Конкурентный юзабилити аудит | Пошаговая инструкция с шаблонами

Всем привет! Сегодня освещаю тему проведения юзабилити аудита, показываю, как сейчас, в 2022 году, должен выглядеть юзабилити аудит и что клиент должен получать как результат.

К сожалению, российский рынок SEO услуг живёт прежними представлениями о SEO. И часто, упаковывает в услуги юзабилити-аудита проверку на кроссбраузерность и проверку текстов на UX. Такой подход актуален и моя критика не связана с качеством проведения данных работ, как раз наоборот, я на стороне Исполнителей, но предлагаю взглянуть на тему ux-аудита чуть шире.

Что предполагает усреднённое предложение по юзабилити аудиту:

  • Проверку на ошибки отображения
  • Проверку отображения на мобильных
  • Адаптивность всех страниц и элементов
  • Проверку на кроссбраузерность
  • Проверку стилизации текстов
  • Проверку удобства навигационных элементов

Хороший чек-лист. Но в чём заинтересована клиентская сторона?

  • Получить ответ, почему конкуренты выше
  • Узнать какой функционал даёт преимущества в выдаче
  • Понять правильные ли формы донесения информации используются
  • Разобраться какие элементы влияют на конверсию
  • Влияет ли бренд и имидж на UX составляющую

И конечным итогом должен стать перечень мер на доработку UX, структуры и функционала. Это работа сложнее, но даёт понятные точки роста, ощутимо влияющие на результат.

Итогом юзабилити аудита, до сих пор, принято считать word-файл, где написано как поправить плашку и обеспечить кликабельность кнопки. Но стоит разделять визуальные правки с доработками UX

Итак, с чего начать:

Исследование ниши и семантики сайта

Шаг, необходимый для определения точного перечня прямых и косвенных конкурентов.

Подбор прямых и косвенных конкурентов

Шаг, на которым вы определяете с кем вы соревнуетесь в выдаче, кого вы хотите опередить, и кого, вы уже опережаете.

Заполнения Брифа UX-аудита

Вы можете ознакомиться с примером брифа ux-аудита. Он важен на старте работ, таким образом вы вводите в курс дела клиентскую сторону и получаете необходимую информацию. По заполнению брифа совместно с Заказчиком вы начинаете понимать задачи одинаково.

Особое внимание стоит уделить пунктам 6-9:

  • Сильные стороны конкурентов
  • Слабые стороны конкурентов
  • Упущения в UX
  • Возможность в UX

Важно глубоко изучить продукты конкурентов на старте (шаг 1 и 2) и дать объективную оценку, какой функционал вы видите как "возможность", а какой не является необходимым и может послужить "просадкой" для внимания пользователя.

На этом этапе работы, вы впервые сфокусируете своё внимание, на тех элементах и блоках, которые позволяют web-продукту быть удобным и востребованным. И начнёте приглядываться, к тому, какой функционал вы хотите позаимствовать или создать.

Дальше идёт самая важная часть работы проведения юзабилити-аудита - оценка.

Оценка юзабилити качеств сайта

Анализ производиться по средствам заполнения сводной таблицы, где должны быть сайты конкурентов и ваш собственный.

Здесь вам предстоит работать с формальной информацией - маркетинговой составляющей, и прикладной - оценкой общего впечатления, способов взаимодействия, дизайном и контентом.

В каждой из этих колонок:

  • Общее впечатление (First impressions)
  • Способы взаимодействия (Interactions)
  • Дизайн (Visual design)
  • Контент (Content)

Вам предстоит выделить "+" и "-" конкурентов и ваши. Таким образом, вы получить данные об узких местах ux сайта, где требуется проработка. Совсем как при непростом выборе, вы сопоставляете в чём вы лучшие, а где вас опережают конкуренты.

Теперь у вас на руках точный перечень мер - остаётся финализировать его в ТЗ на доработки структуры, страниц, элементов.

Не стесняйтесь, говоря о UX, рассуждать о структуре, и говоря о конверсии, перерабатывать всю страницу целиком. В процессе такой работы, вы в любом случае, получите обширный список точек роста, реализовывать который следует также поэтапно.

Спасибо! В продолжение можете заглянуть на мою страничку о юзабилити-аудите и проконсультироваться со мной в комментариях!

6
16 комментариев