Совет начинающему маркетологу: не превратись в комбайн

Как не спечься на работе и достигнуть желаемых результатов.

Совет начинающему маркетологу: не превратись в комбайн

Начинающего маркетолога в самом начале его пути подстерегает опасная ловушка, о которой редко пишут в книгах. Если по неосторожности в неё попасть, можно либо произвести на работодателя неизгладимое впечатление, что он взял в штат не того человека, либо вы рискуете быстро спечься на работе и совсем расхотеть быть маркетологом, посчитав, что это очень сложно.

Мой путь в маркетинг был достаточно своеобразным. Пришел я в него из журналистики, не являвшейся моей основной специальностью. Я закончил теологический институт, а писать статьи, брать интервью и в последствии заниматься этим за плату научился после знакомства со своим нынешним другом, который работает в местной газете.

Маркетингом стал интересоваться позднее, когда начал продавать мёд своего друга-пасечника, желая понять, как лучше и быстрее продать товар и заработать денег. Одну за другой я начал читать книги о продажах, финансовой грамотности, психологии влияния, рекламе. Очень понравилось, поэтому, наверное, и задержался в этой нише дольше обычного интереса.

Новые знания начали давать первые плоды очень скоро. За сезон я смог сбыть около половины тонны мёда, всего лишь публикуя рекламу в Facebook. Помню, как однажды применил одну из хитростей Роберта Чалдини и продал мёда в пять раз больше, чем обычно. Один из моих друзей по имени А. заметил мои новые интересы и пригласил работать в принадлежащие ему салоны сотовой связи. Так я стал маркетологом.

Проработав около месяца в качестве штатного маркетолога в трех небольших салонах друга, я обнаружил, что превратился в «комбайн» (этот термин придумал не я; возможно, он уже давно устоялся в мире маркетинга, но я его впервые услышал от знакомого маркетолога, точно охарактеризовавшего мое состояние). Я обнаружил, что на меня взвалилась огромная работа, не относящаяся ко мне напрямую. Если отталкиваться от определения, что маркетолог – это специалист, изучающий рыночный спрос и организующий сбыт продукции, то я явно не был таким специалистом. Вернее, был, но с еще десятком «хвостов».

Начало моей деятельности шло чётко по вышеприведенному определению. Я проводил маркетинговые исследования, изучая количество, пол и возраст проходящих рядом с салонами людей. Пытался анализировать и понять преимущества лидеров рынка над нами и перенять их. Выявлял недостатки салонов. Но со временем на меня взвалился SMM. Пришлось взять на себя ведение страниц салонов, а заодно работать и в роли режиссера видеороликов, главными героями которых были менеджеры по продажам, не желающие сниматься в них и не проявляющие абсолютно никакого интереса к этому делу.

Потом мой работодатель захотел, чтобы я поработал над нашими менеджерами по продажам. Навёл порядок в этом отделе, так сказать. Пришлось взяться и за них. Сам ездил на вещевой рынок покупать им одинаковые футболки, заказал бейджики с именами и должностями, чтобы они выглядели, как надо. До сих пор частенько объясняю, как правильно обращаться к клиенту и чего лучше не говорить.

Далее дело дошло до ремонта помещения одного из салонов. Тут я уже выступил в роли прораба. Нанимал рабочих, ездил на рынок покупать плитку, клей, стройматериалы. Договаривался с ними о начале работы и оплате. Нервничал, когда мастера не выполняли работу в срок.

Сейчас работаю над наружной рекламой. Ищу свободные баннерные щиты в городе, договариваюсь с дизайнерами, иногда сам клею заказанную рекламу (благо, не на щиты).

Все эти обстоятельства медленно, словно удав, окутывали мою шею, пока я не понял, что влип. Я и полевой маркетолог, и прораб, и SMM-щик, и режиссер, и менеджер среднего звена, и еще много кто. Настоящий «комбайн», выполняющий кучу разной работы и отвечающий за неё на нескольких фронтах. Груз ответственности начал давить на меня так, что я перестал выдерживать. Появились первые мысли об увольнении.

Причин всему этому огромное множество. Наверное, отсутствие опыта – самая главная из них. Был бы я опытным маркетологом, такого бы не допустил.

Теперь же я стараюсь потихоньку сбросить со своих плеч весь накопившийся на них профессиональный колорит. Несколько раз говорил об этом с другом-работодателем. Кажется, первые положительные искорки уже виднеются.

Вероятно, этот совет не принесет пользу профессиональным маркетологам. Уверен, они знают, что «комбайном» становиться нельзя, и будут держаться от этого подальше. Но он может быть полезным для тех, кто вступает на путь маркетинга так же, как и я в свое время. Для тех, кто становится маркетологом, читая книги.

44
3 комментария

За очень редким исключением, в российской действительности быть маркетологом-комбайнером это норма... у всех других отделов, связанных с продажами, есть свой понятный функционал, а всё что за скобочками остается - это маркетинг )))

3
Ответить

Ну просто надо отказываться от непрофильных занятий или просить за них отдельную оплату. Знаю немало историй, когда штатный интернет-маркетолог выступает еще и руководителем интернет-проекта и получает за это отдельные деньги.

2
Ответить

С таким разбросом обязанностей мне кажется заголовок не должен быть ограничен лишь только маркетолом, а может быть применим чуть-ли ни к любой профессии

1
Ответить