Личный опыт: как не копить закладки и успевать всё читать
Колонка бывшего менеджера продуктов «Яндекса» Анны Булдаковой.
Бывший менеджер продуктов «Яндекса» и автор Telegram-канала об управлении проектами Анна Булдакова написала колонку о том, как научиться не скапливать много ненужных ссылок и закладок и систематизировать подход к их прочтению и хранению.
Автор поделилась своим решением и привела практические примеры других пользователей, а также собрала полезные инструменты, которые могут помочь поддерживать порядок в рабочих и личных делах.
На прошлой неделе я попросила своих читателей в Telegram поделиться секретом: как они успевают справляться с потоком интересной информации. Миллионы статей лежат в Pocket, сотни курсов и книг ждут своей очереди — давайте разберёмся, как навести порядок и хоть когда-нибудь всё это прочитать и посмотреть.
Что делаю я
У меня далеко не совершенный метод, но он работает. Уточню, что работает именно для меня. Ниже вы найдёте ещё несколько способов организации информации — можете взять что-то за основу, но подкручивать винтики под себя всё равно придётся.
Что дано
- Огромный поток входящих писем (личные, рабочие, тематические и профессиональные).
- Соцсети, где периодически проскальзывают интересные ссылки, книги, курсы.
- Общение в чатах, где также периодически упоминаются интересные ссылки, книги, курсы.
Что было раньше
- Множество постоянно открытых вкладок.
- Супердлинный бэклог в Pocket.
- Несколько начатых в одно и то же время книг и курсов.
К чему я пришла сейчас
У меня два почтовых ящика: один я указываю во всех рассылках и использую только в браузере. С него у меня стоит пересылка на Gmail-аккаунт, для которого на телефоне я поставила приложение Inbox. Этот же адрес я даю всем новым контактам для личных писем.
Чем это удобно: на мобильном я просто удаляю все не личные письма. На личные срочные отвечаю сразу же, на личные несрочные ставлю напоминание. Вечером, когда прихожу с работы, просматриваю накопившиеся неличные письма, прохожусь по интересным материалам из рассылок.
В статьях обращаю внимание на заголовок и первый абзац. Дальше просто пробегаю глазами по структуре. Если вижу для себя ценность, но читать дольше пяти минут — добавляю в Pocket.
Соцсети также просматриваю только в вечернее время: то, что надо читать дольше пяти минут, добавляю в Pocket.
Если в рабочее время попадается какая-то потенциально интересная ссылка, я открываю её в браузере и оставляю «висеть». Вечером параллельно со ссылками из писем просматриваю закладки. И как вы уже догадались: то, что надо читать дольше пяти минут, добавляю в Pocket.
Правило № 1. В конце дня в браузере должны быть открыты только те закладки, которые понадобятся завтра, но не больше пяти. Почтовый ящик должен быть пуст.
Раньше я пыталась читать статьи из Pocket в общественном транспорте, но получалось нестабильно: то слишком много людей, то надо срочно написать заметку или просто о чём-то подумать. Поэтому я выделила фиксированное время под чтение статей — раз в неделю, на выходных.
Все дела я теперь заношу в «Google Календарь» — тем более, у них есть и автораспределение целей, и to-do-листы. Удобно, что вы можете создать общий календарь на семью и на каждого члена семьи по отдельности.
У меня много повторяющихся дел (как раз, например, чтение статей или книжек, просмотр курса). Я устанавливаю повторы для события, а потом каждое воскресенье смотрю на свой недельный план и корректирую, если что-то в него не вписывается.
Накануне вечером «Календарь» также присылает мне личное и рабочее расписание на день. Для меня это киллер-фича, чтобы не забыть, например, про какую-то раннюю встречу.
Правило № 2. В один момент времени разрешается читать только одну книгу и смотреть только один курс.
По курсам я пишу конспект в отдельную тетрадь, как в университете или в школе — с датой и названием лекции.
По статьям: раньше выписывала интересные мысли, но сейчас не пишу ничего, а стараюсь сразу применять на практике. Если это урок в Sketch — открываю Sketch и рисую, если новый продуктовый фреймворк — размышляю, подойдет ли он моей команде. Те статьи, из которых не могу вынести ничего практического, стараюсь не читать: для теории есть книги.
Что делают другие классные люди
Как выбрать, что читать:
- «Курсы прохожу только те, что оплатил. Книги читаю только те, что купил».
- «Если не прочел статью в первые сутки — безжалостно закрываю закладки, если за месяц не прочитал ни одно письмо — отписываюсь от рассылки, и так далее».
- «Прохожу курсы вместе с коллегами или друзьями: собираемся раз в неделю и сразу обсуждаем. Вроде, так попроще».
- «Поступающую информацию фильтрую вопросом "для того, чтобы что?", то есть, скажем, увидел статью про котиков и ответил на вопрос, нужна ли она мне сейчас, через месяц или год. Исходя из этого, информация либо вообще не попадает в хранилище, либо уходит в общий стек, либо (что очень редко) прочитывается немедленно».
- «Все в мире не прочтёшь, поэтому стараюсь думать системно. Если хорошо разобраться в предмете, сразу отпадает необходимость в прочтении кучи статей. Для систематизации пользуюсь Mind Map».
- «Главное — отпускать. Увидела ссылку, не стала сохранять — молодец. Прочитав 100 тысяч статей, повторений вижу больше, чем нового, и этот балласт я стараюсь отпускать. Иногда устраиваю Instapaper-марафон и читаю то, что не смогла "отпустить". Удаляю кучу статей, так и не прочитав — второй фильтр после изначального сохранения они не проходят. Хорошие сохраняю в Pinboard».
Как организовать бэклог для чтения и просмотра
- «Составляю план где-то на неделю по книгам, статьям, курсам в соответствии с загруженностью. То, что очень хочется прочитать, но не хватает времени, — встаёт в очередь. Обычно дольше месяца в очереди ничего не хранится».
- «Я использую только один Inbox для всех курсов, книг и статей. В моём случае это Trello и доска "обучение". Каждое воскресенье планирую неделю, в которой семь часов отведены на обучение. Статьи читаю в метро, курсы и некоторые книги закладываю в часы обучения. Наполняю по принципу FIFO» (First In, First Out: «первым пришёл, первым ушёл» — прим. ред.).
- «В основном структурирую чтение по заранее установленным приоритетам. Есть список тем, которые надо прокачать. Есть список книг по дизайну, где они разбиты на разные темы».
Как систематизировать прочитанное
- «По каждой книге пишу заметку, а иногда рецензию на Goodreads. Это помогает усвоить материал и запомнить что-то характерное о книге. Есть разные карты областей знания, которые помогают их систематизировать. Я живу в Evernote, пробую Trello».
- «У меня сложилась связка: Evernote как первичный сборщик всего и вся — составляю в нём подборки по темам или сразу кладу заметку в соответствующий блокнот, а вот для того, чтобы расставить приоритеты, медитирую над майндмэпом с планами, целями и задачами».
- «Я пишу в Evernote. Одна заметка – одна книга. Название книги – название заметки. В тэги выношу тематику, предметную область плюс какой-нибудь универсальный сквозной тэг (в моём случае #quotes)».
- «Если в списке несколько книг на одну тему, читаю их подряд. Предварительно просматриваю каждую (то есть пролистываю за 10 минут всю книгу для формирования представления о ней) и только после этого начинаю читать. Всю информацию из книги заношу в "карту памяти" по этой тематике, и после двух-трёх книг появляется полное понимание этой сферы».
Полезные инструменты
Mind Maps:
Личная база знаний:
- SimpleNote.
- Evernote.
- Bear.
- Apple Notes.
- AllMyNotes Organizer (Windows).
- Google Keep.
- Drafts.
- Milanote.
- Channelkit.
- Airtable.
Сохранение ссылок:
- Instapaper.
- Pocket.
- Facebook Saved.
- Telegram (отдельный чат).
Планирование:
- GQueues.
- FocusMatrix (Mac OS).
- Asana.
- Trello.
- TickTick.
- Todoist.
- Wunderlist.
Полезные ссылки:
- Более ста книг по тайм-менеджменту и коллекция интеллект-карт.
- Пример № 1: Организация личной базы знаний в Evernote.
- Пример № 2: Организация личной базы знаний в Evernote.
- Как рисовать интеллект-карты.
- И ещё немного про mind-mapping.
- Таблицы Шульте для увеличения скорости чтения.
- Тренажёр для скорочтения.
сохраню-ка я эту статейку в pocket
На самом деле спасибо, было интересно прочесть, так как на самом деле начал обращать внимание на то, что в последнее время отправляю статью в pocket, либо себе в телеграме и на этом всё заканчивается. Вроде бы поставил себе галочку.
Поделюсь и я своим лайфхаком. Когда мне попадается интересная статья, а времени на нее нет, я добавляю ее в Pocket. А раз в год, 1 января, удаляю там свой аккаунт и завожу новый.
Больше на диагноз похоже)
90% всех публикаций о маркетинге, бизнесе, саморазвитии и т.д. - откровенный bullshit. Можно перестать читать, сохранять в закладки этот шлак и произойдет ровным счетом - нихера.
Неимоверно согласен! Смысла в текстах большинства изданий - на донышке.
Может поделитесь тогда своим способом отбора ценной информации .