Как сделать текст читабельнее за 5 минут

Мало просто написать хороший материал — его ещё нужно сверстать так, чтобы его читали. В этом материале поговорим о значимости вёрстки и за 5 минут переделаем сложный профессиональный текст во что-то красивое и приятное.

Как сделать текст читабельнее за 5 минут

Зачем нужна вёрстка

Современный читатель не изучает всё, что пишут в интернете. Он пробегает по диагонали и вычленяет интересные подзаголовки, контекстные элементы: таблицы, картинки, выделения. Если неинтересно — идёт дальше. Если совсем не интересно — уходит.

Вёрстка нужна для того, чтобы привлечь внимание читателя: смотри, вот тут у нас интересно, и тут, и вон там.

Без хорошей вёрстки читатель уйдёт сразу.

С хорошей вёрсткой и бесполезным содержанием он чуть-чуть задержится.

С хорошей вёрсткой и хорошим содержанием — вычленит нужное и прочитает.

Вёрстка — это красивая упаковка. Плохое содержание она не спасёт

Как верстать материалы по шагам

Давайте рассмотрим текст и попытаемся пошагово его сверстать за 5 минут:

Изначальный вариант
Изначальный вариант

Оцените своё первое впечатление от текста. Неструктурированность материала создаёт впечатление потока сознания. Автор не делит мысли и не развлекает нас картинками, курсивами и списками. Кажется, что на такой текст требуются серьёзные мыслительные усилия.

И этот текст еще неплохой на уровне слов. А представьте, что будет, если написать что-то в стиле:

«Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Шаг 1. Дробим абзацы

Абзац — единица мысли. Если есть несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу — это абзац.

Когда читатель видит абзацно-расчленённый текст, ему становится спокойно: «фух, это не поток сознания, а структурированный материал».

Когда абзацного членения нет, не ясно, где заканчивается мысль и начинается другая. Это пугает.

Отсюда первый способ быстро увеличить читаемость текста — дробим его по абзацам:

Дробим на абзацы
Дробим на абзацы

Теперь последите за своими ощущениями, заметьте разницу: от этого текста не веет «полотном». Кажется, что всё нормально: «автор как-то выстраивает повествование и заботится о нас, надо заценить».

А сделали-то мы всего ничего: отделили введение про кино от основного материала, развели трейдеров и инвесторов — каждого в свой угол, раздробили мысли на законченные умозаключения.

Какие могут быть проблемы

«Ну как, это же всё одна большая мысль!». Если не дробятся абзацы, скорее всего, текст — поток сознания. Тут проблема уже не на уровне вёрстки, а на уровне смысла. То, что автор пытается сказать, пока не достаточно структурировано у него в голове, чтобы преподнести это читателю.

Вёрстка не поможет — надо идти почитать материалов по теме.

Шаг 2. Добавляем заголовки и подзаголовки

Если абзац — единица мысли, то подзаголовок — единица смысла. Когда маленьких «абзацных» умозаключений набирается достаточно, чтобы привести читателя к какой-то идее или догадке, отбиваем подзаголовок.

При этом даже внутри подзаголовка бывает достаточно отдельных мыслей, чтобы их вынести в подзаголовок поменьше.

Например, в тексте, который мы сейчас верстаем, слишком мало слов для того, чтобы вставлять большие подзаголовки. Поэтому мы отделаемся жирными буквами и курсивом — этого хватит, чтобы зацепить внимание читателя.

Добавляем курсив и подзаголовки
Добавляем курсив и подзаголовки

Снова сравниваем ощущения. Теперь от текста ещё больше веет структурностью. О нас позаботились, и даже выделили части про трейдеров и инвесторов — теперь можно проскочить текст по диагонали и выцепить то, что нужно. Финальную и самую главную мысль написали курсивом — она тоже выделяется. Можно сразу понять, о чём написано выше, даже не читая

Какие могут быть проблемы

«Я не знаю где поставить заголовки!». Если автор не знает, где поставить подзаголовки, не чувствует, где одно умозаключение соседствует с другим, это снова поток сознания. Надо идти читать больше по теме.

Пока автор не структурирует текст нормально у себя в голове — на бумаге он тоже структурированным не будет.

Шаг 3. Добавляем «веселухи»

Списки, картинки, цитаты, видео — это всё очень здорово, читатели такое любят. Кроме того, «веселуха» привлекает внимание: можно выцепить что-нибудь интересное и прочитать побольше.

Добавляем «веселухи»
Добавляем «веселухи»

Картинки манят: на них хочется смотреть, их хочется изучать. А потом, если подобрать достаточно красивые и содержательные иллюстрации, хочется ещё и прочитать, зачем эти картинки появились в тексте.

Самая большая сложность редакторской работы — подбор примеров и иллюстраций. Остальное — детали

Какие могут быть проблемы

«У меня нет "веселухи", чтобы добавить!». Если автор не может вставить пример, видео или иллюстрацию к своему тезису, то и тезис его не услышат. Одно дело послушать, чем занимаются инвесторы, а другое дело — увидеть своими глазами, что в долгосрочной перспективе рынок инвестиций реально растёт.

Не заиграться с вёрсткой

Может показаться, что, раз люди так любят видео, жирный текст и подзаголовки, то можно бы и весь материал ими заставить.

Суть всех этих элементов — подзаголовков, списков, картинок — привлечь внимание пользователя, дать ему возможность выбрать что-нибудь интересное. Если воспользоваться всеми инструментами сразу, они потеряют свою силу, а сайт станет похожим на какой-то адок из 2000-х.

Вот что будет, когда тыкается и светится всё. Это скорее не сайт, а какое-то странноватое шапито
Вот что будет, когда тыкается и светится всё. Это скорее не сайт, а какое-то странноватое шапито

Резюме

  • Пишем хороший текст
  • Делим на абзацы
  • Потом добавляем заголовки
  • В конце набиваем текст «веселухой»
  • Не заигрываемся с инструментами

И еще...

Простите за картинки. Дизайнер из меня на троечку😢

6666
30 комментариев

Без плохой вёрстки читатель уйдёт сразу.

Смелое утверждение!

10
Ответить

Это, конечно, до некоторой степени преувеличение. Если мы читаем научную статью или книжку, то да — там и без верстки всё будет нормально, потому что читатель изначально приходит подготовленный. Но это скорее исключение, чем правило.

Я говорил о текстах, которым нужно привлекать внимание, подготовить читателя к прочтению, заинтересовать. А таких текстов в интернете большинство. И без вёрстки они не заработают.

Спасибо за содержательный комментарий!

1
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Ну так на этапе верстки статью на сайтах и доводят до такого состояния — вставляют картинки, выделяют что-то жирным. Не с Гугл-дока же людям читать.


Но вообще это всё незначительно, жонглирование словами.

1
Ответить

Дробите тексты на абзацы и добавляйте заголовки. Смотрите, я сократил эту статью до уровня твита.

Не используя заголовки и абзацы )

6
Ответить

Кажется, целью этого материала было — показать на практике, как работает редактура и привести аргументированные доводы, зачем структурировать материал.

Если не будет примеров и рассуждений, мне никто не поверит.

P.S.

"Жри богатых!"
Смотрите, я сократил "Капитал" до двух слов. Фантастика!

2
Ответить

Прочитал по диагонали

2
Ответить