Зачем бренду одежды свой сайт, если есть маркетплейсы? 8 причин для роста, которые упускают владельцы брендов

Селлеры отдают маркетплейсам свыше 25% выручки, и это неизбежно. Но всегда можно попробовать получить больше прибыли. Мы изучили рынок, провели custdev среди владельцев брендов одежды, продающих на маркетплейсах, совместили их результаты с нашим опытом разработки e-commerce-проектов в этой сфере и получили интересные результаты, которыми я хочу с вами поделиться.

Состояние рынка

Продажи на маркетплейсах составляют более 20% всех розничных продаж в России и продолжают расти - по данным INFOLine в 2025 году ожидается прирост выручки на 32%, в том числе за счет расширения географии ПВЗ в малых и средних населенных пунктах. Это много, но меньше, чем в предыдущие 4 года.

<i>Динамика продаж на маркетплейсах за последние 5 лет и прогноз на текущий год</i>
Динамика продаж на маркетплейсах за последние 5 лет и прогноз на текущий год

Рынок всё больше насыщается - ожидается, что в этом году около 70% россиян будут покупать товары на маркетплейсах, что близко к числу регулярных пользователей Интернета, т.е. почти вся возможная аудитория уже на маркетплейсах.

Темпы появления новых игроков снижаются - по итогам четвертого квартала 2024 года количество селлеров увеличилось всего на 7%, что является самым плохим показателем за всю историю.

<i>Темпы роста числа селлеров на маркетплейсах по данным ТБанка.</i>
Темпы роста числа селлеров на маркетплейсах по данным ТБанка.

Таким образом, рынок маркетплейсов всё больше превращается в 'красный океан' с крайне высокой конкуренцией.

При этом, продавцы чувствуют сильное давление со стороны самих маркетплейсов и отдают им существенную часть своей прибыли. Базовая комиссия WB с продавцов одежды составляет 25%, не считая сборов за логистику, эквайринг и т.д. Хороший пример расчетов комиссии я нашел вот в этой статье сервиса "Мой склад" и возьму оттуда итоговую цифру - полная комиссия WB - 36%, Ozon - 27% без учета рекламных затрат.

То есть мы уже подходим к ситуации, когда маркетплейсы, как канал развития бизнеса, скоро достигнут своего потолка. И селлерам придется либо усиливать борьбу внутри площадок и терять в марже, либо искать другие возможности для роста выручки и прибыли.

Возможности собственной площадки

Собственный интернет-магазин снова становится актуальным каналом продаж. Сейчас он есть лишь у 34% крупных селлеров, продающих на WB, но этот процент постепенно растет.

Всё больше игроков рассматривают собственную онлайн-площадку не как замену маркетплейсам (их объёмы продаж заменить практически невозможно), а как дополнительный инструмент, при помощи которого можно увеличивать продажи и маржинальность на зрелом рынке.

<i>Свой интернет-магазин создает много возможностей для бренда</i> 
Свой интернет-магазин создает много возможностей для бренда 

Наша команда разработки Grammers.pro за последние два года создала ряд интернет-магазинов для российских брендов одежды в разных сегментах - от спецодежды до вечерних платьев, и монобрендовые и мультибрендовые, с разным оборотом и разным подходом к ведению бизнеса. С этими проектами мы даже стали финалистом конкурсов "Рейтинг Рунета 2024" и "Workspace Digital Awords 2025" в номинациях "Лучший сайт одежды и обуви" "Лучший монобрендовый интернет-магазин" и "Потребительские товары".

То есть у нас скопилась хорошая экспертиза по тому, каким должен быть сайт для бренда одежды с точки зрения дизайна, программной части, продвижения и его использования в бизнесе.

Кроме того, мы опросили представителей нескольких брендов на тему: какие задачи они ставят перед сайтом, как используют его в продажах и в маркетинге.

По итогу мы выделили 8 возможностей для бренда, которые могут принести дополнительные продажи и прибыль, и которые связаны с собственным сайтом. В каждом направлении мы выделили несколько уточняющих пунктов.

1. Повышение доверия и узнаваемости

<i>Чем больше покупатели знают о вашем бренде, тем охотнее они его покупают</i>
Чем больше покупатели знают о вашем бренде, тем охотнее они его покупают
  • Престиж бренда: Собственный сайт повышает доверие к бренду, особенно среди клиентов, ценящих прямое взаимодействие
  • Больше повторных продаж: Используя персонализированные предложения, программы лояльности, удобные сервисы и качественный постпродажный сервис, вы сможете превратить разовых покупателей в постоянных клиентов.

2. Построение прямых отношений с клиентами

<i>Маркетплейс пытается быть посредником между брендом и покупателем, а своя онлайн-площадка позволяет установить более близкие отношения с покупателями, общаться и продавать напрямую.</i>
Маркетплейс пытается быть посредником между брендом и покупателем, а своя онлайн-площадка позволяет установить более близкие отношения с покупателями, общаться и продавать напрямую.
  • Своя Бонусная программа: Сайт позволяет объединить офлайн- и онлайн-продажи, повышая лояльность клиентов.
  • Персонализация: На собственном сайте можно внедрять персонализированные рекомендации, программы лояльности и особые предложения, что сложно реализовать на маркетплейсах.
  • Сбор данных о клиентах: Все данные о клиентах остаются у маркетплейса. Вы не знаете, кто купил ваш товар, какие у них предпочтения, как часто они совершают покупки. На своем сайте вы можете собирать информацию о предпочтениях пользователей, их покупках и поведении для дальнейшей работы с ними.
  • Прямое общение: Через сайт можно наладить прямую коммуникацию с клиентами через чат-боты, email-рассылки и другие инструменты.

3. Более высокая маржинальность

<i>Маркетплейсы обеспечивают объем продаж и оборот, но своя площадка позволяет извлекать больше прибыли</i>
Маркетплейсы обеспечивают объем продаж и оборот, но своя площадка позволяет извлекать больше прибыли
  • Снижение комиссий: Маркетплейсы забирают значительную часть прибыли в виде комиссий за продажи. Прямые продажи через сайт позволяют сохранить эту маржу.
  • Контроль цен: На своём сайте бренд может управлять ценообразованием, тогда как маркетплейсы часто предлагают скидки, которые могут негативно влиять на восприятие премиальных брендов.

4. Работа с оптовыми клиентами и B2B

<i>Оптовые продажи и корпоративные клиенты - хороший способ масштабирования бизнеса. Но они требуют совсем другой организации продаж, чем на маркетплейсах</i>
Оптовые продажи и корпоративные клиенты - хороший способ масштабирования бизнеса. Но они требуют совсем другой организации продаж, чем на маркетплейсах
  • Управление ценами для разных клиентов: Своя площадка позволяет эффективно управлять ценами для разных категорий клиентов, сегментируя их так, как удобно вам: с учетом объемов продаж, географии, договоренностей и их перспективности для вашего бизнеса.
  • Особый сервис: B2B-клиенты часто нуждаются в услугах, которые невозможно реализовать на маркетплейсах: документооборот, согласование условий поставки, брендирование, особые условия оплаты и т.д.
  • Удобный личный кабинет и автоматизация: На своем сайте можно создавать удобные личные кабинеты для разных категорий клиентов, автоматизировать продажи и документооборот.

5. Независимость и устойчивость бизнеса

<i>Маркетплейсы создают риски для бизнеса: преимущества для собственных торговых марок, новые затраты, зависимость от одного канала продаж. Своя площадка - это страховка, которая дает больше свободы и безопасности</i>
Маркетплейсы создают риски для бизнеса: преимущества для собственных торговых марок, новые затраты, зависимость от одного канала продаж. Своя площадка - это страховка, которая дает больше свободы и безопасности
  • Риски от маркетплейсов: Полагаться только на маркетплейсы может быть опасно. Они могут изменять условия сотрудничества, увеличивать комиссии, ограничивать доступ к клиентам или даже блокировать аккаунты.
  • Долгосрочный актив: Собственный сайт — это ваша платформа, которая не зависит от внешних изменений. Вы сами управляете её развитием. Также это нематериальный актив, который может дополнительно увеличить капитализацию вашего бизнеса.

6. Контроль над брендом и имиджем

<i>Узнаваемость бренда и любовь к нему способны увеличивать стоимость товара и прибыль в разы, это важнейший актив бизнеса и очень важно грамотно управлять его развитием. Фирменный сайт - это площадка, которая помогает этому развитию.</i>
Узнаваемость бренда и любовь к нему способны увеличивать стоимость товара и прибыль в разы, это важнейший актив бизнеса и очень важно грамотно управлять его развитием. Фирменный сайт - это площадка, которая помогает этому развитию.
  • Уникальный пользовательский опыт. На маркетплейсах бренд ограничен стандартным интерфейсом, общим для всех продавцовСобственный сайт позволяет создать уникальный дизайн, визуал и атмосферу, соответствующие философии бренда. Вы можете рассказывать свою историю, делиться ценностями и создавать эмоциональную связь с клиентами через блоги, видео и фотографии.
  • Презентация коллекций. На сайте бренда можно красиво представить новые коллекции, лимитированные продукты или капсульные линейки с акцентом на их уникальность.

7. Дополнительные источники трафика и каналы продаж

<i>Есть много заинтересованных покупателей и за пределами маркетплейса, свой сайт помогает собрать коммуникацию с ними воедино и обеспечивает максимум инструментов для работы с этим трафиком.</i>
Есть много заинтересованных покупателей и за пределами маркетплейса, свой сайт помогает собрать коммуникацию с ними воедино и обеспечивает максимум инструментов для работы с этим трафиком.
  • Социальные сети: Cобирайте трафик из социальных сетей на одной площадке, давайте посетителям больше информации и превращайте их в покупателей.
  • Контекстная реклама: Получайте "горячих" клиентов из Яндекса, не позволяйте им уйти к конкурентам по вашим "брендовым" запросам.
  • Поисковые системы и SEO: Собственный сайт позволяет работать над поисковой оптимизацией (SEO), чтобы клиенты могли находить ваш бренд в поисковых системах.
  • Почтовые рассылки и SMS: Взаимодействуйте с покупателями через все доступные каналы, возвращайте их на сайт и увеличивайте повторные продажи
  • Искусственный интеллект: Сейчас все чаще покупатели консультируются перед покупкой с такими системами как ChatGPT, DeepSeek и др. Свой сайт - это удобный способ передать информацию о бренде этим ИИ и получить трафик из них.
  • Мультиканальный маркетинг: собирайте все данные о клиентах, из всех источников, в своей информационной системе, интегрированной с сайтом. Обеспечивайте полноту анализа и максимум возможностей для коммуникации

8. Развитие эксклюзивности

<i>Эксклюзивность бренда и ограниченность доступности очень важны в высоком сегменте одежды, они создают особую ценность и лояльность к бренду. Также очень важно полностью владеть вниманием покупателя.</i>
Эксклюзивность бренда и ограниченность доступности очень важны в высоком сегменте одежды, они создают особую ценность и лояльность к бренду. Также очень важно полностью владеть вниманием покупателя.
  • Товары только для сайта: Некоторые бренды создают уникальные коллекции или предлагают предзаказы исключительно на своём сайте, чтобы привлечь аудиторию.
  • Поддержание премиального статуса: Для некоторых брендов важно, чтобы покупка происходила в уникальной среде, а не среди множества конкурентов, как на маркетплейсах.

Таким образом, собственный сайт не может заменить маркетплейсы, да и не должен. В современной ситуации он решает другие задачи, обладает целым рядом важных преимуществ и может помочь вашему бренду лучше развиваться и приносить больше прибыли.

Если вы серьёзно намерены развивать бренд в интернете, созданию и развитию собственного сайта (интернет-магазина) следует уделить особое внимание.

Каким должен быть интернет-магазин, как его правильно спроектировать, на каком "движке" запрограммировать, как интегрировать с бизнес-процессами компании - эти вопросы очень сильно зависят от масштаба бизнеса и того, как в нем ведутся дела. На некоторые самые частые вопросы я с коллегами ответил вот тут.

Если у вас есть вопросы по тому, как составить план развития собственной торговой площадки для вашего бренда и как создать саму площадку - можете спросить меня в комментариях или личных сообщениях.

А может быть у вас уже есть собственный опыт развития своего интернет-магазина в дополнение к продажам на маркетплейсах и вы хотите им поделиться? Пишите в комментарии, буду рад вашему мнению.

Также жду вас в моем tg-канале "100% Человечков", где пишу об интернет-маркетинге, разработке и организации работ в digital.

10
14 комментариев