Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

Как одному продакт-менеджеру удается создавать в конструкторе Битрикс24 десятки микросервисов для сотрудников Института развития в жилищной сфере, рассказала Татьяна Исаева, главный специалист подразделения «Пользовательские сервисы» ДОМ.РФ

ДОМ.РФ — уникальный пример госкомпании, в которой работать удаленно проще, чем кажется. Благодаря корпоративному интранету — экосистеме сервисов на базе собственных ИТ-решений — сотрудники Института развития могут в любом месте работать комфортно и эффективно, получать доступ к документам и продуктам компании. Рассказываю просто и понятно, как именно создаются те самые звенья экосистемы — микросервисы в конструкторе Битрикс24.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

Мы, команда «Пользовательских сервисов и ИТ», уже несколько лет предлагаем сотрудникам ДОМ.РФ на регулярной основе от трех до десяти микросервисов в квартал. А в условиях пандемии процесс удаленной работы требовалось сделать еще более удобным, сохранив качество и эффективность. В итоге сегодня интерактивные сервисы для быстрого согласования задач и решения организационных вопросов доступны для более чем 6 тыс. работников Института развития

Татьяна Исаева,

Главный специалист подразделения «Пользовательские сервисы» ДОМ.РФ

За тотальный апгрейд интранета ДОМ.РФ получил в 2021 г. международную премию Intranet and Digital Workplace Awards 2021 («Всемирный интранет-Оскар»).

Наша внутрикорпоративная экосистема соревновалась с такими международными гигантами, как Adobe и DHL, Центральным банком Сингапура, компаниями-представителями банковской сферы, ритейла, энергетики и других высокотехнологичных отраслей экономики.

Церемония награждения победителей премии Intranet and Digital Workplace Awards 2021
Церемония награждения победителей премии Intranet and Digital Workplace Awards 2021

Как выглядит корпоративный портал ДОМ.РФ?

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

Работаешь удаленно, но решил выйти в офис? Забронируй рабочее место в коворкинге! Согласовать выход на работу с руководителем через портал можно «в два клика». Кроме того, удалёнщикам доступны удобные локеры для хранения вещей, так что лишнего с собой можно не таскать.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

Собираешься в отпуск? Заполни заявление на портале! Никаких бумаг, сканирования и пересылки документов по почте. «Два клика», и можешь отдыхать.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

А одной из главных побед в борьбе за автоматизацию рутинного труда я считаю серию микросервисов для кадровой службы. Мне удалось оптимизировать такие процессы, как трудоустройство, перевод, увольнение. Это я называю «косвенной автоматизацией»: для пользователя визуально ничего не изменилось, но работа HR-специалистов стала быстрее и качественнее. Это напрямую влияет и на уровень удовлетворенности пользователя.

Как создаются сервисы?

Сервисы ДОМ.РФ — не просто красивая оболочка, форма с информацией, которую в последствии кадровой службе придется вносить вручную в какой-нибудь эксель-файл. Наши сервисы — полностью автоматизированы, удобны для пользователей, руководителей, исполнителей и заказчиков — специалистов кадровой службы, бухгалтерии и других.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

Коллеги из ИТ-подразделения всегда готовы нас поддержать и предоставить команду полного цикла с аналитиками, дизайнерами и разработчиками. Но речь в этом посте пойдет о том, что создать десяток микросервисов в квартал под силу всего одному продакт-менеджеру. Это я точно знаю, потому что сама и являюсь автором большинства сервисов ДОМ.РФ, которыми теперь каждый день пользуются мои коллеги.

Чтобы собрать сервис, мне достаточно получить ТЗ у заказчиков, приоритизировать проблемы на общих встречах с коллегами и забрать проект в работу. Будущий прототип бизнес-процесса я создаю в конструкторе, провожу демонстрацию заказчикам, докручиваю все до идеала. И вуаля! Сервис готов. При этом не тратятся ни ресурсы ИТ-команды, ни финансовые, если не считать зарплату продакта. Такой подход позволил быстро оптимизировать работу коллег, а ДОМ.РФ – стать передовой компанией в области цифровизации интранета.

Наши проекты решают самые разнообразные задачи всех подразделений компании. Есть сервисы, которыми пользуется вся группа компаний ДОМ.РФ. Есть и те, что предназначены для одного конкретного подразделения. Например, проект по регистрации участников на обучающие мероприятия для команды «Обучение». Его реализация исключила излишние коммуникации, ведение учета почтовых адресов в экселе для коллег из «Обучения», а значит, сократились и трудовые затраты, ускорились все процессы от подачи заявки до проведения мероприятия. Проект позволил собирать статистику и вести отчетность прямо на портале, да и для пользователей процесс регистрации стал проще и понятнее. Так, можно выбрать интересующее мероприятие в календаре и сразу на него зарегистрироваться.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

А что внутри?

На рисунке представлена часть бизнес-процесса обходного листа в Банке ДОМ.РФ, собранного в конструкторе Битрикс24. Ветвей так много, потому что процедура подразумевает параллельное согласование разными подразделениями.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

У группы «Подбора» есть сервисы, повышающие качество подбора и найма персонала, а также улучшающие процессы адаптации новых сотрудников. Мне удалось воссоздать цикл процессов, автоматизирующих работу рекрутера по трудоустройству. Начиная с публикации вакансий в социальных сетях и заканчивая сбором обратной связи у руководителя по выходу нового сотрудника. Я знаю, что работа рекрутера не заканчивается на трудоустройстве, поэтому предусмотрительно сделала пул сервисов, связанных с увольнением. На конструкторе бизнес-процессов я собрала сервис, оценивающий качество закупки, сервис учета кадровых задач и даже матрицу обучения для розничной сети Банка ДОМ.РФ. Во всех бизнес-процессах настроены уведомления и предусмотрено создание отчетности.

<p>Пример страницы на портале с описанием вакансии, на которой завязано несколько бизнес-процессов: реферальная программа и отклики внутренних кандидатов.</p>

Пример страницы на портале с описанием вакансии, на которой завязано несколько бизнес-процессов: реферальная программа и отклики внутренних кандидатов.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

За полтора года мной было создано более 50 микросервисов. Самые востребованные: регистрация на мероприятия, заявление на перечисление заработной платы, калькулятор программы ДМС, подача заявлений на компенсацию за занятия спортом. Недавно удалось создать HR-помощника, который заменяет привычную коммуникацию с кадрами в WhatsApp и почте. Для сотрудников он стал «единой точкой входа», а для сотрудников кадровой службы — удобной системой, содержащей всю необходимую информацию о сотруднике, с функцией быстрых ответов и возможностью их редактирования. Кроме того, чат-бот может записать на ПЦР-тестирование, предложить удобные филиалы клиник.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

Что есть «автоматизация с минимальными усилиями»?

Потребность в автоматизации крайне высока, так как загрузка команды не позволяет оперативно брать новые задачи в работу. В результате их количество постоянно растет, бывает, что они месяцами ждут своей очереди, а заказчики выражают недовольство. Проведение закупок и поиск подрядчиков — процесс небыстрый и непростой для госкомпании. Рутинный труд, требующий автоматизации, приводит к выгоранию сотрудников и снижению эффективности работы всей компании. И либо ты переходишь в режим «А кто, если не я?», либо ждешь приоритизации своей задачи в JIRA и месяцы до ее реализации. В своей работе я всегда отдаю предпочтение потребностям пользователя, поэтому берусь за проект самостоятельно, тестирую и продвигаю его после запуска. Вот что я называю «автоматизация с минимальными усилиями».

Такой подход позволяет не ждать разработчиков месяцами, а закрывать потребность здесь и сейчас. Чтобы сохранить высокий уровень автоматизации в компании, необходимо оперативно реагировать и быть гибким. Для того, чтобы собирать бизнес-процессы, не нужно программировать. Я самостоятельно изучала процесс работы с блоками в конструкторе, собирала информацию, обращалась к опытным коллегам из ИТ-подразделения. Теперь легко могу автоматизировать практически любой процесс на конструкторе Битрикс24.

Первостепенная задача при разработке сервиса — понять боль заказчика и предложить решение на конструкторе, легкое в разработке и понятное в использовании. Для решения более сложных проблем я всегда могу поставить задачу разработчику в JIRA, который внесет правки в код и докрутит существующий сервис под запрос заказчика.

Что из себя представляет бизнес-процесс?

К примеру, это может быть форма на портале, которую заполняет сотрудник. Персональная информация в бизнес-процесс подтягивается автоматически. Затем эта форма уходит на согласование его руководителю. Руководитель ее может принять или отклонить. Так появляются первые два пути развития процесса или две ветки в конструкторе соответственно. После согласования информация уходит ответственному лицу для внесения дополнений. Каждый шаг в бизнес-процессе сопровождается уведомлением на почту. Допустим, я хочу, чтобы в календаре создавалось событие или чтобы данные уходили в 1С. А может, нужно сделать цикл или отложенное событие. Можно добавить параллельное/последовательное согласование/делегирование. Или сделать изменение самого документа, поиск какого-либо значения из другого реестра документов. Хоть возможности конструктора и ограничены, его функционал позволяет автоматизировать практически любую задачу.

Как я автоматизировала бронь локеров

На рисунке представлена часть бизнес-процесса по поиску и присвоению свободного/рандомного локера для сотрудников Банка ДОМ.РФ и непосредственно Института развития (для сотрудников этих направлений подразумеваются отдельные зоны в коворкинге).

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

Здесь есть и циклы, которые будут повторять определенные действия, пока не освободится нужная ячейка, и инструмент поиска локера в реестрах по заданным параметрам (организация, статус ячейки), и условия, которые предполагают разный ход событий и уведомлений в зависимости от ситуации (есть свободный локер на данный момент или нет). Ранее коллеги из АХО были вынуждены вести списки вручную, а процесс бронирования и отмены происходил через почту. Коллегам требовалось автоматизировать процесс бронирования и сделать его полностью автономным, без участия сотрудников.

Я создала страницу в каталоге сервисов ДОМ.РФ, продумала механизм бронирования и ведения автоматического реестра локеров на портале, где в режиме реального времени меняются их статусы. Теперь сотрудникам и коллегам из АХО автоматически приходят уведомления. Все это я сделала с помощью конструктора примерно за неделю.

Плюс конструктора еще в том, что все сервисы представляют собой некий реестр элементов (списки), где удобно фильтровать по любому столбцу, а весь итог всегда можно выгрузить в эксель или создать из этих данных цифровой дашборд.

Дашборд как зеркало бизнес-процессов

Вот тут можно увидеть пример дашборда, собранного на основе данных пула сервисов, связанных с COVID-19.

Автоматизация корпоративного портала или как использовать Битрикс24 на максималках

Вот так силами одного продакт-менеджера удалось создать удобный продукт. Без дополнительного бюджета, закупок, подрядчиков, растраты ресурса команд, приоритизации задачи наряду с не менее важными проблемами. Не потребовались и месяцы разработки, верстки, согласования дизайн-решений. Создание сервисов с помощью конструктора — универсальный способ найти решение проблемы со статусом «это нужно было еще вчера». Большая часть сервисов рассчитана на всех сотрудников компании, а это более 6 тыс. человек. В целом около 90% сотрудников пользуется сервисами Института развития и Банка ДОМ.РФ, которые создала именно я.

Микро или макро?

Можно долго дискутировать, правильный ли это подход — создавать десятки микросервисов самостоятельно, силами одного специалиста. Среди минусов: стандартный дизайн, который сложно кастомизировать, ограничения со стороны конструктора на реализацию всех пожеланий к технической составляющей. Иногда разработать микросервис для решения конкретной задачи вовсе не представляется возможным: либо логика работы заведомо нарушена, либо требования заказчика не позволяют воплотить задуманное в жизнь. Зато микросервисы закрывают потребность заказчика, если уж не на 100%, то как минимум на 90%. Другой минус в том, что на одном человеке — «авторе» микросервиса — лежит огромная ответственность не только за создание, но и за поддержание жизнедеятельности. Однако фактор скорости при должной внимательности и ответственности дает этому подходу не просто право на жизнь, а приоритет над долгой разработкой.

1111
2 комментария

Да тут от Битрикс24 одно название осталось. )
Всё перепилили под себя.
Круто!

Ответить

Круто!

Ответить