Почему резюме и интервью так сильно влияют на трудоустройство
Известное народное выражение «У вас – товар, у нас – купец» отлично характеризует процесс устройства на работу. Только в данном случае товар – это навыки кандидата, а купец – работодатель. Советами о том, как успешно пройти самые важные шаги для трудоустройства, делится Людмила Волкова, HR с 15-летним стажем.
Часть 1. Резюме
Резюме – это афиша и «лицо» соискателя, оно выполняет роль наживки для рекрутмента. Клюнут на него или нет, зависит от качества его составления. Здесь есть свои правила и лайфхаки.
Если десять лет назад была важна выверенная и подробно изложенная биография соискателя, то сегодня кандидатов, независимо от сферы деятельности, рассматривают как продукт. То есть оценивают, что человек умеет делать (его профессиональные навыки или hard skills) и «гибкие» надпрофессиональные навыки – soft skills – то, как человек выстраивает коммуникацию, взаимодействует с людьми и другие.
Первоначальная цель – именно «зацепить» работодателя. Ему должно быть интересно узнать, какой человек скрывается за всеми навыками и достижениями, указанными в резюме. Часто новички совершают ошибку: они максимально подробно размещают в резюме всю информацию о себе, а на собеседовании цитируют его слово в слово. Со стороны это выглядит непрофессионально и скучно.
В резюме лучше расписать основные цифры и достижения, а уже на интервью подробнее рассказать, как соискатель придумал ту или иную концепцию, какую роль принимал в реализации и т.д.
Теперь о подаче информации. При описании своего функционала претенденту на вакансию следует использовать глаголы. Например, когда используют отглагольные существительные, (например «формирование», «управление», «создание» и т.п.), подсознательно это воспринимается рекрутером довольно статично и обезличенyо, хотя и понятно, что за этими словами стоит процесс. Такой вот диссонанс восприятия.
Но если написать глаголами – «управлял, сформировал, реализовал, продал», то и визуально складывается картинка действия и реального результата, достижений, которые и хотят видеть работодатели.
И последнее – добавляйте больше конкретных фактов и цифр. Они сделают резюме солиднее и избавят от ненужной «воды». Например, если есть прирост выручки, продаж, клиентов и любые другие KPI — надо указать, на сколько % или во сколько раз произошел рост. Выросло количество людей в вашей команде – тоже укажите. Иными словами, любые оцифрованные результаты добавят вам очков. Не забудьте сказать, каков был именно ваш вклад в общий результат, как именно вы повлияли на рост показателей или успешный запуск проекта.
Итак, обязательные условия при составлении резюме:
- все написанное должно быть правдой;
- объем – желательно не более 2-х страниц, даже если у кандидата огромный опыт за плечами;
- больше глаголов в описании функционала;
- факты и цифры вместо литературного повествования.
Если все сделать правильно, следующий шаг – интервью – не заставит себя долго ждать.
Часть 2. Интервью
Собеседование с потенциальным руководителем – самый важный этап трудоустройства. Резюме могут составить специалисты по карьерному консультированию, но «другого» себя кандидат не найдёт. Здесь много подводных камней.
Зачастую соискатели не контролируют ход беседы и просто отвечают на вопросы, забывая сказанное ранее. Более осознанные (таких единицы) сами приведут разговор с рекрутером к положительному итогу. Для большинства интервью остается лотерей: повезло или не повезло, взяли или не взяли. Увы, но отчасти они правы. Многое зависит от «химии» взаимоотношений с собеседником.
Большинство руководителей принимает решение по двум критериям:
Первое — человек ему приятен, и он хочет работать с ним вместе в одной команде.
Второе — у руководителя есть какая-то задача (читайте – проблема), которую он передает новичку с уверенностью, что тот справится.
Получается, кандидату нужно удовлетворить запрос руководителя по двум критериям:
быть для него приятным человеком;
- максимально продемонстрировать свои навыки и умения (для того, чтобы руководитель оценил применимость скиллов для вакантной должности).
Если разобрать эти два критерия, получаются те самые hard и soft skills. Софты – про приятность, улыбчивость и позитивный настрой кандидата, про его умение выслушать и выстроить диалог, расположить к себе. Харды – экспертные профессиональные навыки кандидата.
Для любого претендента на вакансию очень важна способность вести диалог и презентовать себя. Она складывается из нескольких вещей:
- Начитанность и широкий словарный запас, чтобы говорить красиво и не однообразно;
- Внимательность к собеседнику: слышать, о чем и как он задает вопрос, быть в моменте;
- Преодолеть излишнюю зажатость и нервозность. Например, можно поставить рядом воду или чай, создать в кабинете комфортную атмосферу.
Интервью – это, в первую очередь, беседа. Поэтому соискателям важно тоже задавать вопросы. Хорошим вопросом будущему руководителю будет: «Как вы будете оценивать результат моей работы через три месяца, шесть и год, по каким критериям?». Если наниматель не отвечал себе на этот вопрос, то это сразу будет видно. Это значит, потенциальный сотрудник помогает сформулировать критерии. Такие люди очень полезны для начальства, потому что с ними можно подискутировать на тему того, что будет. Плюс ответ на этот вопрос дает понимание, чего ждет работодатель и справится ли с этим кандидат.
Также от потенциального коллеги ждут искренности. Нет ничего страшного, если он чего-то не знает, забыл или перепутал. Главное, честно об этом сказать. Хуже начинать сочинять на ходу и быть пойманным на лжи.
В завершение интервью для претендента правильно будет уточнить дальнейшие шаги и сроки, способы получения обратной связи. При этом всё хорошо в меру – кандидату не следует быть слишком навязчивым, потому что есть шанс испортить о себе впечатление.
Помните, поиск работы, подготовка резюме и интервью – это как спортивные тренировки. С каждым разом становится легче, увереннее, профессиональнее.