Добавьте воды: почему информационные тексты — это уже не тренд

Добавьте воды: почему информационные тексты — это уже не тренд

Нас учат «писать-сокращать», но, может, это заблуждение?

Я бесконечно уважаю творчество Максима Ильяхова, а литературное редактирование было моим любимым предметом на журфаке МГУ. Тем не менее, я ежедневно сталкиваюсь с советами типа «пишите кратко, без лишних слов» от людей, которые не видят разницы между информационным текстом и просто текстом.

Более того, тренд среди бизнес-ориентированных людей и управленцев идёт на упрощение всего и везде: от дизайна до организационной структуры. А так ли это круто?

Зачастую подход упрощения лишает аудиторию массы полезной и важной информации, позволяющей оценить мыслительные процессы оппонента, понять предысторию и предпосылки явлений, проектов, офферов. То, как человек «льёт воду», говорит о том, насколько стройно у него выстроен процесс мышления. Как следствие, это даёт первичную оценку и даже прогноз качества коммуникации (или позволяет заранее настроиться на определенную волну, например).

Как, например, понять, почему родилась идея стартапа? Что двигало идеей, что в голове у создателя? Питч в одну фразу, как учат акселераторы, — это круто. Но кто знает, сколько качественных идей не прошло лишь из-за того, что структурно они не умещаются в одну фразу? Как пример, патент на изобретение. Разве он умещается в одну фразу? Поверьте, инвесторы принимают решения не на основании услышанного тезиса.

Или «Элевейтор спич». Это действительно хороший козырь в рукаве. Но не делайте из него культ. У вас была на самом деле ситуация а-ля «случай в лифте»? Уверен, адекватный человек выслушает ваше представление в полном объёме, а не убежит через 30 секунд. В противном случае, это не ваш «аватар».

Я решил проделать упражнение и убрать воду из своего поста в Инстаграме, который собрал довольно много реакций от моих друзей:

Текст получился бы таким:

Раньше я боялся путешествовать самостоятельно, однако оказалось, путешествие в Каппадокию организуется парой кликов на сайтах авиакомпании, Букинга и аренды тачек. Потратил на это суммарно полчаса-час. У страха глаза велики!

Были бы у записи лайки? Да, лайкают фотку, а не текст. Были бы комментарии? Возможно. Но если и были бы, то исключительно про простоту путешествий, а-ля лайфхаки, как подешевле улететь в Турцию. И вот главный вопрос: донесена ли главная мысль? Нет. Мой изначальный посыл не про путешествия, не про дешёвые билеты и даже не про страх. Он про границы человеческого разума.

И в то же время, если бы я «в лоб» написал про это, получилось бы так:

У страха глаза велики: ничего невозможного нет! Как только вы сделаете первый шаг, путь сам найдёт вас!

Такие философские цитаты, пожалуйста, оставьте девушкам в купальниках. А я уж тут со своими лонгридами и водой прекрасно пообщаюсь с теми, кто умеет читать между строк и ценит это.

Итак, выводы:

1. Давайте людям лить воду, если вы стратег

2. Сами лейте воду качественно

3. Делайте выводы из того, как люди льют воду

***За идею для статьи благодарю Андрея — своего партнёра по холдингу The Business Pill.

1818
22 комментария

Комментарий недоступен

10
Ответить

Да, выше я как раз написал, что Ильяхов красавчик, а последователи вот подводят часто)

Ответить

Лить воду и качественно раскрывать мысль – это 2 разные вещи. Мне кажется, что в тексте они спутаны.
Ильяхов не призывает везде сокращать информацию. Он пишет в первую очередь о качестве информации, о пользе, о примерах, о контексте.
К сожалению, название первой книги сильно работает против него. В голове у многих остается поверхностная мысль "ага, надо все сокращать". Посыл совершенно другой.
Вторая книга "Ясно, понятно" прекрасно раскрывает аспекты того, за что ратует автор.

6
Ответить

К Ильяхову-то претензий нет, он всё чётко по полочкам раскладывает. Вопросы вызывают последователи)

Ответить

Ваш первый пример - такой же "слабовылитый", как и второй.
Кто хочет понять Ильяхова - понимает.
Кто не хочет - не понимает и это к лучшему, т.к. тот, кто понимает и до Ильяхова знал как надо писАть. 
К счастью, болшинство научилось только сокращать. 

2
Ответить

Когда мы разговариваем, мы излагаем наши мысли, а вместе с ними эмоции, мы не задумываемся, что надо «говорить и сокращать», мы просто говорим, таким образом, мы симпатизируем оппоненту или нет..... о нас складывается мнение, люди хотят общаться или же нет.... так почему же нас учат прятать эмоции в тексте, ведь по сути, это одно и то же, и в общении и в написании....
Сокращённый текст - сухой, неживой и неинтересный, такое же сформируется восприятие о бренде...
Много воды, тоже не гуд, но в нужном месте вставлять капельки, обязательно нужно🙌🏽😌

1
Ответить

Да, хорошая аналогия с устной речью!

1
Ответить