Выход из-под санкций Google и «Яндекса» — опыт интернет-магазина по продаже штор
Руководитель «Томдома» Вячеслав Марков о том, как компания восстанавливала трафик после ошибок в SEO.
![Выход из-под санкций Google и «Яндекса» — опыт интернет-магазина по продаже штор](https://png.cmtt.space/paper-media/b0/e8/9d/8acefb15ff73ba.png)
Мы — компания-производитель, работаем в сфере пошива штор с 2009 года, у нас крупные производственные мощности и большие амбиции. И основным драйвером роста мы видели SEO. Для реализации этой задачи взяли сотрудника в штат, который занимался продвижением сайта.
Как позже выяснилось, SEO-специалист, в основном, покупал ссылки, которые привели к печальным последствиям в Google, а потом и в «Яндексе». В 2012 году наш сайт попал под санкции алгоритма Penguin, очевидно, за слишком активную закупку ссылок.
![Выход из-под санкций Google и «Яндекса» — опыт интернет-магазина по продаже штор](https://png.cmtt.space/paper-media/f3/03/ce/1132f16de5cf4b.png)
Летом 2015 года всё за те же внешние ссылки нас «наказал» и «Яндекс». Падение видимости и трафика было катастрофическим.
![Выход из-под санкций Google и «Яндекса» — опыт интернет-магазина по продаже штор](https://png.cmtt.space/paper-media/fa/77/c9/ba08b2443dd0b5.png)
Учитывая печальную ситуацию в Google, потеря трафика из «Яндекса» довольно ощутимо ударила по нашему бизнесу. Было очевидно, что своими силами с санкциями справиться не удастся, поэтому решили обратиться к внешним подрядчикам. Выбор пал на агентство Webit.
Начали с анализа ссылочного профиля сайта и аккаунтов ссылочных бирж, где раньше активно закупался наш бывший штатный SEO-специалист. Как пояснили мне специалисты:
- На сайт стояло большое количество ссылающихся доменов с жутким перекосом в количестве и качестве бэклинков.
- Основная доля — вечные покупные ссылки с точными SEO-анкорами. Немалая часть доноров при этом находилась под АГС.
Поскольку сайт попал в третью волну «показательных порок» от «Яндекса», сложности возникали и со ссылочными биржами: желающих снять ссылки было много, а процесс снятия был налажен далеко не везде. Кроме этого, рекламодатель в отношениях между биржей и вебмастером всегда занимал самую слабую позицию — он был обязан каждому, а ему – никто.
Разумеется, всё это наложило отпечаток и на дальнейшую работу. Несмотря на наличие у агентства отработанной методики, задача в нашем случае не решалась «в лоб», и это было понятно с самого начала. В то время, пока одни хвастались кейсами вывода, где в ссылочном профиле сайтов были в основном арендные ссылки, а другие прикладывали подорожник в виде массовой закупки «естественных» бэклинков «урлом», мы вместе решали нетривиальную задачу по поиску иглы в стоге сена:
- Через социальные сети.
- Через тематические форумы.
- Через представителей хостинга.
- Через любые доступные средства связи мы звонили, писали, просили и даже иногда угрожали вебмастерам.
И мы добились своего: 4 декабря 2015 года сайт вышел из-под санкций.
![Сводка по ссылкам на начало работ](https://png.cmtt.space/paper-media/d3/f7/77/e4e9bc2e069178.png)
Динамика сокращения количества ссылок
![Изменения в ссылочном профиле в старом «Яндекс.Вебмастере»](https://png.cmtt.space/paper-media/62/f3/9d/0add7202c5b97a.png)
![Изменения в ссылочном профиле по <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fahrefs.com%2F&postId=24058" rel="nofollow noopener" target="_blank">Ahrefs.com</a>](https://png.cmtt.space/paper-media/d8/68/69/ed35eb38e2f6ad.png)
![График изменения трафика до наложения санкций и после их снятия](https://png.cmtt.space/paper-media/25/df/34/319781a73d4aee.png)
Первую задачу мы выполнили. И решили продолжить диалог по дальнейшему продвижению сайта. Наши партнеры из Webit сделали нам прогноз трафика с учетом наших пожеланий по росту органики в четыре раза до пятизначной цифры через год. И мы ударили по рукам.
Задачу роста поискового трафика команда предложила решать так: определить точки роста, возможный потенциал и, расставив приоритеты, приступить к реализации.
Среди точек роста были:
- Кластеры запросов с хорошим потенциалом, которые уже участвовали в продвижении, но имели недостаточно хорошую видимость.
- Кластеры запросов по новым типам товаров, которые не были взяты в продвижение и, соответственно, не имели видимости вообще.
- Региональное продвижение.
Приоритеты расставляли по целым категориям и отдельным документам, учитывая не только спрос по WordStat ("WS"), но и процент WordStat в топе ("WS" топ-10), где:
- "WS" — точное количество запросов «Яндекс.Вордстат», регион — Москва и Московская область.
- % "WS" топ-10 — доля «WS» от суммарного для запросов, которые попадают в топ-10.
Эта метрика хорошо учитывает не только количество запросов в топ-10, но и их значимость для бизнеса. Затем мы добавили в расчет значение текущего поискового трафика и смогли рассчитать потенциал роста по каждому направлению. В таблице ниже пример отранжированных по приоритету категорий, где учитывался потенциал роста метрик видимости:
- WS, "WS", "!WS" — количество запросов «Яндекс.Вордстат», регион — Москва и Московская область.
- % "WS" топ-10 — доля «WS» от суммарного для запросов, которые попадают в топ-10.
- % от поискового трафика сайта — процент поисковых переходов, которые приходятся на конкретное направление, от суммарной посещаемости из поисковых систем.
- Прирост поискового трафика — то, насколько может вырасти та или иная категория.
![Выход из-под санкций Google и «Яндекса» — опыт интернет-магазина по продаже штор](https://png.cmtt.space/paper-media/7c/85/4a/4ef09ba0f1c1a3.png)
![Нагляднее](https://png.cmtt.space/paper-media/a8/ea/97/9a4a59442d69e6.png)
![Пример отранжированных по приоритету документов по аналогии с категориями](https://png.cmtt.space/paper-media/48/2c/19/eec4532c1b9db8.png)
![Нагляднее](https://png.cmtt.space/paper-media/cf/5b/0b/993123161ea4ca.png)
Также для наглядности картины ежедневно строили графики динамики изменения трафика по соответствующим маскам (группам страниц, которые относятся к выделенным категориям на сайте). Например:
![Главная страница](https://png.cmtt.space/paper-media/65/93/d2/134e6e1d75eda8.png)
![Рулонные шторы](https://png.cmtt.space/paper-media/70/14/d2/714a8b00104136.png)
![Римские шторы](https://png.cmtt.space/paper-media/1d/32/83/46539adc53daef.png)
![Жалюзи](https://png.cmtt.space/paper-media/22/bb/2d/3bf572f0726567.png)
![Шторы для спальни](https://png.cmtt.space/paper-media/d0/c0/a9/b2c26e4accc4e3.png)
![Фотошторы](https://png.cmtt.space/paper-media/fd/b3/94/c9e063d7125872.png)
Региональное продвижение
Для меня как для руководителя предприятия с широкой географией поставок был важен даже самый отдаленный населенный пункт нашей страны. Это связано с тем, что помимо огромного и постоянно обновляющегося ассортимента, наши тарифы и способы доставки ориентированы не только на жителей крупных городов. Например, унифицированный тариф в 149 рублей позволяет доставить товар в любую точку страны с помощью «Почты России».
Для решения этой задачи команда агентства провела отдельную работу по выявлению регионального спроса. Был отобран максимально полный список регионов с хорошим потенциалом по трафику, созданы страницы вида «тип товара + город» под каждый из них и проведена их базовая внутренняя и внешняя оптимизация. В результате трафик из регионов за последние полгода увеличился примерно в 19 раз. Нагляднее это видно на графике ниже:
![Выход из-под санкций Google и «Яндекса» — опыт интернет-магазина по продаже штор](https://png.cmtt.space/paper-media/5f/3e/aa/6c8035f9465440.png)
Несмотря на достигнутые результаты работы, расслабляться было рано. Работы по снятию Penguin в Google проводили параллельно со снятием «Минусинска» в «Яндексе». Однако не все вечные ссылки удалось снять полностью, поэтому приходилось проводить дополнительную аналитику и отклонять необходимое с помощью функциональности Disavow Links Tool.
К сожалению, официальные представители Google очень долго переносили дату обновления алгоритма Penguin и его интеграцию в основной алгоритм.
Как-то в начале октября я заметил сильный рост видимости сайта в Google. Как пояснили позже, 6-7 октября в русскоязычном сегменте Google произошло серьёзное обновление, тогда же обновился и Penguin, став частью основного алгоритма, после чего санкции с сайта были сняты.
Сейчас, по прошествии нескольких месяцев со дня снятия Penguin, рост органического трафика из Google вырос в три раза. Ожидание выхода из-под санкций завершилось спустя четыре года.
![Динамика роста видимости сайта относительно количества запросов и процента «Яндекс.Вордстат» в топ-10 после снятия Penguin](https://png.cmtt.space/paper-media/b0/0a/7f/bdeb3af98604a2.png)
Где:
- %ТОП-5 — доля от общего количества запросов, которые входят в топ-5.
- %ТОП-10 — доля от общего количества запросов, которые входят в топ-10.
- %ТОП-100 — доля от общего количества запросов, которые входят в топ-100.
- WS %ТОП10 — доля «WS» от суммарного для запросов, которые попадают в топ-10.
- «WS» %ТОП10 — доля «WS» от суммарного для запросов, которые попадают в топ-10.
![Динамики роста трафика после снятия Penguin](https://png.cmtt.space/paper-media/4d/93/95/5ee0d4d3c65428.png)
Статистика по основным метрикам видимости
Старт продвижения, «Яндекс», февраль 2016 года
На начало продвижения доля запросов в топ-10 «Яндекса», % «WS» в топ-10 и % max PTraf имели такие значения:
![% max PTraf равен доле от максимального трафика при выводе всех запросов в топ-1](https://png.cmtt.space/paper-media/f8/5a/d1/361efd2e93d45d.png)
![Нагляднее](https://png.cmtt.space/paper-media/d0/aa/a2/79096151bcd1a2.png)
Конец отчетного года, «Яндекс», декабрь 2016 года
![Аналогичные метрики](https://png.cmtt.space/paper-media/7f/e4/61/ea0656bddf3403.png)
![Нагляднее](https://png.cmtt.space/paper-media/c7/23/3b/8e34f71eafaccf.png)
Динамика изменения основных метрик видимости
![Tomdom.ru — «Яндекс» (февраль-декабрь 2016 года)](https://png.cmtt.space/paper-media/23/9d/0d/f8b8f443aec833.png)
![Tomdom.ru — Google (февраль-декабрь 2016 года)](https://png.cmtt.space/paper-media/47/9f/a6/58a9f374087688.png)
Изменение видимости по категориям
Ниже приведен относительный рост наиболее значимых направлений, то есть если в топ-5 было 40% запросов, а стало 60% запросов, то это рост на 20%.
![«Яндекс» (февраль-декабрь 2016 года)](https://png.cmtt.space/paper-media/96/ae/42/8535049683aeb8.png)
![Google (февраль-декабрь 2016 года)](https://png.cmtt.space/paper-media/40/58/d2/0c99b08cf59e4a.png)
Динамика изменения поискового трафика в разрезе разных поисковых систем
![Среднесуточный поисковый трафик в разрезе поисковых систем](https://png.cmtt.space/paper-media/67/ab/df/ce7effa4aa852d.png)
В итоге в 2017 году, когда все фатальные санкции сняты, открываются новые перспективы и точки роста.
Несмотря на то, что трафик из Google после снятия фильтра установился на желаемом уровне, у нас большие планы по выходу в лидеры в этой поисковой системе, так как потенциал там велик, а время «простоя» было довольно длительным.
Кроме этого, нужно поддерживать результаты, достигнутые в «Яндексе», учитывая не только постоянные изменения алгоритмов ранжирования, но и банально доработку и развитие сайта: все планируемые правки обязательно должны согласовываться с оптимизаторами, а после внедрения — проверяться и корректироваться таким образом, чтобы не потерять достигнутое.
Основные данные и графики, представленные в статье, получены из многофункциональной платформы 4seo.work, которую использует выбранное нами агентство.
Мне кажется следующий кейс будет у вас - как мы вышли из под Баден-Бадена.
Не хочу огорчать, но есть большая вероятность, что уедете в "Баден-Баден" от Яндекса за водянистые тексты с неестественными ключами, например:
http://tomdom.ru/catalog/shtory/dlya-kuhni/
недорого купить в нашем интернет магазине готовые занавески и шторы для кухни
Во многих текстах на категориях "вода. Вы не раскрываете вопрос, чем, например, отличаются шторы в гостиной и шторы в спальню и т.д.? Какого материала выбрать? Чем один от другого отличается? Для меня как для посетителя, который хочет купить шторы недорого и без регистрации в Москве это волнует?)
Кстати, сеошники, вайлдбериса вообще убрали тексты на категориях от греха по дальше, чтобы попасть в Баден-Баден)
Тайтл:
Купить готовые шторы в гостиную недорого - большой каталог, фото, цены от 420 руб., отзывы, заказать готовые шторы в гостиную в Москве и регионах - интернет магазин ТОМДОМ
Зачем в тайтл включать - фото, отзывы. Эти ключи больше для информационки подходят под отдельные страницы. У вас страница с карточками товара.
Зачем делать такой длинный тайтл - в любом случае будет обрезаться тайтл и подсвечиваться первые 3-4 слова.
Пишите 1 ключ +купить в интернет-магазине. Менее спамно будет выглядеть.
Такое чувство, что куда-то торопились при оптимизации. Тексты написаны без детальной проработки, тайтлы слеплены по принципу - кидай все сюда.
Как позже выяснилось, SEO-специалист, в основном, покупал ссылки ... на свои деньги.