Как проверить работу подрядчика по SEO?
Вы давно работаете с подрядчиком по SEO, но не видите результата? Прошло уже полгода, а он продолжает кормить вас обещаниями? Это частая проблема компаний, которые передают продвижение сайта в агентство или фрилансеру. Кажется, что подрядчик просто получает деньги и ничего не делает. Так ли это в реальности? Давайте разбираться.
Что делает хороший подрядчик на старте
Все знают, что вывод сайта в топ — долгий процесс. Но не обязательно ждать 6 месяцев, чтобы понять, как работает подрядчик. Это видно уже на старте сотрудничества.
Запрашивает информацию по сайту и бизнесу
Перед началом продвижения подрядчик должен задать много вопросов о вашей компании. В SEO-агентстве «Иващенко и Низамов» для этого клиенту высылают бриф, в котором содержатся вопросы о регионах, в которых работает компания, преимуществах перед конкурентами, целевой аудитории, ключевых направлениях работы, ценах на услуги или товары.
Постарайтесь развернуто ответить на все вопросы брифа, чтобы дать подрядчику максимум информации о своем бизнесе. От этого зависит эффективность продвижения.
Если доработки на сайте будут выполнять специалисты из SEO-агентства, они запросят доступы к нему. Для сбора статистики агентство также должно иметь доступы к сервисам веб-аналитики («Яндекс.Метрика», Google Analytics) и панелям вебмастера («Яндекс.Вебмастер», Google Search Console). Если вы еще не регистрировались в них, подрядчик создаст аккаунты и привяжет их к вашей почте. Без этих сервисов невозможно анализировать результаты продвижения.
Если агентство не прислало вам бриф, не запросило доступы к сайту и системам аналитики, поинтересуйтесь, каким образом они планируют продвигать ресурс. Ответ должен быть очень интересным.
Проводит аудит
Получив полную информацию о компании и сайте, SEO-специалист разрабатывает стратегию продвижения. Она представляет собой развернутый план по месяцам, где указаны все работы, сроки их реализации, а также прогноз результата, к которому приведет выполнение поставленных задач. Также SEO-специалист анализирует конкурентов и ищет «фишки», которые помогают им оставаться в топе. Например, он видит, что у других компаний есть калькуляторы для расчета стоимости услуг или для товаров указаны цены, а на вашем сайте этого нет. Затем он решает, какие аспекты наиболее важны для SEO, и предлагает идеи для более быстрого и успешного продвижения.
Составляет корректное семантическое ядро
Запросы, по которым продвигается сайт, — это основа основ, поэтому обратите на семантическое ядро (СЯ) особое внимание.
Типы запросов. Запросы бывают информационными и коммерческими. По первым в поисковой выдаче находятся страницы со статьями или форумы, где можно узнать что-то полезное, но купить ничего нельзя. Например, «виды пластиковых окон» или «как установить ванну». По вторым (коммерческим) в выдаче находятся страницы компаний, у которых можно купить товар или заказать услугу. Например, «купить пластиковые окна в Москве» или «стоимость установки ванны». Если сайт коммерческий, включать инфозапросы в первичное СЯ мы не рекомендуем, поскольку конверсия с них в разы меньше. Мы ничего не имеем против развития блога на сайте, но использовать инфозапросы лучше после проработки коммерческих, которые способны принести прибыль компании.
Полнота. Когда вы запросили файл с семантическим ядром, посмотрите, сколько всего в нем запросов. Многие недобросовестные подрядчики составляют СЯ на скорую руку и используют до 100 запросов. Но эта цифра слишком мала для стандартного сайта. Семантическое ядро должно охватывать все возможные запросы, которые потенциальные клиенты могут ввести в поисковую строку. Поэтому в идеальном случае оно включает тысячи и десятки тысяч запросов. Конечно, если речь не идет о сайте-визитке с одной продвигаемой страницей. В некоторых случаях, однако, нецелесообразно делать СЯ на весь сайт, если не планируется прорабатывать все страницы разом. Тогда берутся самые приоритетные разделы и составляется полное ядро на них, при этом полнота такого ядра составляет 1–2 тысячи запросов.
Частотность. Обратите внимание на частотность запросов в семантическом ядре (хорошие компании всегда ее указывают). Во-первых, в СЯ не должно быть запросов с нулевой частотностью. Во-вторых, в кластере запросов должны быть представлены не только высокочастотные (ВЧ), но и средне- и низкочастотные (СЧ и НЧ) запросы. В этом случае результат продвижения будет виден от постепенного выхода в топ сначала НЧ, потом СЧ, а потом ВЧ.
Файл запрос-страница всегда высылается клиентам на согласование. Потратьте свое время и внимательно его изучите. Вы знаете свой бизнес лучше, чем SEO-специалист, поэтому можете убрать некорректные и добавить нужные запросы.
Регулярно отправляет отчеты о проделанной работе
Понятно, что в начале сотрудничества не стоит ждать ошеломительных результатов, но при заключении договора вы должны определить дату (например, 20-е число каждого месяца), в которую SEO-специалист будет присылать отчет по проделанным работам. В нем должно быть указано: что сделано, какие запросы прорабатываются, что планируется сделать, какие сейчас позиции и трафик у сайта. Будет здорово, если подрядчик предоставит доступ в свой таск-трекер, чтобы вы могли в режиме реального времени видеть, над какими задачами идет работа.
Что делает хороший подрядчик в процессе продвижения
Со стартом работ разобрались, но как проверить подрядчика в процессе, если вы сотрудничаете с ним не один месяц? Пройдитесь по следующим пунктам.
Просит согласовать контент и доработки на сайте
SEO-продвижение невозможно без наполнения сайта новым контентом — текстами и изображениями. Также для оптимизации может потребоваться изменить макет страницы, прописать метатеги, добавить формы для оформления заявки. Реализовывать доработки на сайте подрядчик должен только после согласования с клиентом. Если вам ничего не присылают для одобрения, это должно насторожить: либо подрядчик ничего не делает, либо вносит правки на свое усмотрение.
Внедряет правки и контент и может показать, что было сделано
Поисковые системы регулярно сканируют сайты и положительно оценивают ресурсы, на которых появляется контент. Кроме того, новые страницы с оптимизированными текстами расширяют семантику и помогают продвижению. Поэтому на сайте регулярно должен появляться контент — за это, в том числе, вы и платите подрядчику. Помните, что вы в любой момент можете запросить ссылки на продвигаемые страницы и информацию о том, какие доработки на них были внедрены.
Проводит аудит, улучшает юзабилити и коммерческие факторы
Алгоритмы поисковых систем регулярно меняются, да и конкуренты не сидят сложа руки, поэтому SEO-специалист должен регулярно проводить аудит и корректировать стратегию продвижения. Когда вы получите файл с планом работ, поищите в нем два пункта, о которых часто забывают:
юзабилити. Чем удобнее пользоваться сайтом, тем дольше пользователь на нем задержится, а это звоночек для поисковых систем, что его надо ранжировать выше. Если SEO-специалист думает о юзабилити, он пришлет на согласование макеты с новым дизайном для ключевых страниц, предложит поменять шрифты или расположение кнопок, улучшить мобильную версию сайта;
коммерческие факторы. Это характеристики сайта, которые напрямую влияют на продажи. Конечно, в данном случае от SEO-специалиста мало что зависит. Ведь если у вашего сайта небольшой ассортимент, ему будет трудно соперничать с огромным онлайн-гипермаркетом. Но для повышения доверия покупателей подрядчик может предложить добавить на сайт больше способов связи, карту проезда, проработать разделы про доставку и оплату, указать цены и т. д.
Предоставляет отчетность
В конце каждого отчетного периода вы должны получать файл с информацией о проделанных работах, динамике позиций и трафика, количестве переходов из разных поисковых систем. Желательно, чтобы он был наглядным и понятным тому, кто не разбирается в SEO. Это покажет, что компания открыта перед вами и ей нечего скрывать. В отчете обязательно должны быть указаны планы на новый период. Кроме того, если вы вдруг решите запросить отчет не за месяц, а за квартал или год, хороший подрядчик быстро его предоставит.
Чек-лист по проверке подрядчика
Давайте соберем в короткий чек-лист все пункты, о которых мы писали выше. Что делает хороший подрядчик по SEO:
- Задает много вопросов о бизнесе на старте работ.
- Запрашивает доступы к сайту и системам аналитики.
- Проводит аудит и презентует стратегию продвижения.
- Тщательно прорабатывает семантическое ядро.
- Наполняет сайт новым контентом и может показать, что сделано.
- Предлагает идеи по улучшению юзабилити и коммерческих факторов.
- Согласовывает с вами любые изменения на сайте.
- Регулярно отчитывается о работе.
Проверьте своего подрядчика по этому чек-листу и напишите в комментариях, сколько баллов он набрал.