Как рассчитать экономику продаж на Wildberries и не облажаться?
В предыдущих статьях я разбирал, сколько денег нужно для старта на Wildberries, плюсы и минусы торговой площадки, а также то, как не нужно искать продукт. Все это, конечно, важно, но без грамотно рассчитанной экономики продаж у вас не получится запустить даже самый востребованный товар.
Сегодня разберем, какие показатели жизненно необходимо отслеживать, чтобы получать прибыль с продаж. В конце поделюсь готовой табличкой расчетов.
Сколько денег нужно для старта?
Ранее я упоминал, что для самого минимального старта и небольшой прибыли вам понадобится от 100 тысяч рублей. Можно начать с 30-50 тысяч на первое время, но учтите, что потом вам все равно придется доинвестировать деньги, и у вас не будет резервов в случае форс-мажоров.
Как считается маржа?
Маржа — это разница между ценой товара и его себестоимостью. Этот показатель можно определить в деньгах и в процентах. Маржа считается одним из ключевых показателей эффективности бизнеса.
В себестоимость нужно закладывать не только закупку товара, но и логистические расходы, траты на команду, налоги, аренду склада или фуллфилмент и так далее. Если вы не закладываете эти издержки в себестоимость, их в дальнейшем нужно будет вычитать из маржи.
Как считается маржинальность, я буду разбирать примере торговли условными шлейками:
Эту таблицу я использую для подсчета большинства операций по моим товарам
В таблице проставлены все формулы, которые рассчитывают основные издержки. В первых столбцах указываем оптовую цену и общее количество закупленных товаров.
Как можно заметить, в столбцах выставлены не все значения, так как некоторые показатели – процент выкупа, брака и так далее – нельзя знать наперед. Некоторые метрики и вовсе могут несильно влиять на принятие решение о закупке: например, доставка до склада WB от фулфилмент центра.
Конечно, эту информацию стоит внести, когда будете подводить итоговую отчетность, однако на первичном этапе она не будет существенно влиять на итоговое решение о закупке товара для торговли.
Разбираем основной блок:
В этих столбцах нужно указать цену продажи, которую мы берем как начальную и сразу же указать цену со скидкой. Да, мы завозим товар и сразу даем на него скидку, чтобы попасть в подборку акций маркетплейса. При необходимости можете включить дополнительный дисконт по промокоду – таблица укажет финальную цену с учетом всех скидок.
В соседних графах указаны налог ИП, а также комиссия WB. Имейте в виду, что на разные товары маркетплейс начисляет разную комиссию, а потому этот параметр индивидуален. Также учитывайте, что Wildberries берет разные суммы за доставку товара: где-то доставка будет стоить 30р, а где-то – 50 и так далее. Стоимость зависит от категории товара.
Двигаемся далее. Ниже представлены издержки на доставку до склада WB, упаковку товара, доставку до клиента и рекламу.
Например, для товаров, которые мы закупаем в России, упаковка довольно простая: кладем продукт в обычный пакет с зип-локом, клеим фирменные наклейки и артикулы и отправляем клиенту. Выходит недорого и стильно.
Процент выкупа тоже несильно влияет на принятие решения о закупке в большинстве ниш, кроме, возможно одежды и обуви, так как там человеческий фактор может принести вам убытки. По опыту, в этих нишах процент выкупа обычно составляет от 40 до 60 процентов. Новичкам и неопытным селлерам я рекомендую в них не соваться.
Важный момент: процент выкупа так же влияет на стоимость доставки до клиента, так как за каждую единицу возвратного товара платите вы. Поэтому если ваш бюджет очень ограничен, выбирайте товары, в которых выкупы будут стремиться к 100%.
Как считаются расходы на рекламу?
Я опишу на собственном примере. Когда мы запускаем товар, то сначала организовываем несколько выкупов для того, чтобы набрать рейтинг и подняться в выдаче. Как это делается, я рассказывал в этой статье. Все это считается и анализируется, а далее принимается решение, инвестировать ли деньги в рекламу в дальнейшем или нет.
Последний, самый приятный блок – расчеты маржи и прибыли
После внесения всех издержек таблица автоматически подсчитывает чистую прибыль с 1 единицы продукции, общую прибыль, налоги и процент маржи.
Что будет, если не считать расходы?
Да, в таблице есть параметры, которые не всегда нужно учитывать из-за особенностей каких-то товаров. Да, она не претендует на идеальность и наверняка можно доработать что-то, чтобы улучшить показатели (кстати, поделитесь идеями, возможно, докрутим ее вместе).
Но она рассчитывает базовые вещи, которые необходимо учитывать, чтобы не летать в стране розовых единорогов и не думать, что на Wildberries можно завезти любую дребедень с «Садовода» и грести миллионы.
А еще она нужна, чтобы:
1. Не получить кассовый разрыв, когда долгов и издержек у вас больше, чем свободных денег.
2. Анализировать насколько маржинален продукт, чтобы принимать решение о его закупке.
Вы можете составить такую же таблицу самостоятельно или получить ее бесплатно от меня: я дарю ее подписчикам своего аккаунта в Инстаграм – @shapkinnikolay. Просто напишите мне в директ «хочу таблицу расчетов».
А как вы ведете расчеты? Поделитесь лайфхаками в комментариях. Будет интересно почитать ваши идеи.