Как сделать текст читабельнее за 5 минут
Мало просто написать хороший материал — его ещё нужно сверстать так, чтобы его читали. В этом материале поговорим о значимости вёрстки и за 5 минут переделаем сложный профессиональный текст во что-то красивое и приятное.
Зачем нужна вёрстка
Современный читатель не изучает всё, что пишут в интернете. Он пробегает по диагонали и вычленяет интересные подзаголовки, контекстные элементы: таблицы, картинки, выделения. Если неинтересно — идёт дальше. Если совсем не интересно — уходит.
Вёрстка нужна для того, чтобы привлечь внимание читателя: смотри, вот тут у нас интересно, и тут, и вон там.
Без хорошей вёрстки читатель уйдёт сразу.
↓
С хорошей вёрсткой и бесполезным содержанием он чуть-чуть задержится.
↓
С хорошей вёрсткой и хорошим содержанием — вычленит нужное и прочитает.
Вёрстка — это красивая упаковка. Плохое содержание она не спасёт
Как верстать материалы по шагам
Давайте рассмотрим текст и попытаемся пошагово его сверстать за 5 минут:
Оцените своё первое впечатление от текста. Неструктурированность материала создаёт впечатление потока сознания. Автор не делит мысли и не развлекает нас картинками, курсивами и списками. Кажется, что на такой текст требуются серьёзные мыслительные усилия.
И этот текст еще неплохой на уровне слов. А представьте, что будет, если написать что-то в стиле:
«Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Шаг 1. Дробим абзацы
Абзац — единица мысли. Если есть несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу — это абзац.
Когда читатель видит абзацно-расчленённый текст, ему становится спокойно: «фух, это не поток сознания, а структурированный материал».
Когда абзацного членения нет, не ясно, где заканчивается мысль и начинается другая. Это пугает.
Отсюда первый способ быстро увеличить читаемость текста — дробим его по абзацам:
Теперь последите за своими ощущениями, заметьте разницу: от этого текста не веет «полотном». Кажется, что всё нормально: «автор как-то выстраивает повествование и заботится о нас, надо заценить».
А сделали-то мы всего ничего: отделили введение про кино от основного материала, развели трейдеров и инвесторов — каждого в свой угол, раздробили мысли на законченные умозаключения.
Какие могут быть проблемы
«Ну как, это же всё одна большая мысль!». Если не дробятся абзацы, скорее всего, текст — поток сознания. Тут проблема уже не на уровне вёрстки, а на уровне смысла. То, что автор пытается сказать, пока не достаточно структурировано у него в голове, чтобы преподнести это читателю.
Вёрстка не поможет — надо идти почитать материалов по теме.
Шаг 2. Добавляем заголовки и подзаголовки
Если абзац — единица мысли, то подзаголовок — единица смысла. Когда маленьких «абзацных» умозаключений набирается достаточно, чтобы привести читателя к какой-то идее или догадке, отбиваем подзаголовок.
При этом даже внутри подзаголовка бывает достаточно отдельных мыслей, чтобы их вынести в подзаголовок поменьше.
Например, в тексте, который мы сейчас верстаем, слишком мало слов для того, чтобы вставлять большие подзаголовки. Поэтому мы отделаемся жирными буквами и курсивом — этого хватит, чтобы зацепить внимание читателя.
Снова сравниваем ощущения. Теперь от текста ещё больше веет структурностью. О нас позаботились, и даже выделили части про трейдеров и инвесторов — теперь можно проскочить текст по диагонали и выцепить то, что нужно. Финальную и самую главную мысль написали курсивом — она тоже выделяется. Можно сразу понять, о чём написано выше, даже не читая
Какие могут быть проблемы
«Я не знаю где поставить заголовки!». Если автор не знает, где поставить подзаголовки, не чувствует, где одно умозаключение соседствует с другим, это снова поток сознания. Надо идти читать больше по теме.
Пока автор не структурирует текст нормально у себя в голове — на бумаге он тоже структурированным не будет.
Шаг 3. Добавляем «веселухи»
Списки, картинки, цитаты, видео — это всё очень здорово, читатели такое любят. Кроме того, «веселуха» привлекает внимание: можно выцепить что-нибудь интересное и прочитать побольше.
Картинки манят: на них хочется смотреть, их хочется изучать. А потом, если подобрать достаточно красивые и содержательные иллюстрации, хочется ещё и прочитать, зачем эти картинки появились в тексте.
Самая большая сложность редакторской работы — подбор примеров и иллюстраций. Остальное — детали
Какие могут быть проблемы
«У меня нет "веселухи", чтобы добавить!». Если автор не может вставить пример, видео или иллюстрацию к своему тезису, то и тезис его не услышат. Одно дело послушать, чем занимаются инвесторы, а другое дело — увидеть своими глазами, что в долгосрочной перспективе рынок инвестиций реально растёт.
Не заиграться с вёрсткой
Может показаться, что, раз люди так любят видео, жирный текст и подзаголовки, то можно бы и весь материал ими заставить.
Суть всех этих элементов — подзаголовков, списков, картинок — привлечь внимание пользователя, дать ему возможность выбрать что-нибудь интересное. Если воспользоваться всеми инструментами сразу, они потеряют свою силу, а сайт станет похожим на какой-то адок из 2000-х.
Резюме
- Пишем хороший текст
- Делим на абзацы
- Потом добавляем заголовки
- В конце набиваем текст «веселухой»
- Не заигрываемся с инструментами
И еще...
Простите за картинки. Дизайнер из меня на троечку😢