Карьера для копирайтера: а нужно ли становиться главредом?
Поговорила об этом с главным редактором блога «SMMplanner» Константином Рудовым, владельцем продукта UGC в «Сравни.ру» Никитой Ларионовым, и Натальей Которевой, редактором в «Яндекс.Практикум» и экс-главным редактором в компании «Калуга Астрал».
«И что, теперь всю жизнь тексты писать?» — спрашивает себя автор, когда не видит перспектив.
Автор импульсивный решит — да ну их, эти тексты.
Автор любознательный дочитает эту статью и поймёт, что текстовый опыт можно направить в другое русло, обрасти знаниями и сменить роль.
Во мне часто просыпается тот первый, кто хочет всё бросить. Да, стоимость работы растёт, клиенты всё интереснее и интереснее. Но тексты да тексты, буквы да буквы, и так четвёртый год.
Два года назад я даже устроилась в SMM-агентство, а там планировала из «просто текстов» запрыгнуть в контент-менеджеры, начать рулить съемками, работать с инфлюенсерами, освоить дизайн. Всё потому, что из каждого утюга слышала «порог входа в тексты низкий», «копирайтеры получают копейки». В общем, с перепугу схватилась за всё.
А потом по голове шарахнуло. Если Ильяхов, не бросая текстов, всё может, то почему я не могу? Так. А почему только Ильяхов? Кто там ещё есть?
Так я выяснила, что помимо автора над текстом работает редактор, главный редактор, издатель и контент-продюсер. К каждому свои требования, и для каждой должности нужно обрасти скилами. Об этом я и пообщалась с главредами и издателями — и написала две статьи на эти темы. В этой расскажу, как пройти путь от автора к вершине, чего ждать от профессии главного редактора и как им стать.
Главный редактор — это кто?
Раньше я думала, что главреды есть только в известных журналах.
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)
А что на самом деле делает главред?
Отвечает за целостность контента. Главный редактор определяет, какие смыслы доносит контент, а еще стиль и «тон» текста, темы для публикаций, частоту постинга и визуальное сопровождение. «Главред глобально определяет, как „звучит“ контент» — говорит Никита Ларионов.
Следит за соблюдением законов. Наталья Которева объяснила, что главред следит за соблюдением авторских прав, закона «О рекламе». Это — юридическая база главного редактора. Если публикация нарушает закон, то спросят с главреда.
Разрабатывает редполитику в соавторстве с другими редакторами. В этом документе — образ издания, сайта и блога. На него опираются редакторы, авторы, дизайнеры, маркетологи — все, кто так или иначе пишут текст.
Занимается дистрибуцией контента. Константин Рудов сообщил, что перед тем, как составить контент-план и раздать задачи авторам, главред изучает ключевые запросы, чтобы публикации продвигались в поисковых системах, и следит, чтобы эти запросы были вписаны в текст органично. Либо делегирует это SEO-специалисту, если он есть на проекте. Но в любом случае главред тоже должен в этом разбираться.
Руководит авторами и редакторами. В больших редакциях и изданиях главред не общается с авторами напрямую, не вычитывает каждый текст — для этого есть команда редакторов. Но есть и исключения, когда главред ставит задачи авторам, минуя редакторов, когда редакторы выполняют функции главреда.
Задаёт правильные вопросы. Комментарии главреда открывают глаза на то, а не фигню ли делает автор, вписывается ли текст в общую канву. Сужу по своему опыту работы с главным редактором Телеграм-канала «Дайджест копирайтера», Яной Дворецкой.
Ни одна книга не научила работать с текстом так осмысленно, как сотрудничество с Яной. После её вычитки тексты обрастают пояснениями и фактами. Я как автор могу «отлететь» и забыть, что читатель чего-то не знает, сталкивается с ситуацией впервые, начинаю сыпать терминами и сокращать то, что стоит развернуть подробнее. И тут в игру вступают Янины вопросы, на которые без хорошего примера не ответишь.
За что главред любит свою работу
Меня как автора привлекает мысль, что само написание можно делегировать. При этом, вы обговорили редполитику и структуру, и при хорошем раскладе руками другого автора получается текст, которым ты гордишься. Главред как бы со стороны смотрит на текст, поэтому хорошо понимает — соответствует ли текст бизнес-цели.
Но за что всё-таки любить задачи главреда?
«Главный редактор вовлечён в производство материалов, оказывает большое влияние на повестку и то, что происходит в медиа. От лица главреда часто говорит всё издательство. Если вам важен глубокий смысл того, что вы создаёте, если у вас есть глубокое видение того, что должно быть сказано от лица издания — эта роль для вас»
«Работа главредом учит не быть для всех хорошим и балансировать между жёсткостью и свободой»
Константин Рудов отмечает, что работа главреда учит бескомпромиссности — нужно все время соблюдать личные границы и отстаивать их при общении с авторами. Это становится вызовом для тех, кто привык избегать конфликтов и стараться всем угодить. И в этой жёсткости важно найти баланс.
По словам Константина, ты замечаешь, что требовать соблюдения дисциплины и самоотдачи в работе необходимо. И важно найти грань, чтобы жёсткость не перешла в самодурство.
Когда у тебя есть власть назначать авторов на проект и определять их гонорар, легко стать злодеем или наоборот слишком щедро начать распоряжаться клиентскими бюджетами. Важно выстроить рабочие процессы в долгосрочной перспективе так, чтобы не требовалось всё за всеми перепроверять, и чтобы исполнители не бежали на другие проекты при первой возможности.
Сложное в работе главреда — выстраивать дисциплину авторов через редакторов. Так главред осуществляет двойной контроль. Этому специально не научишься, такой навык приходится приобретать на собственных ошибках.
Работа главреда в цифрах
Как стать главредом
Работа главреда подойдёт тем, кто перерос роль исполнителя и готов руководить. Думаю, это приходит только с опытом и нельзя вот так с разбегу после пары месяцев работы автором стать главредом.
Вот какой путь к главредству обрисовали эксперты:
Стать автором. Сначала пройти путь копирайтера или автора, писать тексты для клиентов и изданий, работать в связке с редактором или главредом.
Константин Рудов считает, что существует два карьерных пути. В первом случае человек развивается горизонтально как автор. Во втором случае движется вертикально по ступеням «автор — редактор — главный редактор». И с точки зрения дохода, ни один из этих путей не лучше. Поэтому ваш рост — результат внутреннего решения и изучения нового.
Освоить редактуру. Здесь всё просто — можно пройти курс, который научит вычитывать тексты, отбирать нужную информацию и структурировать её. Или поработать под началом толкового редактора, анализировать его правки и мотать на ус ход его мыслей.
Изучить контент-стратегию. Главред понимает, как блог решает бизнес-задачи. Он умеет анализировать, составлять план действий и оценивать эффективность контента. Чтобы научиться составлять контент-стратегию, пройдите курсы или читайте наш канал «Дайджест копирайтера», там каждый день появляются новые статьи по разным контентным темам от экспертов отрасли.
Прокачаться в управлении. Главный редактор выстраивает работу других людей: оценивает загрузку и распределяет задачи. Пожалуй, здесь поможет только опыт. Лучше начать с малого: попробовать менторствовать над начинающими коллегами, только затем пробоваться на руководство большими редакциями, иначе вас просто съедят :)
Подведём итог
- Путь от автора до главреда занимает годы. Редко удаётся «проскочить» должность редактора и сразу ими руководить. Поэтому и стремление к росту нужно подкреплять действиями. Писать тексты вдумчиво, искать новые вызовы и неплохо бы поработать в команде, где уже есть редактор и главред, чтобы оценить ситуацию изнутри.
Если вас привлекает эта позиция, то писать только ради заработка не получится. Пожалуй, главредом не станешь, если не видишь в текстах миссии, если для тебя это рубли за килознак.
Главред — не единственный вариант карьеры для автора. О другом — работе издателя, мы поговорим в следующей статье. Выясним, что входит в обязанности издателя, в чём преимущества работы издателя и какие сферы стоит изучить автору, если он стремится на эту должность. И вообще, подходит ли такая работа для автора?
И вот мне интересно: как вы считаете, надо ли автору стремиться стать главредом или выгоднее прокачиваться в копирайтинге и повышать ставку? Давайте обсудим — пишите в комментах.