Как же все-таки нанять и проверить SEO специалиста
По мотивам статей Как проверить SEOшника и SEO-обман, часть 2. "По горячим следам" мы видим, что основной подход выбору исполнителя (тут не важно, студия, фрилансер или инхаус) идет на основе своих желаний, а не реальной оценки специалиста. Поэтому я решил написать краткую заметку. коммуникации
UPD: Спасибо за обратную связь
Не ожидал такого явно отрицательного эффекта на то, что оказывается seo-специалист должен работать на результат. Спасибо, что показали Ваше мнение.
Коллеги, у статьи была одна главная цель - обе стороны процесса должны уметь аргументировать свою позицию и исходить из требований бизнеса - все остальное это уже дополнительные рассуждения.
Первое: Знания
Несмотря на усилия именитых представителей профессии, обе стороны рынка предпочитают говорить о SEO, как о магии.
В реальности - это ремесло. Как и в любом ремесле тут и много экспериментов и своих ухищрений в достижении результата, и много базисных знаний. Чтобы понять, какой перед вами специалист в первую очередь следует проверить, насколько он знаком с основами. И помогут тут вам рекомендации поисковых систем:
Помощь вебмастеру от Яндекса -
Cправка - Search Console от Google -
А также данные по системам статистики, например по метрике -
Второе: Системный подход
Опытный специалист работает по схеме. Схемы могут быть разными, но с опытом вырабатывает план действий, который адаптируется под проект. Если, специалист не может вам разложить план своих действий, а тем более его обосновать, то ожидайте проблем.
О чем должен вас расспрашивать и в дальнейшем влиять на это специалист.
1. Простые метрики сайта и показатели
Чтобы работать с сайтом, нужно понимать как он работает и как ведет себя аудитория
- Отказы
- Среднее число просмотров
- Время на сайте
- Повторные визиты
- CTR в поисковой выдаче
- Вовлечение пользователей
- Скорость загрузки сайта
- Дубли страниц
- Микроразметка и т.д.
2. Эффективность работы сайта
SEO-специалист заинтересован в том, чтобы вы зарабатывали деньги. Причина проста - пока он приносит вам деньги, у вас будет чем платить ему и вы будете продолжать сотрудничество.
- Конверсия в заявку/заказы/CPM (если сайт продает рекламу)
- Приоритетные направления
- Маржинальность тематик и другие показатели
Как мы помним любой бизнес основан на желании заработать, т.е. ему нужны деньги:
Отсюда переходим к следующему пункту.
Третье: Определение целей
Исполнитель перед подготовкой стратегии продвижения, должен вместе с вами определить цели работы.
Примеры не правильных целей:
- Увеличить посещаемость сайта
- Увеличить количество просмотра страниц и времени на сайте
- Уменьшить показатель отказов
Пример правильных целей:
- Увеличить посещаемость проекта с поисковых систем до 20 февраля с 200 до не менее, чем 600 уникальных посетителей в сутки
- Повысить конверсию в заказы с 0,78% до 1,8%
- Повысить средний чек с 1100 рублей до 1700 рублей
Ваши цели, должны нести пользу бизнесу, а не иметь эфемерные показатели. Если SEO специалист не готов говорить языком бизнеса, он не способен принести вам достаточной пользы.
Кстати при качественном продвижении, соотношение долей трафика с Яндекса и Google, а также с десктопа и мобильных устройств, должно быть приближено к показателям https://radar.metrika.yandex/ в рамках вашей тематики.
Четвертое: Стратегия
Когда известны цели, исполнитель должен предоставить вам общую стратегию работы - примеры пунктов стратегии
- Увеличить среднюю ежемесячную посещаемость сайта на 1500-2000 при сохранении общих показателей за 4 месяца за счет расширения структуры и обновления контента
- Увеличить средний чек на 400 рублей за счет развития высоко маржинальных направлений и перераспределения конверсионного трафика с информационных страниц на страницы категорий и товаров
- Повысить конверсию на 30% путем сплит-тестирования форм заказа
Такие цели нормальны для SEO-специалиста, т.к. сфера деятельности уже стало комплексной и включает в себя работу и с дизайном, UX/UI, SWOT-анализ и многое другое.
Какие категории работ обязательно должны выполнятся:
- Техническая оптимизация
- Настройка индексации
- Контентная оптимизация
- Ссылочная масса (не покупка и аренда, а естественные ссылки такие как PR размещения, отзывы, гео-сервисы и т.п.)
- Аналитика и юзабилити и т.д.
Пятое: Как работать с исполнителем
- Мотивация - исполнитель должен быть заинтересован в результате, а значит он должен быть заложен в условиях оплаты
- Коммуникации - опишите все способы коммуникации, в рамках которых передается важная информация. Например, все важные запросы, только на почту с указанием ящика; все задачи на разработку, контент и т.п. только в вашем таск-трекере с указанием скорости реакции с обеих сторон и т.д.
- Отчетность - необходимо составить формат отчетности. При этом это не только исполнитель отчитывается перед вами о результатах работы, но и вы даете ему отчет по показателям, чтобы он мог оценивать все влияние и планировать дальнейшие действия.
- Ответственность - важно определить за что отвечает исполнитель и за что вы. Пример, если разработка на вашей стороне и она игнорирует либо задвигает задачи исполнителя, то результат будет плачевным. В таком случае, нельзя ругать SEO-специалиста, что он не выполняет обязательств. Но если все его задачи выполняются, а результата нет, то тогда уже он несет ответственность.
"Не виноватая я, он сам пришел"
Выбирая специалиста по базовым знаниям и его подходу к работе, вы повышаете свои шансы на успех, но есть еще один способ проверить исполнителя - расспросите его о причинах неудач проектов. И если среди них будет хоть одна из ниже представленных причин, то это повод задуматься. Ниже представлены частые причины неудач.
- Сайты-конкуренты.
Поисковая выдача зависит не только от действий вашего подрядчика по продвижению, но и от действий ваших конкурентов. А это значит, что вы можете получить на сайт больше трафика, чем планировалось, или, наоборот, недополучить, разделив его с конкурентами.
Исполнитель должен изучить тематику и конкурентов еще на этапе анализа вашего проекта.
- Постоянное изменение поисковой выдачи и поисковых алгоритмов
SEO-специалист работает в сфере, где постоянно все меняется и одна из особенностей профессии адаптироваться и предугадывать.
Поисковые системы постоянно анализируют сайты, популярные запросы и поведение посетителей. Исходя из этого, они перемешивают выдачу и определяют страницы сайтов, которые наиболее полно и подробно отвечают на запросы посетителей. За последний год в Google произошло примерно 500-600 изменений влияющих на выдачу:
- Изменение спроса в тематике
Спрос — величина постоянно изменяемая. А значит нужно быть готовыми к тому, что трафик на сайт может резко вырасти или снизиться по независящим от SEO-специалистов причинам. Появление или «угасание» трендовых явлений прямо влияет на трафик.
Опытный SEO-специалист умеет понимать трендовые запросы либо запрашивает историю спроса по вашим предложениям.
- Скорость индексации внесенных изменений
Поисковые роботы индексируют изменения на сайте с разной скоростью в зависимости от разных факторов, на многие из них можно влиять - это перелинковка, исправление ошибок и управление индексацией:
- Технические ошибки, которые не видны при первоначальном анализе
Перед началом продвижения не всегда можно заметить серьезные внутренние проблемы на сайте, но в рамках первого аудита ( в течении 5-10 дней) все серьезные ошибки должны быть найдены. Хотя часть из них выявляется в течении месяца-двух.
- Наличие санкций от поисковых систем, которые были получены до начала продвижения
Такие проблемы опытными специалистами находятся в первые же дни (иногда недели) работы над проектом. И если о них сообщают спустя месяцы, то либо у вас неопытный специалист либо он сам создал причины санкций.
- Согласование правок
Часто SEO специалисты говорят, что проблемы связаны с согласованием правок. И тут есть две стороны медали:
1. Исполнитель не может защитить перед клиентом необходимость работ над сайтов либо предлагает их бездумно и не оценивает все риски.
2. Ему попался клиент, который хочет трафик, но не хочет ничего менять на сайте.
Чтобы оценить ситуацию, попросите его описать пример правок, которые он не мог согласовать.