Вино и Пиво в Китае: онлайн или оффлайн?
Российское вино в Китае - есть шанс!?
E-commerce Китая стремительно развивается, но о вытеснении оффлайн продаж еще рано говорить. Поэтому хайп – хайпом, но про оффлайн не забываем.
Обратим свой взгляд в сторону пустующих бокалов и подумаем что туда налить и где это продается в Китае.
Рисунок №1: сравнение объема продаж пива онлайн и оффлайн с октября 2019 по сентябрь 2020.
Невооруженным взглядом видно, что продажи оффлайн в разы превышают объем продаж онлайн, даже несмотря на падение 1,9% за аналогичный период. Да это и очевидно, мне кажется: по дороге с работы заскочил в 7/11 и купил пивасик на вечер. Хотя рост онлайн составил аж 27% за аналогичный период. Но куда интересней посмотреть на долю рынка в разрезе брендов – рисунок №2:
Интересно, что Hoegaarden, Heineken и Corona не вошли в 10ку оффлайн продаж – это стратегия игры на рынке Китая такая? Думаю, что помимо оналайн они делают большой акцент на бары/рестораны, потому что куда не зайди в Китае тебе всегда предложат один из этих трех брендов. На графике видно как просел объем продаж во время пандемии. В январе был скачок – все закупились, понимая, что на сухую сидеть в локдауне это нереально и весь февраль сильно просел. Через месяц все пришли в себя, ситуация с вирусом поутихла и объем продаж начал восстанавливаться. Также стоит отметить рост продаж в летний сезон – ну тут и так все понятно.
Перейдем к более «культурным» напиткам – вино. На рисунке №3 показана динамика объема продаж онлайн и оффлайн, но в сравнении с пивом ситуация тут кардинально отличается:
Рынок оффлайн просел на 21,4% за аналогичный период, а онлайн наоборот вырос на 14,7%. В целом объем продаж вина онлайн – выше, чем оффлайн. Думаю, что это обусловлено сложностью выбора: большое количество информации о вине, культура потребления, западные веяния и т.д. Т.е. прежде чем купить вино – о нем надо почитать. Февральское падение продаж не обошло стороной и вино, даже несмотря на то, что вино доставлялось почтовой службой – общаться с курьером тоже было стремно. Да и вообще, лечить болезнь алкоголем «это же не наш метод!». А теперь давайте глянем на статистику по брендам. Тут тоже очень интересно – рисунок №4 (Спойлер: российского вина в списке нет):
В онлайне лидирует «импортное вино» в целом. А на втором месте находится австралийский бренд «Penfolds». Если Вы внимательно следили за взаимоотношениями Китая и Австралии, то Вы наверняка слышали новость о введение санкций на импорт австралийского вина в Китай. А, учитывая, что он занимает 13% рынка – то это неплохая возможность Российскому вину попытать счастье на рынке Китая. Но расслабляться нельзя, потому что судя по данным, китайские бренды занимают большУю долю рынка, а это значит, что их качество уже очень и очень высокое и вполне может сравниться со «старым светом».
В настоящий момент мы с партнерами сформировали сборный 40HC контейнер Российского вина в Китай. Как только товар приедет в Китай и начнутся продажи - сделаю здесь пост.