Накрутка поведенческих факторов — за и против
Как и всё остальное в SEO, ПФ могут стать объектом манипуляций со стороны веб-мастеров и маркетологов. Честно рассказываю о плюсах и минусах накрутки и о том, как крутить правильно.
Сразу напомню, что это серая схема, которую поисковые системы считают недобросовестной и обещают наказывать за такие действия. Перед тем, как использовать ПФ для продвижения, взвесьте все за и против.
Как работает накрутка поведенческих факторов
Сайт посещают боты, которые имитируют поведение реальных пользователей, чтобы поисковая система сочла сайт полезным и востребованным. Иногда для этого используют настоящих людей.
Что именно накручивают:
- Релевантность страниц по определенным ключевым словам. Бот вводит целевой запрос в поиск, ищет из списка выдачи нужный сайт и переходит на страницу, осуществляя на сайте полноценную пользовательскую сессию;
- Время на сайте. Боты заходят на сайт по прямой ссылке и проводят там заданное количество времени;
- Глубина просмотра. Боты переходят на разные страницы по внутренним ссылкам;
- Целевые действия на сайте. Например, клик на ссылку, открытие какой-либо формы, загрузка документа;
- Ухудшение ПФ конкурентов. Боты заходят из выдачи на сайт конкурента, проводят там несколько секунд, выходят обратно в выдачу, заходят на сайт заказчика накрутки и остаются там. В результате ПФ конкурента ухудшаются, потому что с его сайта ушли и выбрали другой.
Если вы подозреваете, что конкуренты включили накрутку ПФ на ваш сайт, используйте сервис Анализ сайта, чтобы определить накрутку.
То же самое может делать владелец сайта с коллегами или специально нанятые люди, которых находят через биржи. Иногда оптимизаторы идут на хитрость — нанимают людей под видом исследования интерфейса, а на самом деле накручивают активность на сайте.
Повлиять можно на любой внешний и внутренний фактор. Современные боты способны имитировать всё, что делает реальный пользователь, только с большей «заинтересованностью» и идеальными ПФ.
В результате поисковая система «видит» такую картину: пользователи в поиске по определенным запросам пропускают сайты из топа и переходят на целевой сайт, находящийся ниже в выдаче, посещают на нем 3-5 страниц и проводят 1,5-2 минуты с большой активностью и заинтересованностью.
Все эти позитивные поведенческие факторы сигнализируют алгоритму Яндекса о том, что сайт более релевантен заданным ключевым запросам, а значит нужно поднять его выше на топовые позиции.
Инструменты для накрутки ПФ
Есть масса конкурентных тематик, в которых без использования всех возможных инструментов пробиться в ТОП не сможет даже самый проработанный сайт, а иногда весь ТОП-5 использует накрутку ПФ и конкурировать честными методами не получится. Если санкции поисковых систем вас не пугают, расскажу об основных механизмах накрутки.
Сервисы
Они могут имитировать посещения сайта по заданной последовательности. При этом программу привязывают к реальному профилю Яндекса и учат выполнять заходы с разных IP-адресов, устройств и браузеров. Чтобы фильтры не вычислили робота, он сначала ходит по разным сайтам, чтобы собрать поисковую историю, похожую на обычную для живого пользователя, а потом посещает целевой сайт.
На целевом сайте боты способны реализовать любую заданную активность и добиться отметки «Высокая активность» в сервисе «Вебвизор» в Яндекс.Метрике.
Некоторые сервисы предлагают даже видеозапись самого перехода бота и поведения на целевом сайте, чтобы можно было проверить выполненные действия и отладить реалистичность поведения.
Биржи
Площадки, которые предлагают живых людей вместо ботов. Заказчик дает сайт и ключи, по которым надо его продвинуть, а исполнители выполняют задачу по заранее созданному сценарию, например:
- Ввод поискового запроса, по которому сайт уже находится хотя бы в ТОП-50;
- Переход на указанный сайт;
- Посещение определенных страниц;
- Клики на нужные кнопки или ссылки;
- Закрытие сайта без возвращения в выдачу.
Так поисковая система получает сигнал о том, что пользователь нашел то, что хотел. Значит, страницы сайта — как минимум страница входа — релевантны, а контент отвечает требованиям пользователя.
Биржи зачастую используют все тех же ботов под видом реальных людей, чтобы минимизировать расходы и масштабироваться.
Как накрутить ПФ без последствий
Если считаете накрутку оправданной, вот несколько рекомендаций, как с наименьшей вероятностью попасть под санкции поисковиков и получить профит:
- Наращивайте трафик постепенно, чтобы не было резких скачков;
- Посещайте ботами сайт в те же дни недели и в то же время суток, что и реальные пользователи;
- Делайте переходы с разных IP-адресов и User Agents;
- Используйте разные устройства и браузеры;
- Переходы должны быть с той же локации, что и у большей части ЦА сайта;
- Бот или фрилансер с биржи должны вести себя естественно: совершать «случайные» действия, замирать;
- Используйте сервисы, а не биржи, потому что подсети популярных бирж давно известны Яндексу, о чём он открыто говорит;
- Соберите максимально широкую семантику с соблюдением распределения по частотностям. Вместо одного-двух запросов лучше использовать группу. Например, запрос, запрос+купить, запрос+цена, запрос+уточнение. Используйте НЧ, СЧ и ВЧ вместе, не концентрируйтесь только на высокочастотных запросах;
- Не пытайтесь конкурировать с рекламой и агрегаторами. Если по целевому запросу выдача забита рекламными блоками, а ТОП «синих ссылок» занимают агрегаторы, каталоги и сервисы поисковых систем, накруткой сайту помочь не получится. Выбирайте запросы, по которым есть максимум пара рекламных блоков, а остальное — обычная выдача;
- Обращайте внимание на частотность. Если трафика по запросу по отношению к частотности этого запроса будет слишком много, Яндекс точно заподозрит накрутку. Разумное количество переходов — 1-3% от частотности запроса;
- Используйте косвенную накрутку. Можно создать лендинг или разместить где-то статью со ссылками свой сайт, добавить туда целевой семантики и запустить трафик на эту страницу. Она поднимется в выдаче, начнет генерировать органический трафик, который будет переходить на целевой сайт.
Наказание за накрутку ПФ
Любые действия, имеющие целью искусственно поднять сайт в выдаче, Яндекс расценивает как нарушение правил. Кто бы ни пытался влиять на ПФ сайта, для поисковиков это будет серой схемой продвижения.
Яндекс говорит, что за имитацию действий пользователей может понизить сайт в выдаче, а восстановится он ориентировочно через 8-12 месяцев.
Как выйти из-под санкций за накрутку
Для бизнеса ждать 8-12 месяцев это слишком долго, поэтому оптимизаторы придумывают, как поправить положение быстрее.
Опытом делится SEO-специалист Арсен Абдишев:
«Так как Яндекс всякий раз отрицает, что это фильтр, я сделал вывод, что это просто автоматическая работа алгоритма, к которой нет доступа у сотрудников саппорта, поэтому они не в курсе.
Раз это алгоритм, значит, работает по определённым паттернам. Я предположил, что есть какое-то определенное допустимое число накрученных переходов по запросу в сравнении с его частотностью, которое было превышено и сработал некий механизм, который выкинул позиции в ТОП-50.
Что я сделал? Взял запросы, которые крутил, и запустил по ним 5-10 тысяч переходов в день на выдачу впустую, без перехода на какой-либо сайт. Идея была в том, чтобы увеличить показатели частотности этих запросов, и чтобы относительное значение накрученного трафика в сравнении с частоткой стало меньше.
Условно если запрос был с частотностью 10.000, а накручивали 5000 переходов в месяц, то получается, что 50% от всей частотности шло на один сайт. Делаем этот запрос частотой 100.000, создавая в день по 10к переходов, и предыдущие 5000 переходов становятся уже 5%.
Это просто теория и предположение, но это сработало. Примерно неделя такого сливания ресурсов в воздух дала результат, около 90% позиций вернулось. Эта схема помогла для десятка сайтов, только на паре других сайтов позиции не вернулись полностью, лишь на 20-30%».
Плюсы накрутки ПФ
Улучшение рейтинга и видимости
Искусственное увеличение поведенческих факторов может вывести сайт в топ, где он останется за счет реальных пользователей, если, конечно, решает их задачи.
Привлечение рекламодателей
Более высокие показатели вовлеченности и трафика могут привлечь рекламодателей и увеличить доходы от рекламы.
Улучшение репутации
Высокая активность может создать впечатление популярности сайта и повысить его репутацию в глазах посетителей.
Минусы накрутки ПФ
Основной и самый очевидный минус — нарушение правил поисковых систем.
Поисковые системы и рекламные платформы запрещают манипуляции поведенческими показателями. В результате сайт может быть наказан, лишен рейтинга и снижен до ТОП 50-100. Нет гарантий, что накрутка принесет нужный результат и вы не попадетесь на серой схеме.
Поведенческие факторы — это такой же полноценный фактор ранжирования, как, например, ссылочное продвижение. Накрутка — не панацея, если сайт не решает задачу пользователя. Это только один из инструментов продвижения, который принесет пользу только в комплексе с другими работами по SEO.