Как придумать классный спецпроект: пошаговый алгоритм креативщика. Придумаем идею для вас в комментариях к статье — с помощью методологии CRAFT
Удачный спецпроект, о котором будут говорить — это не везение, а результат точной настройки креативного мышления. Как придумать нестандартную цепляющую идею? Показываю технологию и разбираю на ваших примерах.
Привет, меня зовут Женя Комова, я руководитель отдела маркетинга Школы креативного мышления ИКРА, автор Telegram-канала «Женя, пили контент». Мы учим команды выполнять задачи любой сложности с помощью инструментов креативного и стратегического мышления. Проводим стратсессии и хакатоны для компаний.
Чтобы придумывать форматы спецпроектов, мы часто используем креативную методологию CRAFT. В этом материале собрала небольшую пошаговую инструкцию, как это можно сделать.
О методологии CRAFT
CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) — методология креативного мышления, которая помогает переосмыслить привычные социальные формы взаимоотношений и создать новые уникальные идеи. Ее автор — Василий Лебедев, основатель школы инноваций ИКРА.
Обычно любые модели взаимодействия между людьми выстраиваются стереотипно, согласно общепринятым социальным ролям. Отправляясь в театр, на пары в университет или на новогодний банкет, мы заранее понимаем, что нас там ждет и как мы будем взаимодействовать с окружающими.
CRAFT же предлагает перепридумать эти привычные способы взаимодействия, разобрать их на элементы. А потом сами элементы поместить в новый контекст.
Методология CRAFT — отличный помощник в поиске новых идей в любых сферах жизни. С ее помощью можно разрабатывать новые сильные решения (продукты, сервисы) в самых разных областях:
- маркетинг и брендинг;
- продажи;
- ивент-менеджмент;
- HR;
- HoReCa;
- наука и образование;
- туризм;
- транспорт;
- здравоохранение и пр.
Фрейм: что это и как использовать
Фрейм — это одно из ключевых понятий методологии CRAFT. Попросту говоря, это те самые ситуации, вымышленные или настоящие (вы идете в театр, мы проводим вебинар, бабушка пошла в поликлинику).
Фреймы окружают нас повсюду. В CRAFT есть много инструментов для их поиска. Например, компас фреймов по категориям и даже бот ИКРЫ по поиску случайных фреймов.
У каждого фрейма есть:
- контекст — какие-то узнаваемые черты, обстоятельства, характеристики ситуации;
- роли — участники, действующие лица ситуации;
- форма отношений — действия, взаимоотношения между участниками ситуации (что и как они делают).
Например, вы открыли дверь в комнату и увидели, что мужчина сидит перед компьютером, у него есть микрофон и он что-то говорит, то вряд ли он сейчас смотрит сериал или старую рекламу Coca-Cola. Скорее всего это созвон, встреча. А судя по тому, что участники не отвечают, — какой-то лекционный материал.
Соответственно, вы сможете предположить по этому контексту и по тем взаимоотношениям, которые сейчас очевидны, что это вебинар или открытая лекция.
А если к фрейму вебинара добавить фрейм «Мы летим в командировку», то из ролей сразу добавились бы, как минимум, стюардесса, или командировочные, или какие-то отношения с бухгалтерией.
И добавится контекст командировки: ограниченное время, скорее всего мы летим работать (например, на конференцию). Обязательно все зависит от рейса: его могут задержать или даже отменить. И вообще есть много «черных лебедей», которые могут командировку как-то видоизменить.
И вот, мы можем смешать эти два фрейма — то есть синтезировать их. Смешивая между собой разные ситуации (они могут быть абсолютно разные по содержанию), можно приходить к новым идеям. Но здесь есть еще важный нюанс. Перед тем, как заниматься генерацией идей, нужно все-таки понимать задачу, поэтому важна фокусировка.
Дальше мы как раз и рассмотрим, как через синтез фреймов и добавление инфоповода придумать идею спецпроекта. Она может поначалу казаться безумной, поэтому важно не останавливать себя в процессе генерации и на стикерах фиксировать все идеи, которые пришли в голову. Уже потом, в процессе фильтрации, мы будем определять критерии, через которые эту идею оценивать.
Да, записывать на стикерах может и не обязательно. Но если в процессе перечисления идей в какой-то момент случится «затык», мы просто сконцентрируемся на последней идее. А взглянув на стикеры, можно вернуться к тому, что уже придумывали ранее и смешать элементы из разных контекстов.
Как придумать идею спецпроекта
Для начала давайте определимся с тем, что под понятием «спецпроект» мы подразумеваем проект с нестандартным подходом, который не вписывается в стандартные каналы коммуникации или имеет необычную механику. Для примера можно вспомнить очень классную идею Wildberries с фразой «Дима, оплати ей корзину».
Теперь что касается придумывания идей под определенный инфоповод.
Рассмотрим алгоритм на примере такого инфоповода: «Победа» вводит стоячие места для пассажиров». Речь идет об авиакомпании «Победа», эта история со стоячими местами вирусилась в интернете, но так и не получила своего воплощения.
Вмешивать в этот инфоповод будем фрейм «Семья отдыхает в санатории “Полынь”».
Что мы делаем, чтобы создать спецпроект под этот инфоповод:
- Анализируем фрейм, с которым нам предстоит смешать инфоповод. Для этого представляем гипотетическую ситуацию, раскладываем ее на контекст и р��ли, которые есть. Вспоминаем, что может быть узнаваемого в контексте нашего фрейма. Например, мужчина, который говорит жене: «Галя, ты плавки мои не взяла?» Или кричащие дети, которые рушат атмосферу утра, а вы приехали отдохнуть в санатории «Полынь». Может быть еще ассоциация со столовой, где дают вкусное первое, второе, третье и компот.
- Выбираем одну узнаваемую черту (артефакт) из этого фрейма. Трансформируем ее.
- Скрещиваем артефакт с инфоповодом и приходим к идее.
Возвращаясь к нашему примеру с «Победой», это может быть такой вариант спецпроекта: все, кто будут лететь стоя, получат приятный бонус в виде полного пансиона — первого, второго, третьего и компота.
Получается, что из фрейма «Санаторий» мы взяли узнаваемую черту, скрестили ее с инфоповодом и получилась такая вот история.
Чтобы подступиться к придуманной идее и ее реализации, нужны еще как минимум:
- Фильтрация. Здесь существует много разных методик. Причем одним из первых шагов должен быть анализ конкурентов, чтобы проверить, не реализовал ли ранее кто-то эту идею.
- Конкретизация деталей спецпроекта. Нужно разложить идею на действия, которые мы должны сделать для ее воплощения. Например, придумать состав того самого обеда, запланировать анонсы в соцсетях авиакомпании, подобрать блогеров для рекламы и пр.
Естественно, это такой упрощенный алгоритм. Здесь нет многих деталей. Но в целом работать можно так.
♥ Лай��, если сегодняшний материал вам чем-то помог. Если возникли вопросы, готова ответить в комментариях. Также буду благодарна за подписку на ТГ-канал. Подписывайтесь и узнавайте еще больше о придумывании идей и креативном мышлении в целом.
Давайте помогу сгенерить для вас интересный спецпроект?
Напишите в комментариях, чем занимаетесь вы или компания, и вашу задачу, например:
- "я преподаватель английского, хочу провести вебинар".
- "наша компания продает квадроциклы, хотим запустить рекламную акцию".
Я покажу, как с помощью CRAFT можно придумать оригинальную идею для спецпроекта.