Dream job: как выбрать профессию и какими навыками нужно обладать, чтобы успешно построить карьеру
30 сентября состоялась студенческая конференция «Траектория. Маркетинг. Реклама. Диджитал» от AdIndex, на которой обсуждали самые актуальные вопросы HR-отрасли. Эксперты iConText Group подготовили детальный обзор первого блока. Узнаете, какие специализации сейчас востребованы, как правильно выбрать профессию и какие нужны hard и soft skills, чтобы найти работу мечты и достичь успеха в профессиональной сфере.
Первый блок студенческой конференции начался с докладов в стиле ted-talk от лучших спикеров в области рекламы, маркетинга, технологий и digital. Открыла мероприятие Екатерина Колесникова, руководитель направления соискательного маркетинга в HeadHunter. Она привела данные по изменению количества вакансий за последние пять лет, востребованным профессиям, необходимым скиллам и зарплатам специалистов на рынке.
Так, согласно исследованию HeadHunter, число активных вакансий в сфере маркетинга в 2021 году увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2016 годом. Если в январе-сентябре 2016 года их было 28 841, то в этот же период в 2021 году — 43 378.
По уровню конкуренции в специализациях сферы «Маркетинг, реклама, PR» картина следующая:
Зарплаты растут по отношению и к 2016 году, и к 2020 году, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России.
Наиболее высокооплачиваемые профессионалы — арт-директора, продакт-менеджеры и специалисты, занимающиеся управлением проектами. Медианные значения их зарплат составили 68, 67 и 62 тыс. рублей соответственно. Обратите внимание, это средняя зарплата по России. Например, тот же копирайтер в маленьком городе может зарабатывать 10–15 тыс. в месяц, а в Москве — и 100, и 200 тыс. в зависимости от квалификации и опыта работы.
Что еще изменилось за последние пять лет: в 2019 году количество вакансий с удаленной работой составляло 6%, в 2020 году в период локдауна оно выросло до 10%, а в 2021 году — до 14%. По прогнозам, в ближайшие два года число удаленных вакансий может увеличиться до 40%.
Что касается востребованных профессий, в топ-3 вошли такие специальности, как интернет-маркетолог, менеджер по работе с клиентами и PR-специалист / менеджер по маркетинговым коммуникациям.
В конце выступления Екатерина рассказала о навыках, требующихся в тех или иных вакансиях. Например, для маркетологов-аналитиков главные навыки — умение проводить маркетинговый анализ, маркетинговые исследования, анализ рынка. Для PR-менеджеров — написание текстов, грамотность и креативность. Проджект-менеджеры — это специализация, где в основном требуются soft skills: управление проектами, работа в команде, организаторские навыки, ведение переговоров, грамотная речь и пр.
Продолжилась конференция докладом Александра Круглова, заместителя вице-президента Mail.ru Group по социальным сетям. Он рассказал о пяти качествах, которыми должен обладать каждый сотрудник, стремящийся достичь успеха:
- Будьте настойчивыми. Вам могут сказать, что ваш опыт не подходит. Примите это спокойно и подумайте: «Если сегодня не получилось, что нужно сделать, чтобы получилось завтра». Например, поговорить с другим человеком, прокачать скиллы и пр.
- Ищите вовлеченных единомышленников. Важно, когда рядом есть люди, которые разделяют ваши убеждения, которые интересны вам, которым интересны вы и которые заряжают все вокруг. Без этого огня вы никуда не продвинетесь.
- Будьте перфекционистом. Это история не про наличие hard skills. Она о том, что важно делать работу хорошо и понимать, как сделать еще лучше. Если для этого нужно чему-то научиться, идите и учитесь.
- Найдите ментора. Это человек, у которого вы сможете чему-то научиться. Таким человеком может стать ваш руководитель, коллеа или руководитель соседнего отдела.
- Врывайтесь в будущее, мечтайте. Сегодня много перспективных ниш, направлений, технологий. Если даже с минимальным опытом прийти в индустрию, которая за 5-10 лет масштабно разовьется, у вас есть шансы добиться успеха и по-настоящему изменить мир.
Также на конференции затронули тему взаимодействия брендов с аудиторией. Татьяна Нуфферова, менеджер по маркетингу Hyundai, рассказала, что бренды не должны забрасывать потребителей пустыми обещаниями и пустым контентом. Сейчас время telling by doing, когда бренды коммуницируют с потребителями через реальные инициативы. Важно создавать релевантный контент, который будет отвечать интересам пользователей, закрывать их боли и потребности. Вот 6 характеристик такого контента:
- он должен быть вдохновляющим;
- развлекательным;
- образовательным;
- помогающим;
- информирующим;
- вознаграждающим.
Как создавать такой контент?
- Исследуйте и понимайте возможности: какие тренды, какие инсайты пользователей их раскачивают.
- Тренируйте интуицию и креативность: это поможет придумывать идеи и даст понимание, какие возможности использовать для развития бренда.
- Возглавьте перемены: для этого нужно быть не только быстрым и первым, но и не таким, как все.
Следом выступил Вячеслав Золотарев, HR-директор iConText Group. Он поднял тему hard и soft skills. Часто при приеме на работу руководители оценивают только hard skills. Однако стоит уделять внимание именно soft skills.
- Hard skills — «твердые», профессиональные навыки, связанные с технической стороной. Например, умение программировать, запускать таргетированную рекламу и пр.
- Soft skills — гибкие навыки, связанные с личностными качествами. Например, коммуникативные навыки, работа в команде, планирование, самоорганизация и пр.
Люди могут одинаково хорошо программировать, но если у одного кандидата soft skills развиты лучше, компания отдаст предпочтение ему, т. к. именно эти навыки помогут получить преимущество перед другими специалистами.
Чтобы понять, какие навыки прокачивать, ответьте на вопросы: в чем особенности вашей работы, из чего она состоит (например, работа с клиентами, документами, программами), вы работаете в офисе, удаленно или запускаете стартап и пр. И обязательно определите, чего вы хотите: вертикального или горизонтального роста, т. е. стать руководителем или крутым экспертом.
Напоследок еще несколько советов:
- Практикуйтесь как можно чаще. Допустим, если взять навык ведения переговоров, его прокачивать можно везде: на рынке, на кассе и пр.
- Наблюдайте за реакцией собеседника, что заставляет его улыбаться, почему у него хмурятся брови и пр. Это поможет понять, как грамотно выстроить диалог.
- Получайте обратную связь. Переспросите, понял ли вас человек и что он понял. Вы удивитесь, но в 30% случаев люди могут понять совершенно не то, что вы хотели сказать.
- Занимайтесь саморефлексией. Обращайте внимание на то, что у вас получается, а что — нет.
Таким образом, прокачивать можно любые навыки. Но важно помнить, что между экспертом в определенной сфере деятельности и эффективным сотрудником нельзя поставить знак равенства. Можно быть классным экспертом, но без soft skills об этом никто не узнает.
Далее тема soft skills и коммуникативных навыков плавно перетекла в разговор о профессии PR-специалиста. Мария Лапук, основательница Vinci Agency, рассказала, что пиарщик должен обладать тремя ключевыми навыками:
- Любопытность. Важно всегда стремиться узнавать новое и понимать культурный контекст страны;
- Стрессоустойчивость. PR-специалист всегда находится между двух огней: между журналистом и заказчиком. При этом он не влияет 100% ни на одного, ни на другого. Журналист всегда хочет больше информации, чем пиарщик может дать, а заказчик хочет дать меньше этой информации. Плюс, зачастую в работе приходится сталкиваться с горящими сроками, когда надо сделать здесь и сейчас. И в этом случае задача пиарщика — сохранить баланс и спокойно выполнить свою работу;
- Любовь к написанию текстов и желание научиться с ними работать. Если PR-специалист не умеет писать тексты и никогда не делал этого сам, ему будет сложно оценивать качество материалов.
А поскольку пиарщик часто контактирует с журналистами, Мария дала три совета, как увеличить шансы на то, что журналист опубликует текст.
- Если есть общие знакомые, попросите их представить вас журналисту. В любых переговорах это повышает доверие к вам как специалисту.
- Прежде чем писать журналисту, посмотрите, что он публикует и какими темами интересуется.
- Напишите короткое, четкое и понятное письмо. Оптимальная длина — один абзац, лонгрид не нужен. Но этот абзац должен нести пользу журналисту, чтобы после прочтения он принял решение опубликовать материал.
Следующий спикер — Алексей Филия, сейлз-хаус «Газпром-Медиа» — также продолжил тему скиллов, которые помогают достичь успеха в профессиональной сфере. Он посоветовал:
- Быть нормальным. Многие компании берут людей именно по принципу адекватности, тех, чьи ценности соотносятся с ценностями компании, особенно, если речь идет о стартовых позициях.
- Быть трудолюбивым. Необходимо усердно работать, двигаться вперед, качественно выполнять работу.
- Не стесняться рассказывать о своих достижениях. Если вы молодец, но об этом знают только ваши родители, вы вряд ли продвинетесь по карьерной лестнице. А чтобы о вас узнали, важен нетворкинг.
Напоследок Алексей поделился ключевыми soft-навыками. По его мнению, важно быть сильным коммуникатором, эмпатом, уметь понимать людей и сопереживать им. Это позволит хорошо выстраивать нетворк. Кроме того, важно научиться принимать себя и слышать себя.
Далее микрофон перешел к Елене Червинской, директору по персоналу BetBoom. В начале выступления она подняла тему проблемы выбора профессии. Основная сложность в том, что большинство людей не знают, чего хотят, и слабо понимают сферы деятельности и существующие профессии.
Вот несколько инструментов, которые помогут правильно выбрать профессию:
- Тестирования. Чтобы понять сильные стороны и к чему у вас есть склонность, проходите тесты. Например, тест на «Соционике» на определение типа личности, определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климова, якоря карьеры Эдгара Шейна.
- Интервьюирование. Обратитесь за помощью к психологу, HR-менеджеру или карьерным консультантам.
- Чтение профессиональной литературы. Единственное, чем вы можете перекрыть отсутствие практики, — это теория. Когда вы уже прошли все тестирования и выбрали определенное направление, читайте книги, смотрите, откликается у вас это или нет, повышайте знания.
- Стажировки. Это тот инструмент, который позволяет посмотреть на профессию изнутри и понять, подходит она вам или нет. Сейчас стажировок очень много, они в разных компаниях, платные и бесплатные, беритесь за все.
На следующем этапе вы переходите к построению карьеры. Чтобы определить точку, в которой вы ходите оказаться, ответьте на вопрос: кто вы, руководитель или эксперт? Это поможет определить, что надо узнать и чему научиться, чтобы развиваться в нужном направлении.
Также Елена рассказала о распространенных ошибках, связанных с выбором профессии:
- послушал родителей, не послушал себя;
- решил устроиться с подругой / другом за компанию;
- неверно выбрал сферу деятельности;
- неверно определил карьерное развитие.
Чтобы не допустить таких ошибок, не слушайте никогда никого, слушайте только себя. Но даже если вы ошиблись, не бойтесь признать это здесь и сейчас. Никогда не поздно что-то изменить в жизни.
Напоследок Елена поделилась чек-листом по тому, как правильно выбрать профессию:
- Определите свой тип личности и к чему у вас есть склонность.
- Выберите 1-2 интересующие сферы.
- Изучите профессии в данных сферах.
- Выберите то, что нравится и что «подходит».
- Попробуйте себя на стажировках.
- Определите конечную точку.
- Составьте план профессионального развития.
Завершил первый блок конференции Игорь М. Намаконов, генеральный директор «Федерации креативных индустрий». Он начал выступление с объяснения ретроспективы становления рекламного рынка.
90-е дали огромный потенциал роста. Эта сфера развивалась на фоне падающей промышленности. В тот момент люди из творческих и нетворческих сфер ломанулись в рекламу. Потом наступили нулевые, когда в зачаточном состоянии появился интернет. Пришла вторая волна рекламщиков, которые до 2007-2008 года вливались в эту среду. Тогда рекламный рынок все еще был растущим, и это было потрясающее время для рекламной индустрии: можно было делать, что хочешь, например, общаться с собственниками напрямую. Сегодня это сделать нельзя, потому что между собственником и вами будет огромная иерархия и люди, которые выполняют разную работу.
После 2010 года начали выстраиваться иерархии, появились люди, перекупающие сотрудников из агентств. Наступила третья волна. Специалисты начали обучаться, стал развиваться workshop, появились направления в вузах, выпускающие людей с осознанным пониманием рекламы.
Сегодня рынок системно сформировался, но правил до сих пор нет. Крупные компании пытаются структурировать многие вещи, но из-за легкого входа в рекламу получается постоянно растущий объем исполнителей. Достаточно кухни и ноутбука — и все, вы в рекламе.
В этом случае, по мнению Игоря, рекламе помогут перезапуститься креативные индустрии, ядро которых — интеллектуальная собственность. Тогда вектор участников рынка будет перемещен с междоусобиц и попыток договориться о том, о чем не могут договориться уже в течении 20 лет, на территорию, где вы часть огромного организма, где вы вместе с театром, телевидением, архитектурой и огромным количеством других направлений.
Какой можно сделать вывод? Рынок интернет-маркетинга, как и HR-сфера не стоят на месте. Появляются новые digital-вакансии, меняется роль специалистов, их обязанности, необходимые навыки. Поэтому при выборе профессии и поиске работы важно понимать, что вы хотите, кем видите себя в дальнейшем, и планомерно двигаться к намеченной цели. Ответив на эти вопросы, вы сможете найти работу мечты и стать экспертом в своем деле.
Ответ тоже прост - идёшь учиться на прогера и в медиане получаешь 120 где угодно, а не 68 в Москве, из навыков только кодить. Не благодарите с: