Кибербезопасность или гиперопека? Маркетплейсы договорились с государством по законопроекту о мошенничестве в интернете.
В России принят законопроект о создании государственных информационных систем для противодействия правонарушениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Как мнение маркетплейсов поменяло итоговый вариант. Разбираем основные положения, их возможные последствия и реакцию крупнейших участников рынка.
- - - - -
Меня зовут Александр Подвальный, я совладелец и управляющий партнер LiteLab Аgency. Мы продвигаем бизнес на Авито. В своем телеграм канале пишем о новостях в мире e-com, делимся кейсами и факапами агенства и разбираем успешные бизнес-модели.
- - - - -
В чем суть законопроекта?
Госдума приняла в третьем чтении закон о защите россиян от телефонного и кибермошенничества. Принят депутатами единогласно. Он предусматривает введение комплекса почти из 30 мер.
До этого момента Ассоциация цифровых платформ (Яндекс, Сбер, Озон, ВБ и Авито) выносила свои корректировки на обсуждение. Какие были их основные предложения:
- Исключить обязательную аутентификацию через Единую биометрическую систему. Высокая стоимость запросов и подключения делает это требование непосильным для бизнеса.
- Отменить запрет на зарубежные мессенджеры. Малый и средний бизнес использует их для работы с клиентами – их отсутствие парализует коммуникацию.
- Вместо запрета массовых звонков и рассылок создать «белый реестр». Компании, не занимающиеся спамом, смогут продолжить работу в обычном режиме.
- Дать альтернативу идентификации через Госуслуги. Варианты: банковские ID, которые доступны для всех типов бизнеса.
Почему корректировки важны?
Рост затрат для бизнеса.
Проверка через Единую биометрическую систему стоит 8,5–20 рублей за запрос, что выльется в сотни миллионов или даже миллиарды рублей расходов ежегодно. Ну и стоит отметить важную деталь: стоимость только одного подключения к ЕБС стоит несколько десятков млн рублей.
Потенциальный отток продавцов с маркетплейсов.
Если иностранные продавцы будут обязаны регистрироваться на Госуслугах, это может отбить у них желание работать на российском рынке, ведь для таких категорий продавцов регистрация может быть осложнена.
Только представьте, российский производитель и так возвышен приоритезацией товаров отечественного производства, а еще и регистрацию надо будет проходить. Тяжеловато для неподготовленного к нашей системе человека.
Проблемы с коммуникацией.
Запрет иностранных мессенджеров ударит не только по крупному бизнесу, но и по малому, который использует WhatsApp и Telegram для общения с клиентами.
На секундочку, более 85 миллионов россиян используют телеграм ежемесячно и WhatsApp более 95 миллионов. это огромный цифры, которые непонятно пока, куда перенаправятся от такого законопроекта.
Риски для пользователей.
Усложнение процессов регистрации и идентификации может снизить активность на платформах вроде Авито и маркетплейсов.
Сами подумайте, вместо одного клика по значку приложения придется делать еще дополнительные действия, чтобы просто позалипать на маркетплейсе. Вроде и хорошо, меньше денег спустите, а вроде и перебор.
Чем всё закончилось?
По итогу закону осталось пройти подписание президентом и он вступит в силу с 1 июня. Вот основные инициативы, которые касаются корректировок Ассоциации и E-COM сферы:
1. Обязательная маркировка звонков — на экране телефона оператор связи будет отображать наименование организации, откуда звонят, что позволит выявить мошенников.
2. Для сотрудников государственных органов, банков, операторов связи, маркетплейсов, сервисов по поиску работы и размещения объявлений устанавливается запрет на информирование граждан через иностранные мессенджеры.
3. Массовые вызовы и спам-звонки будут осуществляться только при условии получения предварительного согласия абонента, а при направлении отказа оператору связи — прекращены.
4. Идентификация и маркировка на маркетплейсах
Цифровые платформы смогут предложить пользователям возможность дополнительной защиты аккаунта при помощи биометрии.
Продавцы смогут при желании пройти верификацию через Госуслуги. Их учётные записи на цифровых платформах будут помечены специальным визуальным индикатором. Функция позволит покупателям отличить надёжных поставщиков от мошенников.
Какие выводы?
Законопроект содержит ряд полезных инициатив по защите пользователей. Крупнейшие цифровые платформы предложили альтернативные механизмы, которые могут сохранить баланс между безопасностью и удобством.
Законодатели прислушались, это радует.
Подписывайтесь на наш телеграм канал. В нем мы делимся фишками по продвижению на Авито, показываем кейсы и факапы агентства и разбираем эффективные бизнес-модели.