Что изменилось в асессорской инструкции в январе 2025 года
Мы в агентстве Ant-Team.ru впервые сделали полный перевод руководства ��ля асессоров Google на русский язык в 2019 году и с тех пор поддерживаем актуальную версию документа.
Недавно Google выпустил очередной апдейт асессорской инструкции, где (кстати, впервые!) упомянул ИИ. Разбираем, на что стоит обратить внимание в новой версии документа, и делимся ссылкой на полный перевод обновленной инструкции (в конце статьи).
Асессорская инструкция — это руководство для людей, которые оценивают качество сайтов в поиске Google. Они не влияют на ранжирование ресурсов напрямую, но их оценки помогают Google улучшать алгоритмы.
В новой версии инструкции Google обновил разделы, связанные с борьбой со спамом и низкокачественным контентом. Это последовательный шаг после крупных апдейтов 2024 года, которые направлены на борьбу с массовой генерацией контента, злоупотреблением репутацией сайтов и борьбой с неоригинальным и некачественным контентом.
В обновлении было добавлено более 42к символов. Вот топ самых популярных слов и фраз.
Уже по ним можно сделать вывод, что в фокусе обновления — забота о пользе и ценности для посетителей сайта. Если контент этого не демонстрирует, ему нужно проставлять низкую оценку качества.
Добавлено:
70 раз “Ценность для посетителя сайта”
37 раз “Низкая оценка”
18 раз “Практическое усилие” и 18 раз “Представлять ценность”
16 раз “Содержать спам”
Рассмотрим обновления более подробно.
1. В начале инструкции впервые в истории добавлено определение ИИ и его возможностей:
Генеративный ИИ — это модель машинного обучения, которая может использовать знания, полученные из предоставленных примеров, для создания нового контента, такого как текст, изображения, музыка и код. Более подробную информацию см. по ссылке. Эти модели лежат в основе многих инструментов, помогающих создавать контент с помощью генеративного ИИ. Генеративный ИИ обладает множеством полезных функций, однако и при его использовании встречаются злоупотребления.
Это важный момент: раньше Google не признавал такие технологии, а теперь даёт им место с оговорками на полезность, практическую ценность и риски злоупотребления. Сам факт использования нейросетей теперь не является нарушением, но автоматически сгенерированные тексты без обработки, не представляющие ценности для пользователя, будут понижаться в рейтинге.
Идём в раздел “Страницы очень низкого качества”, которым и посвящено ⅔ всего обновления.
Раздел 4.0 – Страницы очень низкого качества
Что может быть интересным.
2. [4.0.] Google переписал определение низкокачественного контента:
Было: ОК (основной контент) скопирован, автоматически сгенерирован или создан иным образом без определенных усилий.
Стало: ОК создан практически без усилий, не является оригинальным и не представляет ценности по сравнению с другими похожими страницами
Повторяем вышесказанное: Google не против генерации контента, но против, если он генерируется без преобразования, усилий, пользы для посетителя сайта и в целом нацелен только на заработок владельца сайта.
Раздел 4.5 — Ненадежные страницы или сайты
3. [4.5.1.] Подробная контактная информация стала обязательной. Если раньше асессору предлагалось самостоятельно поразмышлять, достаточно ли на сайте информации о создателе основного контента, то теперь всё упростилось: если сайт обрабатывает личные или конфиденциальные данные, то без подробной контактной информации не обойтись.
Google не дает четких критериев подробной контактной информации, оставляя это на усмотрение асессоров. Но можем предположить, что это:
- номер телефона,
- email,
- физический и юридический адрес,
- юридическая информация,
- ссылки на социальные сети,
- ссылки на упоминания в новостях и др.
Всё то, что сможет подтвердить надёжность вашего бизнеса.
4. [4.5.3.] В остальном в разделе “Ненадёжные страницы или сайты” всё осталось также. Скорее, Google постарался всё пересобрать, чтобы асессорам стало понятнее.
Например, добавили таблицу с перечислением основных типов обмана, для которого могут создавать контент. Но, опять же, асессорам даётся свобода в определении того, является ли контент обманчивым. В целом, вся инструкция просит асессоров рассуждать логически глазами пользователя, который ищет информацию, размещенную на сайте.
Страница, которая якобы предлагает независимые обзоры или прочую информацию о продукте, но на самом деле созданная для того, чтобы приносить прибыль владельцу, не пытаясь при этом помочь пользователям. ОК таких страниц может содержать заведомо ложную информацию, цель которой — заставить пользователей перейти по платным ссылкам или купить продукт.
Цель асессоров — определить страницы с искусственно завышенным или поддельным авторитетом, созданным, чтобы обмануть пользователей, сформировав доверие к сайту/бизнесу, который в действительности не надёжен.
Рекомендаций для обычных юзеров нет. Если вы не пытаетесь обмануть пользователя, незаслуженно повысив его доверие к вашему ресурсу, то вас это никак не коснётся. А тем, кто занимается PBN, например, стоит задуматься о повышении доверия и надежности контента. Добавлять ссылки на независимые авторитетные сайты по теме вашего контента, добавлять аналитику, собственную оценку контента, который вы публикуете.
Раздел 4.6 — Страницы, содержащие спам
Тут становится интереснее. Удалили полностью разделы:
4.6.3 Автоматически созданный ОК
4.6.4 Скопированный ОК без добавленной ценности
Вместо них добавили:
4.6.3 Использование домена с истекшим сроком регистрации
4.6.4 Злоупотребление репутацией сайта
4.6.5 Недопустимое масштабирование контента
4.6.6 ОК, созданный практически без усилий, который не является оригинальным и не представляет ценности для посетителей сайта
По названиям разделов кажется, будто Google уходит к более простым способам выделения PBN-сетей и других сайтов, массово использующих генеративный контент. Разберемся чуть подробнее.
5. [4.6.3] Использование домена с истекшим сроком регистрации
Указывают на случаи покупки и использования старых доменов с высокой репутацией.
Примеры:
- Онлайн-казино на домене бывшей школы.
- Медицинские товары на сайте благотворительной организации.
- Партнерский контент на домене госучреждения.
Асессорам предлагают инструкцию, как понять, что это перекупленный сайт:
…URL-адрес может вполне соответствовать сайту начальной школы, чего нельзя сказать о размещенном контенте, который посвящен микрозаймам или азартным играм. Проверьте домашнюю страницу или другие страницы сайта в интернет-архиве, чтобы отследить изменения контента.
6. [4.6.4] Злоупотребление репутацией сайта
Google пишет:
Злоупотребление репутацией сайта — это тактика, при которой сторонний контент публикуется на сайте по причине его высокой репутации, которую он заработал благодаря своему собственному контенту.
Признаки злоупотребления репутацией:
- Размещение непрофильного контента на авторитетном сайте (например, микрозаймы на образовательном ресурсе).
- Размещение сторонних страниц о казино на медицинском сайте.
- Публикация спонсируемого контента без указания, что это реклама.
- Размещение купонов и коммерческих ссылок на новостных сайтах, если они не связаны с их основной деятельностью.
Есть и исключения:
- Сайты информационных агентств или пресс-релизов.
- Новостные публикации, содержащие синдицированный контент из других новостных изданий.
- Сайты, предназначенные для размещения пользовательского контента, например форумы или разделы комментариев.
- Колонки, авторские статьи и прочие редакторские материалы.
- и т.д.
Всё сводится к тому, что нарушение — это если сторонний контент публикуется на сайте исключительно по причине его высокой репутации.
7. [4.6.5] Недопустимое масштабирование контента
Речь про сайты, наполненные большим количеством статей, полученных путем авторерайта или просто сгенерированных. Такие сайты не имеют уникального контента и не несут никакой пользы. Как правило, они создаются исключительно с целью обогащения их владельца.
Генеративный контент — можно. Но любой контент (ИИ, скрейпинг, авторерайт, комбинация разных источников) в большом количестве и без ценности для пользователя — зло.
Едем дальше.
8. [4.6.6] ОК, созданный практически без усилий, который не является оригинальным и не представляет ценности для посетителей сайта
Первый абзац говорит сам за себя:
Очень низкая оценка присваивается, если весь или почти весь ОК на странице (включая текст, изображения, аудио, видео и т. д.) скопирован, перефразирован, интегрирован, сгенерирован автоматически или с помощью ИИ или репостнут из других источников практически без усилий, и при этом не является оригинальным и не представляет ценности для посетителей сайта. Таким страницам следует присвоить очень низкую оценку, даже если источник контента указан.
Будьте осторожны с рерайтом. Правда, если будет трафик и довольные пользователи, то, скорее всего, обойдется без санкций. Но все же не стоит рисковать.
Если подытожить содержание раздела 4.6, то рекомендации будут звучать так:
Для обычных сайтов: переписывание чужих материалов без добавления уникального мнения и фактов – риск.
Для тех, кто занимается более рискованными методиками продвижения:
- Будьте осторожны с покупкой доменов и сменой их тематики. Если сайт с новой тематикой не будет полезен для пользователей, то можно получить спам-фильтр.
- Аккуратнее с массовой генерацией контента. Если он будет похож друг на друга, за это можно получить фильтр. Вероятно, настала пора оптимизации генеративных PBN-статей по ключам.
Раздел 4.7 — Примеры страниц очень низкого качества
Google обновил примеры низкокачественного контента, добавив более детальные критерии в связи с тем, что принимает использование ИИ.
9. [4.7] Добавили и переработали примеры низкокачественных страниц.
Вот один из примеров:
Очень низкая оценка: Недопустимое масштабирование контента о лечении рака.
Например, статья начинается со слов: «Как языковая модель, я не имею данных в реальном времени, а крайний срок моих знаний — сентябрь 2021 года. Статистика заболеваний раком...»
Что важно: тут сразу можно определить, что контент сгенерирован, по очевидному паттерну “Как языковая модель…”, да ещё и тематика YMYL — медицинский контент. Это очень плохо. Обязательно перерабатывайте свой контент, чтобы не допускать таких ошибок — они легко выявляются, а ваша страница будет оценена как низкокачественная. И это касается, конечно, не только тематик YMYL, просто здесь Google даёт очень яркий пример.
Раздел 5.0 Страницы низкого качества
Если раньше контент, созданный без усилий, мог попасть под самую жёсткую категорию, теперь возможна оценка помягче, если материал хотя бы частично переработан.
Контент, созданный с минимальными усилиями, без оригинальности и без дополнительной ценности для посетителей, может получить низкую оценку.
Примеры:
- Добавили на сайт репост из социальных сетей с минимальными комментариями.
- Сделали страницы с видео или изображениями из других источников без оригинального контента.
- Сделали списки "Топ-10", основанные на уже существующих обзорах, но без новых фактов и уникального анализа.
Рекомендация: не ограничивайтесь простым копированием материалов, добавляйте свои выводы, анализ и уникальную информацию.
Например, именно так мы пишем этот обзор. Здесь много цитирования оригинальной инструкции, часть контента просто переписана. Но мы делимся собственным мнением и пониманием исходного материала. То есть, создаем ценность, а значит можем рассчитывать на высокую оценку от асессоров.
10. [5.2.2] Новый раздел: Заполнители как негативный пользовательский опыт
Заполнители – это контент, который увеличивает объем страницы, но не несет пользы. Если он мешает пользователю найти нужную информацию, это ухудшает пользовательский опыт и снижает оценку страницы.
Это что-то из 2010-х. Сайты с кучей рекламы, длинными историями в начале страницы, не дающими посмотреть то, за чем пришёл пользователь. С таким можно столкнуться сейчас. Например, на сайтах с рецептами, при этом сайты всё ещё хорошо ранжируются.
Вот пример, добавленный в раздел 5.7: Примеры страниц низкого качества:
Основная цель страницы — поделиться рецептом сливочного пива. Хотя полезный ОК и список ингредиентов находятся в верхней части, чтобы найти сам рецепт придется довольно долго прокручивать страницу вниз. Непросто найти и ссылку «перейти к рецепту».
На странице представлен большой объем контента, не имеющего отношения к сливочному пиву, который расположен между списком ингредиентов и рецептом напитка. На странице размещены фотографии и обзоры различных блюд, которые предлагают посетителям парка Universal Studios. Кроме того, по всей странице размещены реклама, ДК и прочие отвлекающие функции, из-за чего приходится дополнительно прокручивать страницу, чтобы найти рецепт, расположенный в самом низу.Все вышеперечисленное приводит к негативному пользовательскому опыту.
Примечание. Более высокая оценка была бы уместна, если бы страница была лучше организована, рецепт располагался на видном месте, а объем заполнителей, ДК и рекламы, отвлекающих от полезного ОК, был значительно меньше.
То есть, Google стремится к тому, чтобы контент быстро и чётко отвечал на запрос пользователя. Если для поиска нужной информации посетителю приходится прокручивать экран вниз через ненужные детали или рекламу, это негативно сказывается на оценке страницы.
Поэтому важно структурировать информацию так, чтобы пользователь сразу видел главное, сокращать ненужные отступления, следить за балансом рекламы и полезного контента.
Подытожим
Впервые в инструкцию Google добавил чёткое определение генеративного ИИ и его возможностей, признав пользу таких технологий, но с учётом рисков злоупотребления.
Искусственный интеллект использовать можно, и даже контент высокого качества может быть создан с помощью ИИ. Но нельзя злоупотреблять им, создавая бесполезный для пользователей контент, или для рерайта чужого контента. Да и в принципе нужно быть максимально аккуратными с копированием и авторерайтом чужих материалов. А если уж это необходимо, то дополнять эти материалы полезной информацией и экспертными мнениями.
Обновление по большей части не касается сайтов, которые развиваются постепенно и создают полезный и качественный контент. Скорее оно направлено на тех, кто пытается манипулировать алгоритмами серыми методами: автоматическая массовая генерация контента, использование хорошей репутации сайтов для создания на их доменах сайтов, не несущих пользы. Например, это касается тех, кто занимается PBN: смена тематики сайта с целью воспользоваться репутацией домена или просто поставить с него ссылки.
Обновлённую версию асессорской инструкции вы можете найти по постоянной ссылке на нашем сайте:
Автор: Кирилл Агафонов — руководитель SEO-отдела в Ant-Team.ru, продакт-менеджер биржи для работы с фрилансерами Flow-Task.com.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши бесплатные обучающие видео на YouTube, VK и Rutube.