Шах и мат: долгий путь игрушек из Китая в карантин на Новый год

Сбои в производстве, задержки в морских портах и нехватка водителей грузовиков в 2021-м максимально усложнили поставку товаров из Китая в США. Показательная история американского торговца игрушками о том, как целая серия сбоев в цепи поставок привела к задержке поставки наборов шахмат длиной в целый год.

Кейс рассказан в подкасте WSJ The Journal.

  • John N. Hansen — небольшая семейная оптовая компания детских товаров с 75-летней историей, специализирующаяся на умных игрушках и головоломках.
  • Среди популярной продукции — шахматы и наборы для игры в нарды. Пик продаж таких товаров приходится на праздничный период в декабре.
  • В 2021-м коронавирус внес жуткий хаос в мировые цепочки поставок на всех возможных уровнях. Возникли перебои с производством продукции в Китае, грузовые корабли выстраивались в гигантские очереди в морских портах, а недостаток водителей грузовых машин затруднял перемещение товаров между складами.
  • Одним из ключевых товаров в каталоге компании являются шахматы. Однако, в этом году пополнять запасы шахмат на складе было непросто.
  • История с шахматами начинается еще осенью 2020-го. Вроде бы, приключилось позитивное событие для бизнеса: на экраны вышел сериал Ход королевы. Шахматы испарились со складов компании буквально в течение месяца.
  • Оставшись без основного товара, компания заблаговременно разместила заказ на тысячи новых наборов у своего производителя в Китае. Поставка должна была совершиться в течение нескольких месяцев. И уж точно никто не мог представить, что эта партия может не успеть к новогоднему сезону 2021 года.
  • Фактически сразу на пути стали возникать узкие места. Началось все с производства. Из-за карантинных ограничений и нехватки рабочей силы в Китае даже производство шахматных наборов заняло гораздо больше времени.
  • Однако, ключевая проблема возникла в морских портах при отправке готовой продукции. Спрос на товары, произведенные в Китае, резко вырос в течение года. Поэтому даже когда партия шахмат уже была готова к отправке в августе, возникла непредвиденная конкуренция за место на контейнеровозах, которые направляются в США.
  • Растет спрос на место, растет и цена. Годом ранее за контейнер продукции надо было заплатить 3.400 долл. Цена постепенно ползла вверх: сначала 6.000, потом 10.000, а позже достигала уже 15—20 тыс. долл. В общем, к моменту отправки нужного контейнера цена поднялась до 27 тыс. долл.
  • Одно дело, если у тебя контейнер забит смартфонами, и кажется, что на фоне стоимости товара в десятки миллионов долларов стоимость перевозки не окажет существенного влияния на цену. Другое дело, шахматы, стоимость контейнера продукции в этом случае вряд ли превышает 100—150 тыс. долл.
  • Очевидно, что с ростом цены на перевозку, компания начинает меньше зарабатывать на продаже. Поэтому перед президентом компании сразу возникла дилемма: везти товар и заработать меньше денег, или вовсе отказаться от перевозки по таким ценам, то есть заморозить заказ в Китае.
  • Штука в том, что шахматы являются ключевым товаром для компании, и их доставка связана с выполнением заказа для ключевых покупателей в самый важный праздничный период в году. Компания и без того как могла отодвигала поставку, сначала на июнь, потом на август, потом уже стала обещать клиентам, что товар точно будет к четвертому кварталу. Что ж, в итоге было принято решение переплатить.
  • Таким образом, через восемь месяцев отсрочек в китайской части маршрута, товар, наконец, отбыл в Америку. Радости заказчику только это не доставляло: уже была жуткая задержка в поставке, да и за саму доставку пришлось переплатить почти в девять раз. Единственным утешением было то, что продукция движется в нужном направлении.
  • Казалось бы, контейнер уже на воде, и скоро все будет нормально. Но нет. Принять партию на землю оказалось такой же сложной задачей. В порте Лос-Анджелеса образовались гигантские очереди из грузовых кораблей.
  • В августе примерно четверть партии шахматных наборов покинула Китай на борту контейнеровоза. Конечно, на борту были грузы и для сотни других компаний: ТВ-приставки, компьютерные мониторы, электрогитары... Когда такой груз выходит из Китая, ожидаемое время поставки составляет несколько недель.
  • Впрочем, после задержек с отправкой из Китая похожие проблемы уже с приемом грузов возникли и в американских портах. Объемы загрузки морских портов выросли на 20% по сравнению с уровнем до пандемии. Все это приводило к большим сложностям с разгрузкой кораблей.
  • Сам корабль прибыл к побережью США в середине сентября... но войти в порт так и не смог. Сначала прошла неделя, на протяжении которой еще 72 судна ожидали разрешения на разгрузку. Всего с момента отправки товаров прошло к тому моменту 10 месяцев, а груз застрял буквально в океане.
  • И сделать с этим ничего нельзя, в этот момент от получателя груза точно ничего не зависит. Ускорить процесс разгрузки нельзя вообще никак. Пожаловаться тоже некому: ни транспортная компания, ни порт Лос-Анджелеса никак повлиять на ситуацию не могут. В целом контейнеровоз провел на входе в порт 54 дня.
  • Первая партия шахмат была разгружена в порту в ноябре, год спустя после заказа продукции в Китае. Но и это было не все. Теперь груз нужно было доставить из порта на склады компании, и новая проблема: нехватка ресурсов грузовых перевозок. Банально не хватало водителей грузовиков и некоторого погрузочного и транспортного оборудования. Здесь немного повезло, и удалось отправить товар в день разгрузки с корабля.
  • Короче, шахматы доехали. Но компания импортирует десятки контейнеров различной продукции каждый год, и далеко не всем заказам посчастливилось добраться до пункта назначения так же быстро. Например, на том же злосчастном судне был еще один контейнер, и он был доставлен только в середине декабря, то есть спустя четыре месяца после отправки из Китая.
  • Любые подобные задержки в цепи поставок накладывают дополнительную нагрузку на офис компании, так как приходится больше взаимодействовать с покупателями и объяснять им причины задержек и изменения в условиях поставки.
  • Зачастую приходится отправлять по всей стране не полные заказы, а какие-то товары досылать уже потом. Все это неизбежно приводит к росту издержек. По некоторым позициям, если повезет, компания выйдет в ноль после всех этих потрясений.
  • Товары, соответственно, дорожают. Шахматы уже продаются дороже на 10%. Как вы понимаете, покупатели не в восторге от подобных изменений, некоторые клиенты попросту отказываются от заказов, другие, получив новую цену, начинают звонить и жаловаться. На жалобы приходится реагировать, кому-то уже пообещали скидки на другие позиции, или же приходится идти на другие уступки.
  • Основная же часть клиентов все понимает и поднимает розничные цены на товары на полке. Так изменения в цепочке поставок приводят к повышению цен и инфляции. И скорее всего, изменения эти перманенты, цены на транспортировку контейнера уже вряд ли опустятся до уровня в 4.000 долл.
  • При этом производство в США не является достойной альтернативой по причине существенных структурных проблем на рынке рабочей силы Америки, в частности, из-за высокой стоимости. А вот производство в других странах — это реальная альтернатива для американского производителя игрушек. Эту возможность компания сейчас исследует.
22
3 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Пашиму?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить