Конкурентный юзабилити аудит | Пошаговая инструкция с шаблонами
Всем привет! Сегодня освещаю тему проведения юзабилити аудита, показываю, как сейчас, в 2022 году, должен выглядеть юзабилити аудит и что клиент должен получать как результат.
К сожалению, российский рынок SEO услуг живёт прежними представлениями о SEO. И часто, упаковывает в услуги юзабилити-аудита проверку на кроссбраузерность и проверку текстов на UX. Такой подход актуален и моя критика не связана с качеством проведения данных работ, как раз наоборот, я на стороне Исполнителей, но предлагаю взглянуть на тему ux-аудита чуть шире.
Что предполагает усреднённое предложение по юзабилити аудиту:
- Проверку на ошибки отображения
- Проверку отображения на мобильных
- Адаптивность всех страниц и элементов
- Проверку на кроссбраузерность
- Проверку стилизации текстов
- Проверку удобства навигационных элементов
Хороший чек-лист. Но в чём заинтересована клиентская сторона?
- Получить ответ, почему конкуренты выше
- Узнать какой функционал даёт преимущества в выдаче
- Понять правильные ли формы донесения информации используются
- Разобраться какие элементы влияют на конверсию
- Влияет ли бренд и имидж на UX составляющую
И конечным итогом должен стать перечень мер на доработку UX, структуры и функционала. Это работа сложнее, но даёт понятные точки роста, ощутимо влияющие на результат.
Итогом юзабилити аудита, до сих пор, принято считать word-файл, где написано как поправить плашку и обеспечить кликабельность кнопки. Но стоит разделять визуальные правки с доработками UX
Итак, с чего начать:
Исследование ниши и семантики сайта
Шаг, необходимый для определения точного перечня прямых и косвенных конкурентов.
Подбор прямых и косвенных конкурентов
Шаг, на которым вы определяете с кем вы соревнуетесь в выдаче, кого вы хотите опередить, и кого, вы уже опережаете.
Заполнения Брифа UX-аудита
Вы можете ознакомиться с примером брифа ux-аудита. Он важен на старте работ, таким образом вы вводите в курс дела клиентскую сторону и получаете необходимую информацию. По заполнению брифа совместно с Заказчиком вы начинаете понимать задачи одинаково.
Особое внимание стоит уделить пунктам 6-9:
- Сильные стороны конкурентов
- Слабые стороны конкурентов
- Упущения в UX
- Возможность в UX
Важно глубоко изучить продукты конкурентов на старте (шаг 1 и 2) и дать объективную оценку, какой функционал вы видите как "возможность", а какой не является необходимым и может послужить "просадкой" для внимания пользователя.
На этом этапе работы, вы впервые сфокусируете своё внимание, на тех элементах и блоках, которые позволяют web-продукту быть удобным и востребованным. И начнёте приглядываться, к тому, какой функционал вы хотите позаимствовать или создать.
Дальше идёт самая важная часть работы проведения юзабилити-аудита - оценка.
Оценка юзабилити качеств сайта
Анализ производиться по средствам заполнения сводной таблицы, где должны быть сайты конкурентов и ваш собственный.
Здесь вам предстоит работать с формальной информацией - маркетинговой составляющей, и прикладной - оценкой общего впечатления, способов взаимодействия, дизайном и контентом.
В каждой из этих колонок:
- Общее впечатление (First impressions)
- Способы взаимодействия (Interactions)
- Дизайн (Visual design)
- Контент (Content)
Вам предстоит выделить "+" и "-" конкурентов и ваши. Таким образом, вы получить данные об узких местах ux сайта, где требуется проработка. Совсем как при непростом выборе, вы сопоставляете в чём вы лучшие, а где вас опережают конкуренты.
Теперь у вас на руках точный перечень мер - остаётся финализировать его в ТЗ на доработки структуры, страниц, элементов.
Не стесняйтесь, говоря о UX, рассуждать о структуре, и говоря о конверсии, перерабатывать всю страницу целиком. В процессе такой работы, вы в любом случае, получите обширный список точек роста, реализовывать который следует также поэтапно.
Спасибо! В продолжение можете заглянуть на мою страничку о юзабилити-аудите и проконсультироваться со мной в комментариях!