Кейс из России: Как автоматизировать публикацию контента и увеличить вовлеченность подписчиков в жизнь группы во «ВКонтакте»
Администратор группы Final Fantasy Club во «ВКонтакте» Заур Шукюров написал для vc.ru колонку об опыте ведения сообщества: как обратить незначительные минусы структуры групп в плюсы, автоматизировать часть процессов, позволить решать пользователям, что они хотят видеть на главной странице, и как «приучить» их ставить лайки.

Во «ВКонтакте» есть два типа сообществ: паблики и группы. Если паблики в первую очередь предназначены для подачи новостей, то группы – для общения. Они немного отличаются по своей структуре.
Минусы сообществ
Первый несущественный минус проявляется, когда администратор или редактор добавляет изображения в какой-либо альбом. Тогда они появляются в ленте подписчиков со специальной плашкой «добавлено N фотографий», будто это отдельная запись.

Второй минус – альбом на главной странице, который нельзя убрать.

Проблему можно было решить просто – конвертировать группу в паблик и забыть обо всем. Но потом оказалось, что группа скоро отпразднует 10-летний юбилей и хорошо бы придерживаться корней, поэтому этот вариант отпал. Нужно было придумать что-то новое для текущей структуры.
В голову пришла мысль: можно выкладывать какое-то количество изображений в альбом на главной, чтобы они появлялись в ленте у пользователей. Затем смотреть, на каких больше лайков, и выкладывать уже их на главную, тем самым позволяя подписчикам решать, какой контент будет публиковаться.
Появление дополнительной ручной работы расстроило, но я вспомнил, что немного умею программировать.
Прежде чем рассказывать про автоматизацию, отмечу, что Final Fantasy – серия японских видеоигр, которая выпускается с 1987 года и насчитывает 15 игр в основной линейке, каждая из которых уникальна по сюжету, сеттингу, персонажам и прочему. В этой связи артов, косплея и другого контента по играм серии очень много. Раньше на ручной поиск качественных, уникальных и свежих изображений уходило много времени.
Версия 1.0
Прежде чем выкладывать, изображения нужно найти, отсортировать и обработать. В версии 1.0 в качестве источников картинок использовались сервисы DeviantArt, Pinterest и Tumblr. Через API на DeviantArt и Pinterest можно искать популярное по определенному запросу, что очень удобно.
Tumblr менее дружелюбен: там можно искать только по тегам, и в большинстве случаев попадаются неподходящие картинки. Зато много блогов с богатой коллекцией изображений, уже кем-то собранных. Находим наиболее популярные по нашей тематике и парсим оттуда прямые ссылки на картинки в БД.
Важно: уважайте авторов и не забывайте указывать на них ссылки в описании к изображениям там, куда вы будете их выкладывать. Мы никогда не испытывали проблем с правообладателями, и вам не советуем.
Когда отыскали контент, переходим к следующему шагу: создаем два альбома в группе. В первый ежедневно в девять утра с помощью скрипта автоматически закидываем пять случайных изображений из БД, которые будут «биться» между собой и остальными за возможность попасть на главную, исходя из количества лайков на них. Не забываем оставить альбом открытым, чтобы любой подписчик тоже мог отправить изображение и поучаствовать в «конкурсе».
Во второй альбом (а заодно и в «отложку») пересылается отобранное алгоритмом изображение-победитель, чтобы оно больше не участвовало в «конкурсе».
Алгоритм отбора был прост: считалось среднее количество лайков на альбом, выбирались изображения, где лайков больше, чем в среднем по альбому, и уже среди этих изображений какое-то одно случайно отправлялось в «отложку». Ставим на Cron такой скрипт, чтобы он запускался утром, днем и вечером, и довольствуемся результатом, «попивая смузи и тыкая в планшетик».
Минусы такой версии:
- многие изображения, спарсенные в БД, были неактуальными, либо количество картинок по одной игре или по одному персонажу превалировало над другими;
- качество рисовки некоторых изображений оставляло желать лучшего, даже с учетом того, что они являлись якобы «популярными».
Поэтому было принято решение сделать вторую, более продвинутую версию, но с небольшим участием человека.
Версия 2.0
Для второй версии был написан простой сайт для администраторов, на котором в реальном времени можно отсматривать и фильтровать изображения с DeviantArt, Pinterest, Tumblr и Instagram по популярности.

Как видно из скриншота, демонстрирующего ленту DeviantArt, под каждым изображением есть кнопка «выложить», и в этом кроется принципиальное отличие от первой версии: при нажатии на эту кнопку картинка попадает в буфер «отобранного», где при желании можно удалить какую-то картинку, если она была добавлена случайно.

Теперь каждый день в девять утра уже из этого буфера выбранные редакторами изображения выкладываются в главный альбом. Случайные картинки из БД используются, если в буфере ничего нет. Ручной работы прибавилось, но увеличилось качество. В остальном практически ничего не поменялось: был только немного упрощен алгоритм отбора при отправке в «отложку».
Минусы исчезли.
«Ты либо в тренде, либо уходи»

В приватном боте можно вне очереди выбрать из БД или альбомов группы случайное изображение и отправить его в группу.
Но не будем заострять внимание на Telegram, перейдем к статистике.
Статистика
На протяжении года (16 февраля 2016 – 16 февраля 2017) система тестировалась, и вот что получилось.
До «отложки» дошло 976 изображений, к которым поставили 154 982 лайка.
Но не все из них опубликовались на главной, а только 711, к которым поставили 140 720 лайков, остальные были либо отвергнуты редакторами, либо до сих пор висят в ожидании.
Получается, в среднем на одну запись приходится 198 лайков. Подробнее:

Первая версия работала с февраля по август 2016 года, вторая работает с августа 2016 года по сегодняшний день.
Результаты
С помощью таких нехитрых действий удалось:
- Небольшие минусы структуры группы превратить в плюсы.
- Разгрузить редакторов, чтобы им не нужно было тратить время на поиск изображений, теперь они заняты только их обработкой в «отложке»
.
- Благодаря автоматизации поддерживается постоянство публикаций.
- Еще больше вовлечь подписчиков в процесс жизни группы, доверив им решение, что будет публиковаться, а что нет.
- Благодаря такой активности группа лучше ранжируется в
«умной» ленте.