Облигации в приложении: как облегчить выбор массовым инвесторам с помощью UX

Для большинства массовых инвесторов выбор облигаций — это проблема: они оперируют доходностью и не могут полноценно оценить разницу других параметров. Между состоянием «у меня есть деньги, чтобы инвестировать» и решением, какую облигацию купить, — пропасть в виде длинного каталога, из которого как-то нужно сделать выбор. Обычно полуинтуитивно. Мы придумали альтернативное решение.

Облигации в приложении: как облегчить выбор массовым инвесторам с помощью UX

В противовес самостоятельному выбору продуктов из списка — рекомендации. Не очень рисковый и доходный по сравнению с вкладами инструмент, потенциально массовый, получает понятную и удобную упаковку для массовых инвесторов.

В этом кейсе объясняем основные принципы сервиса, который решает проблему выбора облигаций за пользователей, и показываем интерфейсы в дизайн-системе приложения МТС Инвестиции.

Почему каталог не помогает сделать выбор

Даже если в списке есть фильтры и сортировка, это хорошо только для инвесторов, которые умеют делать выбор. Знают, как сравнить два выпуска облигаций по качеству эмитента, какая информация для этого важна, где ее получить и как правильно интерпретировать.

Иногда есть категория «надежность эмитента» или облигации — но обычно не понятно, какие риски за собой эта надежность несет. Подборки «топ облигаций месяца» собираются субъективно и тоже не помогают совершить осознанный выбор.

Конечно, есть сервисы для опытных инвесторов — например, «Доход» или Сbonds: они предлагают настройку десятков параметров, расширенные возможности фильтров и сортировок. Но эти варианты подходят только инвесторам, которые четко могут задать параметры бумаг, в которые хотят инвестировать.

Проблема актуальна для всех инвестиционных сервисов в России, и ее пока никто не решил.

Оценить рекомендацию легче, чем сравнить варианты самостоятельно

Специфика облигаций (в отличие от акций) в том, что лучший вариант всегда можно объективно выбрать: гораздо меньше неизвестных и рисков. Мы придумали сервис, который берет на себя сравнение вариантов и снимает с клиента задачу выбора: он всегда уверен, что ему предложили лучший вариант из имеющихся.

Сервис алгоритмически отсеивает нерелевантные варианты и фокусирует внимание пользователя на том, который наилучшим образом подходит под запрос. Сценарий со списком продуктов и фильтрами не исчезает, но уходит на второй план.

  • Помощь в принятии решения: результат подбора в виде одной облигации, которая наилучшим образом соответствует запросу клиента. В идеальной реализации клиентского опыта покупка облигации выглядит как открытие вклада. Клиент вводит сумму и срок, а сервис предлагает лучшее решение по доходности и надёжности. Когда один вариант априори лучше остальных, выбор не несет пользы и должен быть максимально простым с точки зрения количества действий.
  • Простой калькулятор, где «на лету» меняются варианты в зависимости от предпочтений пользователя. Можно быстро перейти к другому предложению, сообщив сервису, что не так с выбранной облигацией. В логику сервиса мы заложили ментальную модель, когда пользователь с большей вероятностью может сформулировать, что ему не подходит, а не чего он хочет. Сравнение превращается в процесс: сервис предполагает, что могло не понравиться клиенту, и на основе ответа делает другое предложение. Постепенно исключаются категории и из оставшихся предлагаются лучшие по доходности варианты.

Концепция одного экрана решает задачу компактно: внедрение не потребует много ресурсов разработки.

Для реализации решения выбрали приложение «МТС Инвестиции»

  1. Крупный брокер, нейтральный относительно санкций. Велика вероятность, что приложение будет активно развиваться после того, как сервисы большинства участников рынка столкнулись с ограничениями.
  2. Витрина облигаций в приложении реализована на базовом уровне — в виде списка без фильтров. С точки зрения проектирования это значит отсутствие ограничений существующих интерфейсов, многое можно делать творчески свободно.

Механика и интерфейсы: как приложение помогает клиенту подобрать облигацию

Мы не заменили существующее решение, а добавили к нему сервис подбора облигаций. В приложении предусмотрен баннер, по тапу на который пользователь попадает в новый раздел.

Облигации в приложении: как облегчить выбор массовым инвесторам с помощью UX

Первое, что клиент видит в сервисе подбора — экран с предложением конкретной облигации. Это лучшая из имеющихся бумага по стандартным критериям — если клиент хочет вложить 50 тыс. рублей на два года. Онбординг объясняет смыслы конкретных блоков. Это новый сервис с новым подходом — его нужно объяснить клиенту, чтобы он понял, как все работает.

Облигации в приложении: как облегчить выбор массовым инвесторам с помощью UX

В зоне подбора можно назначить любой срок и сумму: под новые значения автоматически подбирается облигация, которая лучше им соответствует. По сроку погашения предлагаются бумаги, близкие к целевому периоду.

Например, если пользователь хочет вложить деньги на два года, ему предложат облигации со сроком погашения в интервале полугода — например, через 1 год и 9 месяцев / 2 года и 3 месяца.

На карточке «Вам подойдет» все блоки кликабельны: по клику можно получить более подробную информацию о бумаге и эмитенте.

  • Надежность: цифровой сервис не перегружает пользователя техническими подробностями расчетов, цель — показать, что оценка основана на реальных данных. Переводит абстрактное понятие надежности в понятные цифры.
  • Доходность: клиент видит полный список облигаций, подходящих под заданные параметры — от более доходных к менее доходным. Легко убедиться, что сервис предложил самый выгодный вариант, и при желании выбрать другой.
  • Карточка «Вы заработаете» объясняет, из чего складывается доход, который рассчитал сервис. Учитывается номинальная стоимость в конце срока размещения, купоны, стоимость покупки, НКД, комиссии и налоги.

Если клиенту не нравится подобранная облигация, он может уточнить — что именно не так: сектор, эмитент, доходность или тип бумаги. По умолчанию в приоритете — самые надежные облигации, но если клиента не устраивает доходность, сервис предлагает облигации средней доходности.

К карточке, которая была предложена изначально, добавляется вторая с тегом, какой фильтр применён при выборе. Выбрать сразу несколько вариантов нельзя — сервис накапливает информацию о предпочтениях пользователя.

Если под фильтры ничего не подходит, сервис предлагает начать заново или перейти к самостоятельному сравнению и выбору облигаций в каталоге.

Сервис подбора облигаций решает проблему алгоритмически

Самое важное — что процесс выбора облигации полностью прозрачен для пользователя. В каждый момент времени он понимает, почему ему предлагают конкретную облигацию.

Пользователь регулирует срок погашения облигации и сумму вложения. Срок погашения сужает список облигаций, из которых выбирается лучшая. Сумма вложения влияет параметр «вы заработаете», так как меняется количество облигаций, на которые хватит денег. Механизм прост — среди облигаций с высокой надежностью мы выбираем самую доходную. «Под капотом» учитывается множество параметров, но для пользователя они не видны, чтобы не усложнять путь.

Например, надежность эмитентов делится на три уровня: высокая, средняя и низкая. В основу оценки легла методика расчета кредитного рейтинга и показателя качества эмитента сервиса Доход. Средняя оценка кредитоспособности эмитента (данные АКРА, эксперт, S&P) дополняется показателем качества эмитента, который рассчитывается на основе анализа финансовых показателей. Такой подход помогает оценить вероятность дефолта эмитента, устойчивость бизнес модели и состояние компании в моменте.

Пользователю сервис предлагает в первую очередь облигации с высокой надежностью: рейтинг от А до ААА, качество от 6 до 10. Обычно доходность по ним не самая высокая — например, сейчас средняя 9,5%. Если ключевой параметр, который не устраивает пользователя, — доходность, сервис перейдет к облигациям средней доходности.

Разработанный в Markswebb сервис выбора облигаций — это простой и инновационный способ решить задачу выбора облигаций. Он может полностью заменить стандартный каталог, а может стать альтернативным инструментом, который существует в приложении рядом с привычным списком. Так инвестиционный сервис может повысить активность пользователей и завоевать лояльность, предложив технически обоснованный заботливый выбор за клиента.

Изучить макеты решения можно у нас в Figma, а также в презентации на Behanсe.

Закажите проектирование в Markswebb. Узнайте, как наша дизайн-команда может проектировать сложные по функциональности продукты в понятном и удобном интерфейсе — на нашем сайте.

1818
4 комментария

есть rusbonds и не надо изобретать велосипед, впрочем, любителям потыкать в смарт и чтобы "красиво иконки летали" сойдет, потом будут говорить что им приложение посоветовало, невиноватые они

Ответить

Французам в XVIII веке не нужен был водород, потому что их первый воздушный шар летал на горящей соломе и шерсти. Дизайнерам 7 лет назад не нужна была фигма, потому что у них был фотошоп и скетч.

Сейчас массовому инвестору не нужны миллионы фильтров, они в любом случае не хотят всем этим заморачиваться, а хотят побыстрее вложиться на всю котлету в ракету.

Данный концепт не претендует на абсолютное решение всех проблем инвесторов. Мы попробовали решить проблему последней мили — когда применив фильтры в мобильном приложении и сократив выбор с 2к бондов до десятка — пользователь все равно оставался с нерешенной задачей, какую из этого десятка похожих облигаций ему выбрать.

Здесь нет человека, который интерпретирует результаты и рекомендует пользователю что-то из своих соображений. Но есть алгоритм, который сравнивает десяток параметров и методом исключения выявляет лучший вариант.

Рыночные риски такое решение, конечно, не сокращает. Но в теории должно нивелировать последствия слепого выбора бонда с самой высокой доходностью.

3
Ответить

Поздно вы ракету запускаете. Карасин выдохся.

Ответить

УУУУУХ

Ответить