В Госдуме хотят запретить рекламу эзотерики: смотрю на ситуацию со стороны рынка EdTech
К кому относится новый запрет на рекламу, пойдут ли ко дну все эзотерики, и как проект коснётся рынка рекламы в EdTech — обо всём в этой статье.
Привет, я Андрей Анцибор — основатель и руководитель рекламного агентства НефтеТрафик.
Ежедневно мы с командой приводим в продающие воронки, блоги и вебинары более 50 000 лидов, которые потом покупают продукты наших клиентов. Мы точно знаем, как делать стабильно растущий результат без сливов бюджета.
Сегодня обсуждаю горячую тему: новый запрет на рынке рекламы. В этот раз он касается всех эзотериков. В статье кратко рассказал, в чём суть законопроекта и поделился мыслями о том, что ждёт онлайн-школы в этой нише.
Охота на тарологов и астрологов: в чём суть нового закона
В Госдуме только-только подготовили новый закон, который будет запрещать рекламу услуг и любой деятельности эзотериков. То есть всех ведьм, нумерологов, тарологов, астрологов и других представителей ниши онлайн-образования. Полный список всех неугодных и подробное описание проекта можно найти в официальном источнике.
В этот раз над законопроектом реально подумали и даже прописали что под эзотерическими, духовными и энергетическими услугами понимаются деятельность и консультации перечисленных людей. А ещё указали, кто есть ведьма, космоэнергет и ретритактиватор.
Вносим вместе с коллегами на рассмотрение Госдумы законопроект, направленный на запрет рекламы эзотерических, духовных и энергетических услуг... Эти практики, включая астрологию, магию, энергетическое "лечение" и гадания, не имеют научного обоснования, вводят людей в заблуждение и зачастую используются для мошенничества.
Из цитаты выше понятно, что под бан попадут и площадки, которые распространяют информацию о практике эзотериков. На VK вряд ли обозлится РКН, учитывая что модерация социальной сети и так не пропускает подозрительные объявления.
Что ждёт рынок рекламы и всех, кто обучает в эзотерической нише?
Говорить наверняка, что ждёт нас в будущем, не стану: проект не прошёл ещё даже первое чтение.
Текст ниже только мои мысли. У вас своё мнение, которое вы всегда можете высказать в комментариях.
Будут ли банить VK и Telegram при нарушении законопроекта?
Очевидно, нет. В ВК будет строже работать модерация: почти все рекламные кампании эзотериков будут рубить на корню. А может даже и паблики спикеров в нише.
В Telegram Ads тоже есть своя модерация, которая не всегда пропускает эзотерику. Возможно, после принятие закона требования станут жёстче.
Что ждёт эзотериков, если закон примут?
Закономерно, упадут продажи спикеров. Но насколько — зависит от действий модерации на рекламных площадках:
1. Если рекламу не будут пропускать даже при попытке избавиться от всех упоминаний эзотерики в посадочной и объявлениях — это финал. Рекламы нет, значит и продаж с неё не будет. Логично.
2. Если модерацию всё равно можно будет пройти через изменения посадки и РК, то проактивные школы и эксперты выживут и не почувствуют сильную просадку. В таком исходе всё будет зависеть от формулировок. А если обещать чудесное чудо, то вашу рекламу и сейчас не пропустят.
Те, кто не смогут проходить модерацию или сильно упадут в доходе с рекламы, перейдут в другую нишу. Например, в психологии есть доказательные методики, в которые могут перетечь эзотерические онлайн-школы.
Рынок рекламы в EdTech выиграет или проиграет от нового закона?
За 2024 эзотерика выросла в продажах, в сравнении с другими нишами EdTech. И полный или 90% бан всех рекламных кампаний эзотериков освободит аукцион, что хорошо для стоимости трафика. Вот только зайти в нишу станет сложнее (если вообще будет возможно). Поэтому тут разговор о двух сторонах медали.
Но с имиджевой точки зрения запрет эзотерики может пойти на пользу бизнесу онлайн-образования. За 2024-2025 уже было немало громких судебных дел на тему: вспомните ту же Блиновскую. И если таких спикеров и школ будет меньше в инфополе, на EdTech начнут смотреть без стереотипов о скаме и низком уровне образования.
Что порекомендую делать уже сейчас
Успевайте попасть в последний вагон. Тестируйте разные рекламные инструменты и ведите трафик на свой онлайн-проект из Телеграма, ВК или Яндекса. Подобрать рекламный канал поможет наш менеджер. Пишите ему в личные сообщениях Telegram, сообщениях группы ВК или оставьте заявку на сайте.
Даже если рассмотрение закона ускорится, то ждать его вступления в силу стоит минимум осенью 2025. А то и в январе или марте 2026. И даже в таком случае мы можем порекомендовать специалистов, которые помогут вам переупаковать оффер, воронку и посадочную, чтобы вернуться к платной рекламе уже с новыми вводными.