Почему резюме и интервью так сильно влияют на трудоустройство

Известное народное выражение «У вас – товар, у нас – купец» отлично характеризует процесс устройства на работу. Только в данном случае товар – это навыки кандидата, а купец – работодатель. Советами о том, как успешно пройти самые важные шаги для трудоустройства, делится Людмила Волкова, HR с 15-летним стажем.

Почему резюме и интервью так сильно влияют на трудоустройство
Людмила Волкова
директор по управлению талантами Ростелекома

Часть 1. Резюме

Резюме – это афиша и «лицо» соискателя, оно выполняет роль наживки для рекрутмента. Клюнут на него или нет, зависит от качества его составления. Здесь есть свои правила и лайфхаки.

Если десять лет назад была важна выверенная и подробно изложенная биография соискателя, то сегодня кандидатов, независимо от сферы деятельности, рассматривают как продукт. То есть оценивают, что человек умеет делать (его профессиональные навыки или hard skills) и «гибкие» надпрофессиональные навыки – soft skills – то, как человек выстраивает коммуникацию, взаимодействует с людьми и другие.

Первоначальная цель – именно «зацепить» работодателя. Ему должно быть интересно узнать, какой человек скрывается за всеми навыками и достижениями, указанными в резюме. Часто новички совершают ошибку: они максимально подробно размещают в резюме всю информацию о себе, а на собеседовании цитируют его слово в слово. Со стороны это выглядит непрофессионально и скучно.

В резюме лучше расписать основные цифры и достижения, а уже на интервью подробнее рассказать, как соискатель придумал ту или иную концепцию, какую роль принимал в реализации и т.д.

Теперь о подаче информации. При описании своего функционала претенденту на вакансию следует использовать глаголы. Например, когда используют отглагольные существительные, (например «формирование», «управление», «создание» и т.п.), подсознательно это воспринимается рекрутером довольно статично и обезличенyо, хотя и понятно, что за этими словами стоит процесс. Такой вот диссонанс восприятия.

Но если написать глаголами – «управлял, сформировал, реализовал, продал», то и визуально складывается картинка действия и реального результата, достижений, которые и хотят видеть работодатели.

GaudiLab
GaudiLab

И последнее – добавляйте больше конкретных фактов и цифр. Они сделают резюме солиднее и избавят от ненужной «воды». Например, если есть прирост выручки, продаж, клиентов и любые другие KPI — надо указать, на сколько % или во сколько раз произошел рост. Выросло количество людей в вашей команде – тоже укажите. Иными словами, любые оцифрованные результаты добавят вам очков. Не забудьте сказать, каков был именно ваш вклад в общий результат, как именно вы повлияли на рост показателей или успешный запуск проекта.

Итак, обязательные условия при составлении резюме:

  • все написанное должно быть правдой;
  • объем – желательно не более 2-х страниц, даже если у кандидата огромный опыт за плечами;
  • больше глаголов в описании функционала;
  • факты и цифры вместо литературного повествования.

Если все сделать правильно, следующий шаг – интервью – не заставит себя долго ждать.

Часть 2. Интервью

Собеседование с потенциальным руководителем – самый важный этап трудоустройства. Резюме могут составить специалисты по карьерному консультированию, но «другого» себя кандидат не найдёт. Здесь много подводных камней.

Зачастую соискатели не контролируют ход беседы и просто отвечают на вопросы, забывая сказанное ранее. Более осознанные (таких единицы) сами приведут разговор с рекрутером к положительному итогу. Для большинства интервью остается лотерей: повезло или не повезло, взяли или не взяли. Увы, но отчасти они правы. Многое зависит от «химии» взаимоотношений с собеседником.

Большинство руководителей принимает решение по двум критериям:

Первое — человек ему приятен, и он хочет работать с ним вместе в одной команде.

Второе — у руководителя есть какая-то задача (читайте – проблема), которую он передает новичку с уверенностью, что тот справится.

Получается, кандидату нужно удовлетворить запрос руководителя по двум критериям:

  • быть для него приятным человеком;

  • максимально продемонстрировать свои навыки и умения (для того, чтобы руководитель оценил применимость скиллов для вакантной должности).

Если разобрать эти два критерия, получаются те самые hard и soft skills. Софты – про приятность, улыбчивость и позитивный настрой кандидата, про его умение выслушать и выстроить диалог, расположить к себе. Харды – экспертные профессиональные навыки кандидата.

GaudiLab
GaudiLab

Для любого претендента на вакансию очень важна способность вести диалог и презентовать себя. Она складывается из нескольких вещей:

  • Начитанность и широкий словарный запас, чтобы говорить красиво и не однообразно;
  • Внимательность к собеседнику: слышать, о чем и как он задает вопрос, быть в моменте;
  • Преодолеть излишнюю зажатость и нервозность. Например, можно поставить рядом воду или чай, создать в кабинете комфортную атмосферу.

Интервью – это, в первую очередь, беседа. Поэтому соискателям важно тоже задавать вопросы. Хорошим вопросом будущему руководителю будет: «Как вы будете оценивать результат моей работы через три месяца, шесть и год, по каким критериям?». Если наниматель не отвечал себе на этот вопрос, то это сразу будет видно. Это значит, потенциальный сотрудник помогает сформулировать критерии. Такие люди очень полезны для начальства, потому что с ними можно подискутировать на тему того, что будет. Плюс ответ на этот вопрос дает понимание, чего ждет работодатель и справится ли с этим кандидат.

Также от потенциального коллеги ждут искренности. Нет ничего страшного, если он чего-то не знает, забыл или перепутал. Главное, честно об этом сказать. Хуже начинать сочинять на ходу и быть пойманным на лжи.

В завершение интервью для претендента правильно будет уточнить дальнейшие шаги и сроки, способы получения обратной связи. При этом всё хорошо в меру – кандидату не следует быть слишком навязчивым, потому что есть шанс испортить о себе впечатление.

Помните, поиск работы, подготовка резюме и интервью – это как спортивные тренировки. С каждым разом становится легче, увереннее, профессиональнее.

Людмила Волкова, директор по управлению талантами Ростелекома
1717
17 комментариев

Резюме – это афиша и «лицо» соискателяО, хоспади, опять двадцать пять.
директор по управлению талантами РостелекомаЭти таланты мне опять вечером инет опрокинули.

18

Здравствуйте, Александр. Сейчас интернета работает корректно? Напишите о возникающих трудностях нам, пожалуйста, в личные сообщения одного из официальных сообществ в социальных сетях - ВКонтакте, Твиттер, Одноклассники, Facebook, Instagram. В тексте укажите ФИО владельца договора и адрес подключения услуг. Разберёмся в ситуации.

3

Вчера посмотрел "Все работы хороши" про вас. Круто конечно вы умалчиваете про дополнительные услуги, которые подключаете втихоря. 

12

Баянометр зашкаливает. Статью, скорее, писал 15 летний школьник,а не профи с 15 летним стажем.

5

Достаточно переписать то, что написано в HH

2

Статья, на мой скромный взгляд, не очень познавательна.
Если честно, от HR такого уровня и такой компании ждал намного более глубокой статьи, раскрытия каких-то интересных «фишек» профессии, интересных для соискателей… Почти всё изложенное, знают большинство более менее образованных людей…

4