Как вести Telegram-канал поэту? Три главных метода. Первый: о, только не стихи
Пост для графоманов, которые вышли из «стихи.ру» в поисках читателя, и для стихослагателей, которые обнаружили себя на «ВКонтактных» развалинах и «Инстаграмных*» руинах прошлого мира. Короче, для поэтов, думающих завести Telegram-канал.
Поэтов полно. Пруф тому: больше десятка тысяч сообществ ВК только со словом "поэт" в названии и около миллиона авторов на портале (в загробный мир) стихи.ру. Оставим критикам скучную болтовню об определении, кто такой поэт. Вы пишите стихи и ищите признание? Давайте я расскажу, как впервые за 6 лет творческой деятельности стал получать такой фидбек от подписчиков, которого не было ни в одной социальной сети. Даже в дофевральской инсте.
Вот за что люблю анкеты: за прямую
постановку некривых вопросов.
За почти научное сведение
долгой жизни к кратким формулам.
Краткое введение, чтобы оставаться максимально понятным:
- Зачем я создал телеграм-канал?
Я, как и многие, мечтал написать роман. Но даже рассказы с трудом заканчивал. Начало — ок. Даже середина — ну, ок. А вот наполнение и завершение текста — ни-че-ок. Решение подсказал писатель Юрий Олеша ("Ни дни без строчки", помните?): буду вести дневник и выработаю дыхалку — появится рефлекс садиться за текст каждый день, и я научусь, как советовал Стивен Кинг ("Как писать книги", рекомендую), держать "среднюю скорость". Так и произошло. Спустя год ведения канала — этой весной — была издана моя книга со стихами, плутовским романом и рассказами Лицо и цветочки (бестселлер на Озон). - Кто такой поэт?
Соррян. Это всё-таки важно. Лишь процитирую более авторитетного литератора:
...для того, чтобы писать, нужно иметь другую профессию, кроме литературы, потому что профессиональный человек, имеющий профессию, описывает вещи по-своему, и это интересно.
Месседж ясен?
Если лень дальше читать, изложу свой подход в трёх предложениях и даже нарисую подкову:
1. Ты приходишь в поэты со знанием жизни (профессии, ремесла) и пишешь-пишешь стихи.
2. Создаёшь телеграм-канал (не гнушаясь маркетинговым штукам, типа написания статьи на vc.ru для популяризации ссылки; но без перегибов: всё-таки канал должен быть творческим инструментом, обителью, а не кабалой).
3. Со своим поэтическим опытом смотришь на жизнь (события, людей, явления).
Метод первый: о, только не стихи!
Точнее — не только стихи.
Да, телеграм — текстоцентричное место. И прекрасно. Наконец-то интернет больше не выглядит как иллюстрация интеллектуальной деградации (большой ЖЖ, средний ФБ*, короткий Твиттер, жопный Инстаграм*). Однако каналы стихослагателей, где публикуются исключительно рифмованные или белые вирши, выглядят уныло, они нечитабельны или — как минимум — окутаны молчанием мёртвой подписоты. А нам это надо? Нам это не надо.
"Словесные блёстки — шедевр", — пишет Бодлер, имея в виду биографию поэта, писателя, мыслителя.
Используйте телеграм-дневник как инструмент по созданию мифа о самом себе. Рассказывайте о личном. Делитесь сокровенным. И в меру таланта посыпайте всё блёстками, чтобы сохранить тайну творчества.
Но помните: никогда не ставьте читателя в положение подсматривающего за тем, какое бельё вы бросили в стирку. Избегайте пошлости, интриганства (не путать с созданием "интриги"). Уважайте читателя и себя. Предлагайте читателю стать наблюдателем за творческой кухней (это ваще по метамодерну, слыхали?) и даже участником вашей судьбы.
Метод второй: живые встречи
Поэт — это тот, кого видно и слышно. Читайте лекции о поэзии в конференц-залах. Устраивайте читки стихов в барах, библиотеках и лофтах. Давайте мастер-классы, если опыт позволяет (можете попробовать, как это сделал я, написать вместе со зрителями имажинистское стихотворение при помощи "Машины образов" Есенина).
Общаться со своим читателем в живую — это привилегия. Даже если на встречу придёт 1% подписчиков канала, энергия события захлестнёт многих. Вы — сама жизнь. Дайте знать об этом себе и людям.
После живой встречи желательно поделиться своими впечатлениями и узнать мнение публики о мероприятии.
Метод третий: смотреть на события, людей и явления
Многим известно, что думают об открытии русского Макдональдса бизнесмены и экономисты.
Вероятно, большинству знакома позиция высокопоставленных политиков о падении Байдена с велосипеда.
Кажется, всем понятно, что думают верующие о поджоге храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще.
Но что думает обо всём этом поэт со своей поэтской колокольни?
Так вы 1) избежите зацикливания на себе и 2) в тоже самое время, многое о себе расскажите.
Сегодня на моём канале нет и 200 подписчиков. Кто я такой, чтобы раздавать советы по ведению канала? — спросят великие маркетологи.
Прежде всего, поэт. У меня никогда не было иллюзий, что литераторы в условиях бума на стихосложение и китчевую моду слыть новым Гомером или свежей Сапфо, пользуются бешенной популярностью. Времена Достоевского, Есенина, Маяковского, Блока, Бурлюка, когда писателя носили на руках как рок-звезду, давно миновали.
Душа радуется, когда встречаю исключения. Например, прекрасного поэта Дмитрия Воденникова (3500 подписчиков). Мощного панк-поэта Максима Тесли (тоже 3500). Или одну из лучших русских поэтесс сегодня — Анну Долгарёву (11800 подписчиков).
Понаблюдайте за ними. И вы увидите, что этими тремя методами они — сознательно или бес��ознательно — владеют в совершенстве.
Потому и интересны.
*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией