнес: взлёты и падения»

Познакомиться с поближе с ГК «Обонато» можно тут:

Как имя бренда отражает ценность его носителя для общества
4
1
1
1
9 комментариев