Чек-лист успешного стартапа. О чем вспоминают предприниматели, когда спохватываться уже поздно. На основе горького опыта
Да, заголовок пафосный. А как же иначе привлечь ваше внимание? Поясню откуда возникла идея этой статьи.
Привет, я Андрей Краснопеев — основатель исследовательского агентства «Фабрика гипотез». Мы проводим глубинные интервью, анализируем конкурентов, занимаемся трендвотчингом и реализовываем стратегии развития продуктов.
Последние 5 лет я работаю в сфере стартапов и развития продуктов. Начиная c позиции BDO в стартапе (PandaMoney) и венчурной студии (SeedFactory) до работы в акселераторах в качестве трекера и сотрудника блока корпоративных инноваций MTS Startup Hub.
О чем я задумался, когда начал готовить этот материал
Есть вещи на пути запуска стартапа, на которые мы не обращаем должного внимания, пока не стало совсем поздно.
Причин этому много: начиная с того, что не хватило рук заняться и заканчивая просто тем, что не знали о том, что нужно делать: двигались по наитию.
На собственном опыте и наблюдая за основателями, я видел ошибки, которые совершались и которые казались «типовыми». Но не в моменте, когда ты допускаешь эту ошибку.
Мой опыт: это 1,5 года работы над стартапом PandaMoney, когда спустя время я думал: какие очевидные вещи(читать ошибки), почему мне никто не сказал об этом раньше?! (Как пример, что заявление клиента о том, что продукт очень крутой или нужный, без заплаченных клиентом денег — в 99% ложь) 4 года работы со стартапами как трекер и член команды развития, 2 года в акселераторе и 1,5 в корпоративном сегменте.
Но уже тогда, в далеком 2017 году я понял, что мне не хватало какого-то помощника или инструментария, с которым можно сверяться по базовым нормам или шаблонам, которые не плохо было бы иметь у себя под боком.
Приближаясь к самому главному
Начиная размышлять на тему и, продолжая работать со стартапами как трекер, я увидел, что на каждом этапе основателям лучше помогают разные инструменты или назовем это чек-листы (что у меня есть, а что нужно докрутить), которые как опорные точки помогают в планомерном развитии бизнеса.
Все больше и больше я начал задаваться вопросом: а есть ли инструменты или некий чек-лист, который я могу посмотреть или показать основателям для помощи в не простом деле — создании и масштабировании продукта?
На деле ответ — нет.
Да, существует огромное множество различных курсов и статей, которые повествуют о том, как решить какую-то конкретную прикладную проблему.
Но не все вместе. И придётся потратить большой объём времени, чтобы найти ответы на все ключевые вопросы.
Иными словами, чтобы не наступить на «типовые грабли» и не строить бизнес по модели «ошибки выжившего» я решил собрать некий гайд в одном месте.
Какие блоки будут изучаться
Первый подход был слишком амбициозным, поэтому так и остался в заметках в Notion.
Второй подход будет более адекватный и приземленный:
Я буду брать эксперта из каждой отрасли и проводить с ним интервью, из которого буду формировать подробный пошаговый гайд, с которым можно сверяться, в зависимости от вашей стадии.
Всего будет охвачено 8 тем, которые я посчитал ключевыми, и ошибки в которых могут стоить очень дорого, если их не учесть сразу.
Что будем рассматривать по блокам:
- Клиенты (проблематизация, поиск, работа с клиентами, целевая аудитория)
- Продукт (прототипирование, создание продукта, совершенствование, ноу-коды, разработка продукта, архитектура, product/market fit)
- Команда (роли, распределение долей, HR, найм, рост сотрудников, развитие, корп культура)
- Финансы (инвестиции, монетизация, бизнес модель, юнит-экономика)
- Продажи (скрипты, инструменты, пайплайн)
- Маркетинг и Пиар (креативы, ведение соц. сетей, рассылки, работа со СМИ)
- Дизайн (категория сложности, чем создается, брендбук)
- Юридические вопросы (IP, регистрация юр лица, фиксация долей, опционная программа)
Какие стадии Стартапа будут изучены
Условно разделим все изучаемые этапы на 3 части:
1 стадия — MVP и до МVP. Мы формируем проблему, гипотезу проблемы, решение, описываем продукт, его уникальность, аудиторию.
2 стадия — MVP — Seed Stage. У нас есть первые клиенты, случились первые продажи.
3 стадия — Expansion (Seed+) . Нужно масштабировать продажи, расширять команду, привлекать новых инвесторов для роста аудитории
Please Note — это не будет панацея или четкий регламент по запуску стартапа. Разные инструменты могут внедряться на разных этапах, тут я соберу свои наблюдения и покажу, где инструменты будут максимально полезны, чтобы не создать проблем на следующих этапах.
Завершение
Для вас все не будет так просто! Для этого Гайда мне нужна ваша помощь.
Я планирую запустить цикл статей с рядом экспертов, а от вас прошу всего пару вещей:
Первое. В комментариях написать какие темы вызывают у вас больше всего беспокойства или какие ошибки допустили вы создавая свой стартап/запуская продукт.
Второе. Если вы сами эксперт в какой-то из приведённых тем, напишите мне в телеграмм @andreykrasnopeev и мы договоримся с вами о встрече.
Я буду очень признателен за рекомендации людей и апвоут этой статьи, потому что верю, что делаю полезное дело.
Есть запрос на проведение продуктовых исследований? Будем рады обсудить сотрудничество. Наш сайт: https://product-growth.ru
Подписывайтесь на мой ТГ-канал. Там я пишу о тестировании гипотез, продуктовом подходе, интересных кейсах, конференциях и своей жизни:
Странно, что нет комментов... Тема не зашла?
Да, как-то вообще будто мимо всех прошла :(
я честно говоря ждала дальше какого то развернутого материала, где увидеть продолжение?
По комментариям и просмотрам - материал не вызвал интереса.
Поэтому и следующих постов на эту тематику не было