«Мы практически постоянно живем в состоянии форс-мажора»
Коммерческий директор СДЭК Максим Толстобров специально для портала MarketMedia рассказал о том, как компания перестраивает свою логистику после 24 февраля, какие планы пришлось отложить в долгий ящик и что случилось со CDEK.Shopping.
Третий год подряд обстановка в мире проверяет бизнес на прочность. Если в условиях пандемии нам со временем удалось добиться стабилизации рабочих процессов, то спецоперация, с начала которой прошло уже полгода, превратила нашу работу в бесконечный форс-мажор. Логистика однозначно вошла в число отраслей, которые дольше других будут преодолевать последствия последних событий.
Первые итоги
В первые 2-3 недели после 24 февраля мы наблюдали потребительский ажиотаж, когда клиенты стремились купить товары в интернет-магазинах по старым ценам. В этот период динамика роста доставки посылок с помощью СДЭК достигала 60%. Далее данный показатель начал замедляться, а выручка за доставку — снижаться. Если в период с января по середину марта 2022 года прирост объема доставки по отношению к аналогичному периоду прошлого года составлял 40%, то в конце марта он был уже 17%.
Ручная логистика
С конца февраля мы начали активно перестраивать свои логистические цепочки и продолжаем заниматься этим почти еженедельно. Изначально мы направляли грузы из США и Великобритании в Финляндию, но из-за постоянных затяжных досмотров на границе от этого маршрута пришлось отказаться. Из Австралии и Сингапура раньше грузы летели в Дубай, а потом в Москву. Но сегодня открытой фактически остается только Турция и страны Средней Азии.
Планы — в долгий ящик
На 2022 году у нас были сформированы планы по масштабированию бизнеса, часть из которых пришлось отложить или притормозить. Мы планировали сформировать собственный автопарк, успели приобрести несколько грузовых автомобилей для внутригородских перевозок. Но из-за текущей ситуации пока приостановили этот проект.
Где-то убыло, где-то прибыло
У нас продолжает расти С2С сегмент за счет большого количества ПВЗ и постаматов. В сегменте В2В количество отправлений осталось прежним, в сегменте В2С значительно снизилось, потому что свою деятельность приостановили крупные компании, которые отправляли большое количество посылок. В основном, это fashion сегмент, где СДЭК потерял несколько крупных клиентов.
Продолжаем работать
Пока с одной стороны мы продолжаем оперативно подстраиваться под все новые и новые санкции и законы, с другой стороны — продолжаем развивать СДЭК. Одна из наших новых услуг — доставка Next Day, которая стала возможной благодаря открытию нового склада на севере Москвы. Новый хаб позволил ускорить складскую обработку грузов внутри столицы без необходимости транзита через склад в Домодедово.
Куда идёт E-comm
Основное развитие сейчас идет через маркетплейсы. Объем товарооборота здесь серьезно растет. Появляются посредники, осуществляющие аутсорсинг операций по доставке на маркетплейсы, по онбордингу с единым окном управления товарной матрицей и оценки эффективности продаж на маркетплейсах, которые также помогают определить нужный ассортимент и обеспечить продвижение на площадках.
В целом непросто сейчас прогнозировать, что будет через три, пять, десять лет, когда сложно представить, что нас ждет через полгода-год. Сегодня мы практически постоянно живем в состоянии форс-мажора
Полный текст статьи доступен на портале marketmedia.ru