Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»

Администратор группы Final Fantasy Club во «ВКонтакте» Заур Шукюров написал для vc.ru колонку об опыте ведения сообщества: как обратить незначительные минусы структуры групп в плюсы, автоматизировать часть процессов, позволить решать пользователям, что они хотят видеть на главной странице, и как «приучить» их ставить лайки.

Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»

Во «ВКонтакте» есть два типа сообществ: паблики и группы. Если паблики в первую очередь предназначены для подачи новостей, то группы – для общения. Они немного отличаются по своей структуре.

Минусы сообществ

Первый несущественный минус проявляется, когда администратор или редактор добавляет изображения в какой-либо альбом. Тогда они появляются в ленте подписчиков  со специальной плашкой «добавлено N фотографий», будто это отдельная запись.

Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»

Второй минус – альбом на главной странице, который нельзя убрать.

Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»

Проблему можно было решить просто – конвертировать группу в паблик и забыть обо всем. Но потом оказалось, что группа скоро отпразднует 10-летний юбилей и хорошо бы придерживаться корней, поэтому этот вариант отпал. Нужно было придумать что-то новое для текущей структуры.

В голову пришла мысль: можно выкладывать какое-то количество изображений в альбом на главной, чтобы они появлялись в ленте у пользователей. Затем смотреть, на каких больше лайков, и выкладывать уже их на главную, тем самым позволяя подписчикам решать, какой контент будет публиковаться.

Появление дополнительной ручной работы расстроило, но я вспомнил, что немного умею программировать.

Прежде чем рассказывать про автоматизацию, отмечу, что Final Fantasy – серия японских видеоигр, которая выпускается с 1987 года и насчитывает 15 игр в основной линейке, каждая из которых уникальна по сюжету, сеттингу, персонажам и прочему. В этой связи артов, косплея и другого контента по играм серии очень много. Раньше на ручной поиск качественных, уникальных и свежих изображений уходило много времени.

Версия 1.0

Прежде чем выкладывать, изображения нужно найти, отсортировать и обработать. В версии 1.0 в качестве источников картинок использовались сервисы DeviantArt, Pinterest и Tumblr. Через API на DeviantArt и Pinterest можно искать популярное по определенному запросу, что очень удобно.

Tumblr менее дружелюбен: там можно искать только по тегам, и в большинстве случаев попадаются неподходящие картинки. Зато много блогов с богатой коллекцией изображений, уже кем-то собранных. Находим наиболее популярные по нашей тематике и парсим оттуда прямые ссылки на картинки в БД.

Важно: уважайте авторов и не забывайте указывать на них ссылки в описании к изображениям там, куда вы будете их выкладывать. Мы никогда не испытывали проблем с правообладателями, и вам не советуем.

Когда отыскали контент, переходим к следующему шагу: создаем два альбома в группе. В первый ежедневно в девять утра с помощью скрипта автоматически  закидываем пять случайных изображений из БД, которые будут «биться» между собой и остальными за возможность попасть на главную, исходя из количества лайков на них. Не забываем оставить альбом открытым, чтобы любой подписчик тоже мог отправить изображение и поучаствовать в «конкурсе».

Во второй альбом (а заодно и в «отложку») пересылается отобранное алгоритмом изображение-победитель, чтобы оно больше не участвовало в «конкурсе».

Алгоритм отбора был прост: считалось среднее количество лайков на альбом, выбирались изображения, где лайков больше, чем в среднем по альбому, и уже среди этих изображений какое-то одно случайно отправлялось в «отложку». Ставим на Cron такой скрипт, чтобы он запускался утром, днем и вечером, и довольствуемся результатом, «попивая смузи и тыкая в планшетик».

Минусы такой версии:

  • ​многие изображения, спарсенные в БД, были неактуальными, либо количество картинок по одной игре или по одному персонажу превалировало над другими;
  • качество рисовки некоторых изображений оставляло желать лучшего, даже с учетом того, что они являлись якобы «популярными».

Поэтому было принято решение сделать вторую, более продвинутую версию, но с небольшим участием человека.

Версия 2.0

Для второй версии был написан простой сайт для администраторов, на котором в реальном времени можно отсматривать и фильтровать изображения с DeviantArt, Pinterest, Tumblr и Instagram по популярности.

Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»

Как видно из скриншота, демонстрирующего ленту DeviantArt, под каждым изображением есть кнопка «выложить», и в этом кроется принципиальное отличие от первой версии: при нажатии на эту кнопку картинка попадает в буфер «отобранного», где при желании можно удалить какую-то картинку, если она была добавлена случайно.

Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»

Теперь каждый день в девять утра уже из этого буфера выбранные редакторами изображения выкладываются в главный альбом. Случайные картинки из БД используются, если в буфере ничего нет. Ручной работы прибавилось, но увеличилось качество. В остальном практически ничего не поменялось: был только немного упрощен алгоритм отбора при отправке в «отложку».

Минусы исчезли.

«Ты либо в тренде, либо уходи»

В свободное время я балуюсь ботами для Telegram, поэтому пройти мимо этой платформы было бы кощунством, учитывая её удобство, простоту и высокую скорость.

Я создал двух ботов: публичный и приватный для администраторов.

Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»

В приватном боте можно вне очереди выбрать из БД или альбомов группы случайное изображение и отправить его в группу.

Но не будем заострять внимание на Telegram, перейдем к статистике.

Статистика

На протяжении года (16 февраля 2016 – 16 февраля 2017) система тестировалась, и вот что получилось.

До «отложки» дошло 976 изображений, к которым поставили 154 982 лайка.

Но не все из них опубликовались на главной, а только 711, к которым поставили 140 720 лайков, остальные были либо отвергнуты редакторами, либо до сих пор висят в ожидании.

Получается, в среднем на одну запись приходится 198 лайков. Подробнее:

Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»

Первая версия работала с февраля по август 2016 года, вторая работает с августа 2016 года по сегодняшний день.

Результаты

С помощью таких нехитрых действий удалось:

  • ​Небольшие минусы структуры группы превратить в плюсы.
  • Разгрузить редакторов, чтобы им не нужно было тратить время на поиск изображений, теперь они заняты только их обработкой в «отложке» .
  • Благодаря автоматизации поддерживается постоянство публикаций.
  • Еще больше вовлечь подписчиков в процесс жизни группы, доверив им решение, что будет публиковаться, а что нет.
  • Благодаря такой активности группа лучше ранжируется в

    «умной» ленте. 

1414
14 комментариев

Интересно. На сторонние проекты настриваете такое ?

2
Ответить

Спасибо!

Пока что нет, не настраиваю.

Ответить

Как не допустить овощам стать людьми, и заставить их продолжать сидеть в гаджетах.

2
Ответить

быть овощем или человеком - личный выбор каждого

1
Ответить

Сммщики негодуэ)))

Ответить

Tumblr менее дружелюбен: там можно искать только по тегам, и в большинстве случаев попадаются неподходящие картинки.

А чем не подходят картинки на Tumblr?

Ответить

Речь в этом предложении про поиск через API.

1
Ответить