Как составить семантическое ядро: все способы. Часть 2
Первая часть вот здесь. Во второй части статьи рассмотрим, как собрать СЯ для сайта услуг, как спроектировать семантику и кластеризовать её; а также как узнать пул запросов вашего конкурента.
Содержание:
2.2. Автоматический метод
Как собрать семантическое ядро для сайта услуг?
С СЯ для интернет-магазина мы разобрались в предыдущей части. Ещё хороший гайд есть у SERPStat, но под нишу медицинского ИМ. Теперь рассмотрим, как собрать семантическое ядро для сайта услуг.
Услуги представляют собой огромный сегмент рынка. Более того – на практике каждый процент трафика для таких сайтов важнее, чем для e-commerce ресурсов.
Проектирование структуры
Чтобы подобрать ключи, нужно учитывать уже существующий перечень услуг. В качестве примера возьмем компанию, занимающуюся строительством деревянных домов. Алгоритм следующий:
- Запрашивается информация у клиента по направлениям работы.
- Выполняется анализ представленных услуг.
- Проанализировать конкурентов через любой доступный сервис. Выявить синонимы поможет правая колонка Вордстата.
Проанализировав конкурентов, составим первичную структуру:
В перечне не отображены стандартные страницы "О компании", "Наши специалисты", "Контакты" и т.д. Дело в том, что сейчас нам интересны только посадочные, генерирующие трафик – именно для них мы собираем и распределяем семантику. Перечисленные выше страницы к таковым не относятся, но на сайте они в любом случае будут присутствовать.
Приоритизация и детализация
У нас есть перечень предлагаемых компанией услуг, есть запросы, характерные для выбранной ниши. Теперь можем выстраивать приоритеты. С чем работаем?
Выделяем основные и второстепенные страницы; определяем, для каких направлений сбор запросов первостепенен, для каких – может подождать. Затем выстраиваем порядок оптимизации страниц, разделов.
Так мы оказываем себе неоценимую услугу – составляем конкретную стратегию, структурируем процесс, благодаря чему становимся более последовательными и эффективными.
Будьте внимательны! Важно собрать максимально полное семантическое ядро, это важно и для интернет-магазина, и для ресурса, представляющего услуги. Именно от этого зависит количество вероятных точек входа по аналогии с тегами в каталоге товаров.
Во-первых, это более четкая релевантность для поиска, во-вторых, это удобство для пользователей. Анализируйте конкурентов, подсматривайте идеи, перерабатывайте информацию и генерируйте новое. Впрочем, в заимствовании структуры ничего незаконного нет :)
Вернемся к примеру, который рассматривали ранее – с компанией, занимающейся строительством домов. "Присваиваем" конкретной группе запросов свою страницу исходя из того, какова частотность запросов по той или иной услуге – то есть определяем посадочные.
Учитывайте маржинальность – так вы добьетесь более широкого охвата по запросам, точно попадая в нужный нам сегмент бизнеса.
Например, каталог проектов, цены на строительство (в этот раздел вкладываем отдельные страницы по каркасным домам, баням и проч.), типы фундамента (в этот раздел вкладываем отдельные страницы по свайному, столбчатому, ленточному и другим), вопросы и ответы.
В этом плане работать с семантическим ядром для интернет магазинов проще. Вы можете создавать посадочные страницы в виде страниц тегов, опций фильтрации. С сайтами услуг маневров меньше, ведь большое число страниц может перегрузить ресурс, сделать его запутанным для пользователей, не говоря о том, что каждую страницу нужно хорошо проработать в плане наполнения.
Итак, выделяя отдельные группы запросов в виде отдельных посадочных, повышаем релевантность для поиска, не говоря уже об удобстве для посетителей. Ограничение страниц приводит к потере немалых возможностей по привлечению дополнительного трафика.
Кластеризация семантического ядра. Способы кластеризации
Рассмотрим методы кластеризации ключевых запросов, а именно, – ручной и автоматический.
Кластер представляет собой отдельную группу запросов, которая соответствует исключительно одной страницу, на которой и будет продвигаться эта группа запросов. Кластеризовать – значит "разбить" семантическое ядро, разделить полученные запросы в семантике по кластерам.
Почему это важно? Корректное распределение фраз на страницам – один из главных факторов успеха продвижения в целом.
Существует ручная и автоматическая кластеризация, а также смешанный метод. Способ выбирают в зависимости от объема СЯ.
Ручной метод кластеризации запросов
Если у вас небольшая семантика, например, 500 запросов, вы можете воспользоваться ручной кластеризацией.
Итак, запросы необходимо распределять по интенту. Под интентом поискового запроса подразумевается потребность пользователя, ищущего услугу или продукт в поисковике.
Допустим, есть запросы:
- доставка корейской косметики мск.
- доставка корейской косметики по россии.
- доставка корейской косметики москва.
Первый и последний запросы объединяем в одну группу, второй – в другую группу. Дело в том, что 1 и 3 отличаются от 2, а потому продвинуть их на одной странице не удастся: отличается интент.
Каждый кластер может содержать до 7-10 запросов. Не стремитесь заполнить страницу максимумом разноплановых ключей – это не только не принесет ожидаемого эффекта, но и даже ухудшит позиции ресурса в выдаче. Чтобы не совершать ошибок, придерживайтесь простого принципа: одна посадочная страница – один кластер.
Используйте получившуюся структуру для оформления меню и внутренних ссылок на сайте и не забывайте проверять запросы в поисковой выдаче. Порой запросы имеют идентичное знание, но конкуренты продвигаются на разных страницах.
Важно! Один кластер не должен объединять и коммерческие, и информационные запросы. В противном случае страница потеряет позиции по этим запросам, и о ТОП-10 можно забыть.
Автоматический метод
Автоматический метод предполагает использование программных инструментов. Основа алгоритмов таких сервисов – группировка по топу.
- Rush Analytics. Инструмент платный. Включает множество опций по автоматизации работы с семантикой.
- Не менее популярный – Serpstat. Предлагает глубокий анализ ключей конкурентов в выдаче и контекстной рекламе.
- Упоминаемый вчера Keys.so – помимо базы запросов, обладает достаточно мощным кластеризатором с тонкими настройками.
- Также интересная десктопная программа, созданная для кластеризации СЯ – KeyAssort.
Вариантов, разумеется, больше, и вопрос выбора достаточно индивидуален.
Как понять семантическое ядро сайта-конкурента
Для начала поговорим о семантике видимой и фактической.
Например, создан сайт, в него заложена определенная структура, опубликованы тексты, оптимизированные под заданные ключевые слова. То есть все ключи конкурента – это и есть семантическое ядро сайта. Это фактическая семантика.
Ресурс ранжируется, отображается в выдаче по определенным запросам. При этом по некоторым запросам сайт продвинуть не удастся – по ним он просто не покажется в результатах поиска, если запросы группировались неправильно. Вместе с тем – некоторые страницы ресурса не попадают в выдачу по другим причинам. И тогда получается, что из фактической семантики, изначально закладываемой специалистом, считается релевантной лишь определенная часть запросов. Это и есть видимая семантика.
Если говорить о соотношении, то чем больше доля видимой по отношению к фактической, тем качественней была проведена оптимизация.
Как получить семантику конкурентов?
Нам на помощь приходит автоматизация. Сервисы, позволяющие выделить ключи конкурентов, работают следующим образом:
- формируется база запросов;
- по каждой фразе – до десяти страниц выдачи;
- периодически повторяется сбор выдачи по всем фразам.
Мы не зря начали с примера по видимой и фактической семантике. Дело в том, что описанные сервисы выдают исключительно видимую семантику. Известна видимость только для тех фраз, которые присутствуют в базе. Сервис выявляет только ту семантику, которая ему известна.
К чему мы приходим?
- Чтобы оценить, насколько актуальна семантика конкурента, необходимо уточнить, когда собирались позиции.
- Часть попросту не видна – страницы еще не индексируются, поисковая система исключила их из выдачи в силу разных причин. То есть мы не видим то, что фактически есть на сайте.
- И главное, нам неизвестно, какие ключи составляют базу того или иного сервиса.
В итоге нам доступен лишь тот фрагмент ядра, который отображается поисковиком или инструментом.
Каковы выводы?
- Ключи, собранные у конкурентов, полную семантику не отображают. Эти данные не вполне актуальны.
- Собранная семантика – не основной, лишь вспомогательный инструмент. Эта информация вполне может использоваться для общего анализа.
- Наличие большой базы не обеспечивает актуальность информации – напротив. Чем больше число фраз, глубже сбор, тем больше времени уходит. Пока собиралась выдача по началу, по концу уже потеряла актуальность. Чем больше фраз в базе сервиса, тем выше вероятность получить наиболее полное ядро.
- Есть и преимущество – в нашем распоряжении появляется обширный кластер запросов от основных конкурентов. Часть запросов может интегрировать в собственную семантику. Так ядро становится более полным.
Стоит ли вообще использовать семантику конкурентов? Конечно, стоит.
Вы запускаете новый проект
Ваш проект – совершенно свежий, и вам необходимо начинать с самого начала. По мере сбора мы используем ключи конкурентов, чтобы дополнить собственное ядро.
Учитывайте, что полностью перенимать семантику у другого ресурса не стоит – она может просто не подойти. Допустим, вы работаете над нишевым сайтом, а ваши конкуренты – порталы, у которых гигантские ядра.
Расширяете ядро для действующего проекта
Вы развиваете ресурс, семантика которого собиралась давно и не вполне корректно. А сейчас вам необходимо дополнять сайт новыми разделами и категориями, расширять перечень товаров или услуг, добавлять информационные тексты.
Но за что браться в первую очередь? Стоит воспользоваться рассмотренными ниже сервисами, чтобы в итоге сориентироваться по ключам ресурсов-конкурентов.
Приобретаете готовый сайт для дальнейшего развития
Перед покупкой нам необходимо оценить потенциал ресурса, стоит ли вообще его приобретать. Наиболее простой способ – опять же узнать СЯ сайта. Так мы оцениваем текущий охват тематики в сравнении с конкурентами.
Если показатели видимости проверяемого ниже более чем в 2 раза, то делаем вывод, что у первого есть существенный невыработанный потенциал для наращивания и расширения семантики. В данном случае вы сравниваем исключительно с нишевыми конкурентами, а порталы в расчет не берем.
Используем семантику конкурента с наибольшей эффективностью
Как использовать семантику конкурента с наибольшей эффективностью? Во-первых, смотрим на процент пересечений по ключам между собственным сайтом и донорами.
Если готового ресурса нет, выберите конкурента, проанализируйте, и если сайт приглянулся, берите его за эталон. Точно так же оцениваем процент пересечений по ключам между эталоном и донором. Автоматизируйте эту работу, воспользовавшись сервисами, выгружающими ядра конкурентов.
Из заинтересовавших нас доноров выбираем близких по тематике, имеющих максимальное число пересечений по ключам.
Способы сбора семантического ядра
Сервисов множество, вот лишь некоторые из них:
- SEMrush;
- SpyWords;
- Keys.so;
- Яндекс.Вордстат;
- Serpstat;
- Rush Analytics;
- Arsenkin;
- Key Collector;
- PPC Help;
- Coolakov;
- Megaindex;
- Semantist.
Key Collector
- Возможность поиска неявных дублей. Удаление запросов, которые состоят из идентичных ключевых слов.
- Заполнение фильтра минус-слов.
- Работа с регулярными выражениями.
- Достойный функционал – есть все необходимо для работы с семантикой. Удобное удаление неявных дублей.
- Удобно настраивать инструменты для отбора и выгрузки результатов.
- Можете подключать к другим сервисам посредством платного API.
Serpstat
- Есть возможность подбора органических ключевых слов.
- Анализ предложений из поисковой выдачи.
- Подбор связанных ключевых слов.
- Программа позволяет собрать ключи и спарсить подсказки для расширения семантики.
- Возможность работать с частотностью, анализом конкурентов. Вы сразу определяете, стоит ли добавлять ключевую фразу в ядро.
- Бесплатная версия подойдет только для небольших проектов. Для работы с многостраничными ресурсами придется оформлять платную подписку
Rush Analytics
- Есть инструмент Вордстат. Rush Analytics избавляет от необходимости ввода капчи или подключения прокси.
- Собираются ключевые фразы, анализируется их частотность благодаря инструменту Adwords.
- Благодаря "Сборке подсказок" осуществляется парсинг поисковых подсказок из поисковых систем. Можно устанавливать стоп-слова, ставить геофильтр.
- Гибкий инструментарий. Возможно создание семантики под ключ. Точная настройка по нише рынка и по гео.
- Возможность бесплатно тестировать программу в течение недели.
Резюмируем, что вопрос выбора сугубо индивидуален, все зависит конкретно от вашей ситуации, мы рассмотрели только 3 самых популярных сервиса.
Также если у вас есть свои способы сбора семантического ядра, делитесь ими в комментариях – будет полезно для остальных SEO-специалистов.
Подход представлен уже немножко архаичный, кмк. Как с точки зрения технологии, так и в частностях.
Отталкиваться стоит не столько от абстрактных ключей, сколько от веб-графа, построенного на реальном УТП сайта (если речь о коммерческом ресурсе), и уже его поверять через поисковый спрос на базе каких-то статистических данных.
Коммерция и информационка на одной странице? - Уже запросто. Корпус-то сайтов для обучения сетки - динамический, и сдвиг запроса по корпусу - дело техники, были бы средства. Это если говорить о Яндексе. Гуглу так и вовсе всегда было пополам, он запросы понимает максимально общо.
Я сам пока работаю по описываемой технологии подготовки СЯ, но дичайше недоволен и понимаю, что процессы пора менять.
архаичный, но пока для некоторых ниш зайдет - so-so.
все идет к тому что придется использовать питон для сбора ся) звучит пока странно, но так и развиваются технологии имхо
Виктор, спасибо за комментарий. Будем думать над более современным подходом. Если будет от вас материал по сбору СЯ, с удовольствием прочту.
Эх
Это ещё что. Вот красивше и понятнее.