Чем занимаются продуктовые и бизнес-аналитики в «Тинькофф»
Рассказываем о задачах, навыках и сложностях их работы
В компаниях есть разные аналитики — продуктовые, системные, риск-, бизнес-, веб- и BI-аналитики. Их роли и задачи могут различаться и обычно зависят от специфики бизнеса. Мы решили рассказать о двух похожих, но в то же время разных профессиях — продуктовых и бизнес-аналитиках: о том, каковы роли этих специалистов в Тинькофф, какую пользу они приносят бизнесу, с какими особенностями и сложностями сталкиваются в работе.
Кто такой бизнес-аналитик
Бизнес-аналитик в Тинькофф — это такой предприниматель внутри компании. Он берет задачу на запуск продукта с нуля и сам придумывает, как его реализовать.
Задачи бизнес-аналитика. Перечислим основные:
- бизнес-описание того, как продукт должен работать;
- техническая реализация: нужно встретиться с архитекторами, системными аналитиками и вместе придумать, как это будет работать технически;
- запуск проекта и сбор аналитики: нужно проанализировать проблемы пользователей и дальше улучшать продукт.
Это задачи из разных сфер, и часто в компаниях их делят между собой несколько специалистов, но в Тинькофф все делает один. Благодаря этому процесс создания продукта получается целостным, а не разорванным. Нет долгих согласований и споров между людьми, нет размытия зон ответственности. Аналитики выполняют широкий круг задач, и это одно из главных преимуществ работы здесь.
Например, четыре года назад Tinkoff Black запускал мультивалютные карты. Бизнес-аналитику нужно было понять, как это будет работать для клиента, и декомпозировать большую задачу на отдельные мини-проекты, назначить ответственных за них и контролировать сроки.
Задача аналитика — предугадать и максимально подробно описать разные непредвиденные сценарии. Он думает, что произойдет, если клиент выпускает карту, закрывает счет, блокирует или перевыпускает карту. Поскольку Тинькофф — большая финансовая экосистема, в которой объединены десятки связанных продуктов и процессов, таких сценариев может быть много.
Навыки бизнес-аналитика. Из личных навыков важна в первую очередь коммуникабельность: людям с сильной интроверсией будет тяжело на такой позиции. В реальной работе это выглядит так: нужно прийти к 30 людям и с каждым начать обсуждать проект.
Еще необходимо быть ответственным и собранным: вести записи встреч, соблюдать сроки и не забывать о договоренностях. На позицию бизнес-аналитика мы всегда искали людей с математическим складом ума, которые мыслят критически и глубоко разбираются в задаче. В Тинькофф не принято все принимать на веру, здесь бизнес-аналитик — не просто исполнитель: он должен разобраться, что получит клиент, зачем эта задача компании и каковы были предпосылки для ее появления. Вдруг окажется, что решать задачу и вовсе не нужно или необходимо делать это по-другому.
Каких-то обязательных технических навыков от бизнес-аналитика не требуется. Знание SQL и понимание работы баз данных — минимальный набор, который дают в любом техническом или околотехническом вузе. Еще часто помогает бэкграунд в разработке: когда сам писал код и представляешь, о чем идет речь, найти общий язык с разработчиками проще.
Инструменты для работы. Бизнес-аналитик использует такие:
- сервисы postman, soapUI для запросов к API, так как бизнес-аналитики больше всего общаются с разработчиками;
- различные базы данных;
- UML-диаграммы для рисования схем;
- Jira для постановки задач;
- Wiki для написания документации.
Сложности в работе. Бизнес-аналитику нужно быть готовым к тому, что команда проекта может быть не согласна с ним, и уметь аргументировать свою позицию. Он берет проект, приходит к команде, а она смотрит на идею скептически. Это здорово, потому что позволяет отфильтровывать спорные проекты и заранее продумать какие-то риски. При этом бизнес-аналитику важно уметь отстаивать ценность идеи перед командой.
Еще одна сложность — большое количество информации. Новички, не работавшие в ИТ, часто записывают новые термины, имена и должности новых людей: кто и за что отвечает. В Тинькофф команды кросс-функциональные, все со всеми переплетены, и порой не успеваешь запомнить, кто есть кто. Вначале новым людям бывает непривычно, если раньше они работали в строгой иерархии.
Карьерные перспективы. Бизнес-аналитики в Тинькофф чаще всего развиваются в двух направлениях:
- горизонтальный переход в менеджера продукта: он занимается пользовательскими исследованиями и контролирует решения, принимаемые по продукту;
- рост до лида команды: лид руководит командой бизнес-аналитиков, отвечает за несколько процессов, управляет масштабным, сложным или большим продуктом.
Кто такой продуктовый аналитик
Ценность продуктового аналитика в том, что он прицельно изучает возможности для роста бизнеса и продукта. Он исследует огромный массив данных компании и понимает, как из него достать какие-то идеи.
Задачи продуктового аналитика. Перечислим основные:
- проводить a/b-тестирование, эксперименты и исследования;
- искать точки роста и проблемные места в продукте;
- строить метрики в продукте — решать, за какими нужно следить, как их трекать и изменять;
- создавать иерархию метрик — определять, как бизнес-метрики зависят от технических и промежуточных метрик.
Когда запускали проект телефонного секретаря Олега, продуктовый аналитик определил ключевые и прокси-метрики продукта, исследовал аудиторию и ее поведение, находил точки роста и строил воронку привлечения пользователей. Вместе с командой разработки он создал систему для a/b-тестирования проекта, проводил первые эксперименты и тесты, строил SLA- и Tableau-отчеты.
Навыки продуктового аналитика. Из hard skills можно выделить:
- знание основ математической статистики и теории вероятностей;
- знание SQL и Python;
- понимание, как организовать и проводить a/b-тесты и валидировать их результаты;
- навыки систематизации, структуризации знаний и данных.
Для аналитика важны коммуникабельность, продуктовое мышление и проактивность. Он должен всегда искать, что еще можно улучшить в продукте. Аналитики с таким подходом отлично развиваются в Тинькофф: часть топ-менеджмента выросла как раз из них.
Инструменты для работы. Продуктовый аналитик использует такие:
- Jupyter-ноутбук;
- системы визуализации Tableau, Grafana;
- системы маркетинговой аналитики Google Analytics и Adobe Analytics;
- система продуктовой аналитики Amplitude.
Еще в Тинькофф используют собственные разработки для продуктовой аналитики.
Сложности в работе. Здесь те же трудности, что и у бизнес-аналитиков. И еще можно отметить адаптацию к работе с внутренним софтом компании. Внутренние инструменты новичкам могут показаться непривычными, но есть и плюс: они максимально кастомизированы под задачи.
Карьерные перспективы. Продуктовый аналитик может вырасти в менеджера аналитики, то есть стать тим-лидом. Для этого он учится менторству, помогает джунам, затем собирает свою команду и возглавляет направление.
Другой вариант — стать продвинутым аналитиком и отвечать за узкую, но очень важную область. Например, у нас есть сотрудники, которые специализируются только на a/b-тестах и экспериментах и отлично в них разбираются.
И еще один путь — это горизонтальный рост в продакт-менеджера, который отвечает за продукт в целом. Часто бывает, что аналитик саппортит продукт, помогает его росту, а затем начинает полностью принимать решения по проекту.
Чем отличается бизнес-аналитик от продуктового
Продуктовый аналитик собирает результаты, строит отчеты, понимает, что работает хорошо, а что нет, следит за метриками. Но он не настраивает сам процесс — за это отвечает бизнес-аналитик.
Продуктовый аналитик ищет предпосылки и строит гипотезы для улучшения сервиса. Например, видит плохую конверсию и говорит об этом. Затем вместе с бизнес-аналитиком собирает информацию и ищет, где процесс работает неоптимально. Они выдвигают гипотезы, способные прокачать конверсию, отбирают приоритетную и запускают проект, который поможет ее подтвердить или опровергнуть. После чего снова смотрят на результаты и оценивают, работает это или нет.
Часто в небольших компаниях роль продуктового и бизнес-аналитика может выполнять один человек. В Тинькофф обычно это разные люди, но когда стартует какой-то новый маленький проект, специалист временно может совмещать в себе функции продуктового и бизнес-аналитика.
Например, запуская сервис отзывов, мы не были уверены, что это будет работать, и были готовы отказаться от него, если поймем, что выхлопа нет. На проект назначили одного человека, который выполнял роли продуктового и бизнес-аналитика. Когда гипотезу подтвердили и собрали достаточно положительных данных, начали масштабировать проект и набрали для него новых людей.
Как работается аналитикам в Тинькофф
В Тинькофф на роль аналитиков берут и опытных специалистов, и способных новичков — лучших выпускников технических вузов или студентов последних курсов. Зачастую им проще встроиться в процессы и привыкнуть к кросс-функциональным командам. На обучение и менторство начинающих талантов мы всегда готовы тратить много ресурсов.
Все аналитики в Тинькофф работают в штате, находясь в разных городах. При желании можно релоцироваться в Москву, работать удаленно из дома или же приходить в офис в одном из 22 городов, где открыты Центры Разработки. При подборе людей на новый проект мы прежде всего смотрим на способности человека и, конечно, ориентируемся на его желание работать с тем или иным продуктом.
У аналитика в Тинькофф всегда есть выбор, чем ему заниматься. Начинающие специалисты могут попробовать себя в разных ролях, решая задачи и бизнес-аналитики, и продуктовой. А затем выбрать то направление и проекты, к которым они чувствуют больше склонности. Подробнее про работу аналитика и открытые вакансии — на страничках для продуктовых и бизнес-аналитиков.