Зачем бренду одежды свой сайт, если есть маркетплейсы? 8 причин для роста, которые упускают владельцы брендов
Селлеры отдают маркетплейсам свыше 25% выручки, и это неизбежно. Но всегда можно попробовать получить больше прибыли. Мы изучили рынок, провели custdev среди владельцев брендов одежды, продающих на маркетплейсах, совместили их результаты с нашим опытом разработки e-commerce-проектов в этой сфере и получили интересные результаты, которыми я хочу с вами поделиться.
Состояние рынка
Продажи на маркетплейсах составляют более 20% всех розничных продаж в России и продолжают расти - по данным INFOLine в 2025 году ожидается прирост выручки на 32%, в том числе за счет расширения географии ПВЗ в малых и средних населенных пунктах. Это много, но меньше, чем в предыдущие 4 года.
Рынок всё больше насыщается - ожидается, что в этом году около 70% россиян будут покупать товары на маркетплейсах, что близко к числу регулярных пользователей Интернета, т.е. почти вся возможная аудитория уже на маркетплейсах.
Темпы появления новых игроков снижаются - по итогам четвертого квартала 2024 года количество селлеров увеличилось всего на 7%, что является самым плохим показателем за всю историю.
Таким образом, рынок маркетплейсов всё больше превращается в 'красный океан' с крайне высокой конкуренцией.
При этом, продавцы чувствуют сильное давление со стороны самих маркетплейсов и отдают им существенную часть своей прибыли. Базовая комиссия WB с продавцов одежды составляет 25%, не считая сборов за логистику, эквайринг и т.д. Хороший пример расчетов комиссии я нашел вот в этой статье сервиса "Мой склад" и возьму оттуда итоговую цифру - полная комиссия WB - 36%, Ozon - 27% без учета рекламных затрат.
То есть мы уже подходим к ситуации, когда маркетплейсы, как канал развития бизнеса, скоро достигнут своего потолка. И селлерам придется либо усиливать борьбу внутри площадок и терять в марже, либо искать другие возможности для роста выручки и прибыли.
Возможности собственной площадки
Собственный интернет-магазин снова становится актуальным каналом продаж. Сейчас он есть лишь у 34% крупных селлеров, продающих на WB, но этот процент постепенно растет.
Всё больше игроков рассматривают собственную онлайн-площадку не как замену маркетплейсам (их объёмы продаж заменить практически невозможно), а как дополнительный инструмент, при помощи которого можно увеличивать продажи и маржинальность на зрелом рынке.
Наша команда разработки Grammers.pro за последние два года создала ряд интернет-магазинов для российских брендов одежды в разных сегментах - от спецодежды до вечерних платьев, и монобрендовые и мультибрендовые, с разным оборотом и разным подходом к ведению бизнеса. С этими проектами мы даже стали финалистом конкурсов "Рейтинг Рунета 2024" и "Workspace Digital Awords 2025" в номинациях "Лучший сайт одежды и обуви" "Лучший монобрендовый интернет-магазин" и "Потребительские товары".
То есть у нас скопилась хорошая экспертиза по тому, каким должен быть сайт для бренда одежды с точки зрения дизайна, программной части, продвижения и его использования в бизнесе.
Кроме того, мы опросили представителей нескольких брендов на тему: какие задачи они ставят перед сайтом, как используют его в продажах и в маркетинге.
По итогу мы выделили 8 возможностей для бренда, которые могут принести дополнительные продажи и прибыль, и которые связаны с собственным сайтом. В каждом направлении мы выделили несколько уточняющих пунктов.
1. Повышение доверия и узнаваемости
- Престиж бренда: Собственный сайт повышает доверие к бренду, особенно среди клиентов, ценящих прямое взаимодействие
- Больше повторных продаж: Используя персонализированные предложения, программы лояльности, удобные сервисы и качественный постпродажный сервис, вы сможете превратить разовых покупателей в постоянных клиентов.
2. Построение прямых отношений с клиентами
- Своя Бонусная программа: Сайт позволяет объединить офлайн- и онлайн-продажи, повышая лояльность клиентов.
- Персонализация: На собственном сайте можно внедрять персонализированные рекомендации, программы лояльности и особые предложения, что сложно реализовать на маркетплейсах.
- Сбор данных о клиентах: Все данные о клиентах остаются у маркетплейса. Вы не знаете, кто купил ваш товар, какие у них предпочтения, как часто они совершают покупки. На своем сайте вы можете собирать информацию о предпочтениях пользователей, их покупках и поведении для дальнейшей работы с ними.
- Прямое общение: Через сайт можно наладить прямую коммуникацию с клиентами через чат-боты, email-рассылки и другие инструменты.
3. Более высокая маржинальность
- Снижение комиссий: Маркетплейсы забирают значительную часть прибыли в виде комиссий за продажи. Прямые продажи через сайт позволяют сохранить эту маржу.
- Контроль цен: На своём сайте бренд может управлять ценообразованием, тогда как маркетплейсы часто предлагают скидки, которые могут негативно влиять на восприятие премиальных брендов.
4. Работа с оптовыми клиентами и B2B
- Управление ценами для разных клиентов: Своя площадка позволяет эффективно управлять ценами для разных категорий клиентов, сегментируя их так, как удобно вам: с учетом объемов продаж, географии, договоренностей и их перспективности для вашего бизнеса.
- Особый сервис: B2B-клиенты часто нуждаются в услугах, которые невозможно реализовать на маркетплейсах: документооборот, согласование условий поставки, брендирование, особые условия оплаты и т.д.
- Удобный личный кабинет и автоматизация: На своем сайте можно создавать удобные личные кабинеты для разных категорий клиентов, автоматизировать продажи и документооборот.
5. Независимость и устойчивость бизнеса
- Риски от маркетплейсов: Полагаться только на маркетплейсы может быть опасно. Они могут изменять условия сотрудничества, увеличивать комиссии, ограничивать доступ к клиентам или даже блокировать аккаунты.
- Долгосрочный актив: Собственный сайт — это ваша платформа, которая не зависит от внешних изменений. Вы сами управляете её развитием. Также это нематериальный актив, который может дополнительно увеличить капитализацию вашего бизнеса.
6. Контроль над брендом и имиджем
- Уникальный пользовательский опыт. На маркетплейсах бренд ограничен стандартным интерфейсом, общим для всех продавцовСобственный сайт позволяет создать уникальный дизайн, визуал и атмосферу, соответствующие философии бренда. Вы можете рассказывать свою историю, делиться ценностями и создавать эмоциональную связь с клиентами через блоги, видео и фотографии.
- Презентация коллекций. На сайте бренда можно красиво представить новые коллекции, лимитированные продукты или капсульные линейки с акцентом на их уникальность.
7. Дополнительные источники трафика и каналы продаж
- Социальные сети: Cобирайте трафик из социальных сетей на одной площадке, давайте посетителям больше информации и превращайте их в покупателей.
- Контекстная реклама: Получайте "горячих" клиентов из Яндекса, не позволяйте им уйти к конкурентам по вашим "брендовым" запросам.
- Поисковые системы и SEO: Собственный сайт позволяет работать над поисковой оптимизацией (SEO), чтобы клиенты могли находить ваш бренд в поисковых системах.
- Почтовые рассылки и SMS: Взаимодействуйте с покупателями через все доступные каналы, возвращайте их на сайт и увеличивайте повторные продажи
- Искусственный интеллект: Сейчас все чаще покупатели консультируются перед покупкой с такими системами как ChatGPT, DeepSeek и др. Свой сайт - это удобный способ передать информацию о бренде этим ИИ и получить трафик из них.
- Мультиканальный маркетинг: собирайте все данные о клиентах, из всех источников, в своей информационной системе, интегрированной с сайтом. Обеспечивайте полноту анализа и максимум возможностей для коммуникации
8. Развитие эксклюзивности
- Товары только для сайта: Некоторые бренды создают уникальные коллекции или предлагают предзаказы исключительно на своём сайте, чтобы привлечь аудиторию.
- Поддержание премиального статуса: Для некоторых брендов важно, чтобы покупка происходила в уникальной среде, а не среди множества конкурентов, как на маркетплейсах.
Таким образом, собственный сайт не может заменить маркетплейсы, да и не должен. В современной ситуации он решает другие задачи, обладает целым рядом важных преимуществ и может помочь вашему бренду лучше развиваться и приносить больше прибыли.
Если вы серьёзно намерены развивать бренд в интернете, созданию и развитию собственного сайта (интернет-магазина) следует уделить особое внимание.
Каким должен быть интернет-магазин, как его правильно спроектировать, на каком "движке" запрограммировать, как интегрировать с бизнес-процессами компании - эти вопросы очень сильно зависят от масштаба бизнеса и того, как в нем ведутся дела. На некоторые самые частые вопросы я с коллегами ответил вот тут.
Если у вас есть вопросы по тому, как составить план развития собственной торговой площадки для вашего бренда и как создать саму площадку - можете спросить меня в комментариях или личных сообщениях.
А может быть у вас уже есть собственный опыт развития своего интернет-магазина в дополнение к продажам на маркетплейсах и вы хотите им поделиться? Пишите в комментарии, буду рад вашему мнению.
Также жду вас в моем tg-канале "100% Человечков", где пишу об интернет-маркетинге, разработке и организации работ в digital.