Как изменился интернет-маркетинг из-за санкций? Оценка рекламного рынка России спустя месяц после начала кризиса

В последнее время мы видим много изменений в сфере интернет-маркетинга, но как же за ними успеть? Многие сферы бизнеса столкнулись с затруднениями в связи с ограничением или полной блокировкой некоторых рекламных площадок. К скачкам валюты и трудностям с логистикой добавились другие запреты — блокировки и санкции. Именно поэтому сегодня мы обсудим, какие изменения ждут нас в ближайшем будущем и как продвигать свой бизнес сегодня.

Что происходит на российском рынке сейчас?

Привет, меня зовут Богдан Ефремов. Я руковожу рекламным агентством Efremov Media и веду блог в телеге про маркетинг. Все уже заметили ограничение рекламных инструментов (блокировка той самой социальной сети, приостановку рекламных инструментов TikTok, Google Ads и тд). В связи с этим у многих пропали основные источники входящего трафика и большому числу рекламодателей пришлось перестраиваться. У кого-то это получилось лучше, а у кого-то вообще никак.

В новых условиях в ход идут ВКонтакте, Яндекс. Дзен, Яндекс. Директ, Телеграм и все, что ещё осталось в хоть какой-то форме. На эти основные площадки уже перешли все рекламодатели, так что уровень конкуренции зашкаливает.

Как изменения повлияли на интернет-маркетинг в России?

В целом, многие опасения на данный момент не сбылись. Вернее сбылись, но обещанного апокалипсиса не произошло. Во всяком случае пока, ещё не вечер.

Анализируя ключевые показатели своих клиентов по контекстной рекламе, в рамках первого месяца после начала известных событий, мы зафиксировали такие тенденции:

  • В первые недели санкций сильно упал спрос на товары и услуги не первой необходимости. В люксовом сегменте просадка составляла до 100%, лидов не было вообще. Нет спроса — нет эффективности рекламы. Оно и понятно, в моменты неопределённости потребитель старается сохранить свои деньги и премиальное потребление сходит на нет. Однако по прошествии месяца, спрос восстановился, хоть и не полностью. Люди начали возвращаться к нормальной жизни из состояния апатии.
  • В сфере недвижимости и строительства наоборот — показатели не только не просели, но где-то даже выросли. Пытаясь сохранить свои средства люди активно начали инвестировать в недвижимость и строительство частных домов. Данная ниша, по нашим оценкам, пострадала меньше всего как с точки зрения спроса, так и с точки зрения ключевых рекламных показателей.
  • В сфере товаров для дома и бытовой техники за бурным всплеском спроса в самом начале кризиса, произошло довольно-таки ощутимое падение. Стоимость ключевых показателей на отдельные товарные группы чуть ли не удвоилась. Тут дело даже не в спросе или перегретом аукционе, а больше в сильно плавающих ценах на импортную продукцию, из-за которых потребитель не спешит тратить свои деньги.
  • РСЯ (рекламная система Яндекса) подорожала незначительно, не более 10-15% в отдельных нишах. Учитывая ожидания двойного удорожания, показатели выглядят приемлемо. Можно связать данную «стабильность» с тем, что многие площадки, работающие с Гуглом — оперативно переехали в Яндекс после блокировки рекламной системы Google Ads.
  • На Поиске всё немного похуже. Площадка одна, особо её ни чем не разбавить. Поэтому всё как ожидалось — количество пользователей Яндекса не выросло, а вот количество рекламодателей увеличилось в разы. Но даже тут каких-то астрономических цифр вы не увидите. В товарных нишах всё подорожало процентов на 20-30. Возможно есть ниши, где всё печальнее, но я лично с такими пока не сталкивался.

Думаю, что данная статистика, основанная на изучении Яндекс. Директа, будет актуальна и для других рекламных площадок. Однако несколько тенденций я всё-таки обозначу:

  • По части SEO в Google сейчас буквально тепличные условия из-за отсутствия рекламного блока. Конечно, конкуренция выросла, но на фоне отсутствия платной рекламы это всё мелочи. Рекомендую присмотреться к этому источнику.
  • Рекламодатели, пришедшие в ВК из Инстаграма* — устали плеваться на местный глуповатый алгоритм. Да, тут до сих пор приходится парсить полумёртвые сообщества. Да и в целом аукцион подорожал раза в три в сравнении с показателями начала февраля.
  • Таргетологи и специалисты по Гуглу активно ищут пути обхода блокировок для показа рекламы. У кого-то это даже получается. В целом, как я считаю, игра не стоит свеч. Даже если вы проскочите — бан может прилететь в любую минуту и вся работа пойдёт на с марку.

Чего ожидать в ближайшее время?

В принципе, ничего нового для тех, кто долгое время работает в этой сфере и привык к быстрым темпам развития — всего лишь быть готовыми к тому, что нужно будет адаптироваться к новым условиям.

Да — новые условия, да — придётся приспосабливаться, но существует две стороны медали. Уверен, для многих этот момент является ключевым в дальнейшем успехе их бизнеса.

В целом рекомендую не зацикливаться на одном источнике, а использовать разные каналы продаж. Опыт последних событий, думаю, вполне ясно показал, чем может грозить такая политика.

В тот момент, когда ко мне начали приходить десятки заявок на настройку от целиком инстаграмного* бизнеса — я осознал масштаб проблемы. Подавляющее большинство таких рекламодателей были свято уверены, что смогут за короткий срок полностью компенсировать все свои убытки от блокировки с помощью контекстной рекламы.

А когда пришло осознание, что это так не работает и что нужно провести массу подготовительных мероприятий, прежде чем осваивать новую, абсолютно не похожую на Инстаграм* рекламную систему — было сплошное недоумение.

Я ни в коем случае не злорадствую, наоборот. Теперь каждый такой бизнес, основанный на одной социальной сети, поймёт, что источники продаж нужно диверсифицировать и менять подход к бренду и всему продвижению в целом. И тот, кто в этом преуспеет — будет собирать все сливки в наше непростое время.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, который давно уже вышел за рамки контекстной рекламы. Обсуждаем маркетинг и его инструменты, вместе с подписчиками разбираемся в насущных вопросах.

Если хотите почитать кейсы нашего агентства по Авито и контекстной рекламе, заглядывайте на efremov-m.ru.

Читайте также:

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией.

13
2 комментария