SEO Aналитика здорового человека
Привет! Я Ваня, новый SEO-аналитик в компании proskater.ru и только начинаю знакомство с проектом. Руководитель отдела дал мне доступ в SEOWORK для того, чтобы я провел аналитику проекта.
Введение
Proskater.ru- интернет магазин экипировки для райдеров и города: сноубордические куртки, скейтерская одежда, скейтборды, сноуборды и пр..
Так видят этот магазин обычные пользователи:
Так видят интернет магазины SEO-Аналитики:
Иными словами, для меня как SEO-аналитика, сайт состоит из:
- Семантического ядра = поисковых запросов, по которым пользователь попадает или может попасть на страницы сайта.
- Страниц сайта = URL посадочных страниц, то есть тех страниц, куда попадает или может попасть пользователь из поисковой выдачи.
- Сегментов = групп поисковых запросов и посадочных страниц, составленных по определённому признаку.
- Огромного массива данных из разных систем или сервисов, которые ещё и как-то нужно интерпретировать в понятные смыслы для бизнеса.
Важно! Главная задача при анализе данных — не сами цифры и информация, а вопрос, который вы ставите перед собой.
Далее я допущу 2 упрощения:
- У меня есть семантическое ядро с распределением по страницам проекта. Как правило, семантическое ядро в том или ином виде есть у любого seo-специалиста.
- Все необходимые данные агрегирует в себе SEOWORK. Наличие проекта на платформе совсем необязательно - вы можете проделывать те же манипуляции и руками в Excel, но мне повезло и большая часть рутинных операций уже автоматизирована.
Разбираю proskater.ru
Рабочее семантическое ядро проекта состоит из 7 779 поисковых запросов и 1 165 страниц. Немного для интернет магазина, но мне есть с чем работать.
Картину в общем смотреть нужно и важно, но мне также важны и детали. Поэтому, нарежу-ка теперь, я это всё на сегменты.
Структура
У любого сайта есть своя структура. На примере proskater.ru, выделю сегменты:
- Категории
- Типы страниц
- Типы запросов
Категории - базовый сегмент
Зная странички сайта, я знаю принадлежность этих страничек к категориям. Как правило, принадлежность можно понять либо:
- по маске URL,
- по хлебным крошкам.
В итоге получаю такую разбивку:
⚠ В Seowork категории загружаются вместе с распределённым по страницам семантическим ядром. При условии, что 1 запрос или страница может принадлежать строго к одной конкретной категории. В остальных типах сегментов, запросы и страницы могут принадлежать бесконечному множеству сегментов.
Типы страниц
Проект насыщен разнообразием страниц, но по сути все странички можно разбить на несколько типов:
- Листинг - список товаров категории. Пример https://www.proskater.ru/cat/futbolki
- Тег - список товаров обладающих каким-то свойством. Пример https://www.proskater.ru/tag/belye-muzhskie-futbolki
- Карточка товара - страница с описанием и характеристиками какого-то конкретного товара. Пример https://www.proskater.ru/product/futbolka-dc-shoes-circle-star-fb-m-tees-xrwr
Типы запросов
Разнообразие поисковых запросов проекта, вынуждает меня типизировать и их.
Поэтому я выделю несколько типов:
- Интент. Все запросы которые имеют ярко выраженное намерение. Создаю сегменты:
a. содержит (интент): купить
b. содержит (интент): фото
c. содержит (интент): отзывы
d. ...
- Геозависимость. Создаю сегменты:
a.геозависимые запросы
b. геонезависимые запросы
Зачем мне это всё?
Задаю себе вопросы, которые прояснят мне реальную ситуацию по проекту на текущий момент.
Какие категории имеют максимальную долю спроса (максимальный потенциал по поисковому трафику) в проекте?
Как распределяется трафик по сегментам?
Как распределяется трафик по поисковым системам?
Как ранжируются категории в Яндекс?
Как ранжируются категории в Google?
Это всё мне говорит о том, что у проекта есть отличная точка роста и это категория "Мужская коллекция".
Почему? Потому что доля спроса и трафика этой категории значительная + есть какое-то ранжирование. Ранжирование не очень хорошее, но при этом даже такое ранжирование приносит ощутимую долю трафика. Я думаю, что если улучшить ранжирование страниц данной категории, мы получим существенный прирост в трафике.
Вывод: Стоит начинать прорабатывать категорию "Мужская коллекция" в первую очередь.
Инсайт получен. Идём дальше
А над каким типом страниц стоит работать?
Всё верно, стоит сфокусироваться на листингах. Так как этот тип страниц имеет преобладающую долю спроса и трафика.
А что там с запросами?
Вижу, что отлично ранжируются запросы, которые содержат слово "отзывы", но при этом у них околонулевой спрос (левый верхний угол). Это может говорить и о плохо проработанной семантике по этому интенту, на этом я сфокусируюсь в дальнейшем и проверю полноту, и качество семантики.
Но сейчас, запросы которые содержат "купить" = мой выбор. Так как у них наибольший спрос + есть ранжирование. Да, и скорее всего, эти запросы несут основные транзакции, то есть несут пользу бизнесу здесь и сейчас.
Отлично! Разобрались с приоритетами и точками роста. Идём дальше.
SEO + Продукт
В мой фокус попадают листинги как наиболее полезные страницы для бизнеса (много спроса + есть трафик + есть какое-то ранжирование). Но листинг, листингу рознь...
💡Листинги, как правило, уже обладают какими-то свойствами, поэтому нужно только их найти, обозначить и проверить влияние того или иного свойства на ранжирование.
Например:
1. Влияет ли ассортимент представленный на листинге на ранжирование?
Под ассортиментом я говорю про количество товаров на листинге. То есть, мне нужно взять страницы листинги, посчитать количество товаров на каждой такой странице и на основании полученных данных, создать сегменты.
В данном случае я объединю страницы по каким-то диапазонам значений. В итоге получу следующую картину:
Теперь построю BI отчёт и посмотрю как ранжируются эти сегменты.
Вижу что ассортимент имеет значение, так как страницы с больше чем 10 товаров, имеют преимущество в ранжировании.
2. Влияет ли на ранжирование наличие блока с отзывами на листинге?
Я заметил что на некоторых листингах, есть блоки с отзывами. Если это делали в надежде на улучшение ранжирования, надеюсь не зря тратили время и деньги на разработку, или зря?
Я размечу листинги на 2 типа, у которых есть блок <div class="reviews-section"></div> и у которых нет этого блока.
Получил данные по каждой странице, создал 2 сегмента (есть блок и нет блока):
Есть ли разница в ранжировании?
Разница есть и совсем не та, на которую я рассчитывал. Напрашивается дополнительная проверка, а не ухудшает ли ранжирование наличие блока с отзывами на листинге. Как можно корректно это проверить, покажу в следующей главе.
3. А нужен ли SEO текст на листингах?
По аналогии с кейсом выше, разделю страницы по наличию или отсутствию блока <div class="side-product-info"></div>.
Создам сегменты, в которые будут входить страницы, у которых есть SEO текст и у которых его нет.
Есть ли разница в ранжировании по Яндекс?
Вижу, что наличие или отсутствие SEO текста на листинге особо ничего не меняет. Даже немногим лучше листинги в Яндекс ранжируются без SEO текста, но это только для Яндекс.
А вот для Google обратная ситуация
Теперь не всё так очевидно, да? Сложно в данной ситуации угодить обеим поисковым системам, поэтому можно только экспериментальным путём найти какую-то золотую середину.
Таким образом, я могу измерить влияние на ранжирование, абсолютно любого так называемого свойства или признака у страницы.
Что вообще меня может интересовать?
1. Поведение или вовлечённость пользователей сайта
- Отказы. Как ранжируются страницы, у которых высокий и низкий % отказов?
- Время проведённое на странице. Есть ли разница в ранжировании страниц, на которых люди проводят больше или меньше времени?
- Доля пользователей, которые провели на сайте более 1,2,3 минут. Чем больше и дольше, тем лучше или нет?
- и др...
2. Внешние ссылки
- есть/нет. Как ранжируются страницы с внешними ссылками и без?
- количество. Влияет ли количество внешних ссылок на ранжирование? Сколько ссылок нужно?
- возраст. Чем старше ссылки тем лучше они работают или нет?
3. Технические метрики
- время загрузки страниц. Есть ли влияние времени загрузки страниц на ранжирование?
- оптимизация по page speed. Если я оптимизирую страницы по этому показателю, станут ли они лучше ранжироваться?
- core web vitals. Какая и с какими метриками есть корреляции? И нужно ли вообще об этом сейчас думать?
4. etc...
Я подготовил памятку по сегментам:
✅Из опыта, в конечном счёте, всё сводится к вопросам про деньги. Главный вопрос, который волнует если не всех, то каждого: Стоит ли мне инвестировать во что-то или не стоит?
На примерах выше, я показал 2 основных метода формирования сегментов, которые помогают отвечать на вопросы про вложенные инвестиции:
- метод противопоставления - наличие и отсутствие чего-либо.
- метод градации - когда у нас в диапазоне множество значений.
Инсайты выше - отличные точки для проверки гипотез. А проверять гипотезы я буду также с помощью сегментов.
Внедрения aka эксперименты
Чтобы понять как показали себя те или иные внедрения на сайт, я буду использовать метод A/B тестирования с использованием тестовой и контрольной группы.
Под внедрениями я подразумеваю какие-то точечные работы над проектом. Например, разберу 2 вполне стандартных рабочих кейса
1. Как SEO Аналитик, я думаю, что, добавив SEO текст на страницы листинги, где его не было, мы улучшим ранжирование
Я попросил отдел контента написать и разместить SEO тексты на каких-то страницах, пусть их будет 5 для начала. Я создал сегмент "Написали SEO текст", в который положил страницы, где этот текст был размещён, это тестовая группа.
Так как в тестовой группе находятся страницы типа "Листинг", то за контрольную группу я возьму ранее созданный сегмент "тип страницы: листинг". Теперь сравню ранжирование в Google этих двух сегментов между собой в динамике.
Вижу, что страницы в тестовой группе улучшили своё ранжирование, относительно контрольной группы. Контрольная группа практически не имеет колебаний, что говорит о чистоте эксперимента. Таким образом, я предполагаю, что с высокой долей вероятности, изменение в ранжировании тестовой группы связано именно с нашими внедрениями.
В Яндекс ситуация более динамичная, была замечена какая-то общая просадка в ранжировании по этому типу страниц, но в конечном итоге вижу отскок практически на прежние позиции у тестовой группы, и делаю вывод, что в конкретном данном случае, кажется, что Яндекс просто игнорирует нахождение текста на странице.
Таким образом, гипотеза проверена, и я делаю вывод, что, действительно, ранжирование в Google улучшилось почти на 30%, при этом ухудшения в Яндекс не замечено. Эксперимент можно масштабировать!
2. Как ЛПР отдела контента, который прошёл какой-то сомнительный SEO курс, я думаю, что переписав SEO текст на страницах листингах, мы улучшим ранжирование во всех поисковиках в мире
Например, мне не нравится контент. Почему? (отметьте сами)
Ну и по всем канонам, я хочу переписать весь текст и желательно сразу на всех страницах листингах.
Теперь нормальный я, (как SEO Аналитик, который считает, что это такое себе решение, особенно, если к нему подходить таким образом) попросил отдел контента предоставить мне страницы, где уже переписали тексты.
Создал сегмент состоящий из этих страничек - тестовая группа.
Сравнил с другими листингами, "тип страницы: листинг" - контрольная группа.
Я не вижу никакой разницы в ранжировании, причём в обеих поисковых системах эти страницы ранжируются одинаково плохо.
Думаю, мне стоит помочь отделу контента провести эксперимент корректнее, для этого мы выберем более подходящие страницы с каким-то ранжированием и попробуем поменять текст на этих страничках, что даст более уверенный результат и обоснование конечного решения.
Подводя итог или пара советов от SEO Аналитика
- Получайте инсайты. Для того, чтобы находить инсайты по своему проекту, нужно смотреть на конкретные кусочки, из которых состоит проект (сегменты). Так можно увидеть больше, а вытекающие из такого анализа конкретные гипотезы, помогут качественно улучшить ваш продукт.
- Делайте только то, что работает! Проверяя гипотезы шаг за шагом (от меньшего к большему), вы сократите расходы на бесполезные действия, тем самым появится ресурс на масштабирование верифицированных гипотез, которые с высокой долей вероятности принесут вам трафик и конверсии.