«Кина не будет»? Спасут ли российские фильмы и параллельный импорт кинотеатры от закрытия
Индустрии кинотеатров в России в последнее время приходится очень непросто. Сначала коронавирус с его ограничениями, только выдохнули от ковидных ограничений — западные компании отказались от проката своих фильмов в России. Наметилась надежда на параллельный импорт (и уже нашлись весьма оригинальные его способы)... а тут заболеваемость коронавирусом снова растет! Сможет ли индустрия выстоять или о свиданиях в кинотеатрах придется забыть? Разбираемся.
70% кинотеатров закроются к осени?
По мнению экспертов, опрошенных ТАСС, к осени число закрытых кинотеатров может достигнуть 70%. И если в начале года такой прогноз показался бы абсолютно нереалистичным, то к августу 2022 года он кажется хоть и пессимистичным, но, к сожалению, достижимым. В пользу него говорят факты. Некоторые сети закрывают часть своих кинотеатров, как, например, кинозалы сети «Синема Парк/Формула Кино» в московских торговых центрах «Ладога» и «Глобал сити», а некоторые — приостанавливают деятельность части залов, как это сделала сеть «Каро». Есть и пример ухода с российского рынка целой сети кинотеатров, как это случилось с IMAX. Кроме этого, из-за низкой посещаемости, кинотеатры временно закрывают часть своих залов в будни, открывая их в выходные соответственно росту спроса.
Такая ситуация сложилась из-за остановки проката фильмов западных компаний, таких как Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount. Ограничения коснулись и ранее анонсированных блокбастеров, на которые очень рассчитывали кинотеатры.
Неутешительная статистика
По данным аналитиков CloudPayments (сервис входит в группу Cloud), в июне-июле 2022 года по сравнению с соответствующим периодом января-февраля в начале года (до начала СВО), онлайн-спрос на билеты в кинотеатры снизился на 34%. При этом онлайн-транзакций стало меньше на 28%, а средняя стоимость покупки снизилась на 6% до 523 рублей.
Важно отметить, что максимальное снижение спроса наблюдалось в марте-апреле 2022 года, когда онлайн-спрос на билеты в кинотеатры снизился на 48% по сравнению с началом года.Похоже, усилия кинотеатров по исправлению ситуации, такие как маркетинговые акции, а также показ хитов прошлых лет, все же возымели действие. Пришли на помощь и новинки отечественного кино, среди которых военная драма «Первый Оскар», мультфильм «Финник», комедия «Мой папа — вождь», драма «Одна», триллер «Одержимая».
Как организовать параллельный импорт голливудских блокбастеров?
После того, как Ассоциация владельцев кинотеатров сообщила о том, что Disney и Sony хотят вернуться в российский кинопрокат с помощью параллельного импорта, разгорелась дискуссия о том, а как вообще этот параллельный импорт может быть реализован.
Некоторые кинотеатры пошли по пути наименьшего сопротивления, показывая зрителям в своих залах зарубежные блокбастеры без согласия правообладателя. Так поступили, например, в Томске, показав на широком экране премьеры «Бэтмена» и «Доктора Стрэнджа». При этом сослались на неких сторонних арендаторов, которые якобы отвечали за показы. Такая схема в духе «лихих 90-х», безусловно, способствует заполняемости залов в текущий момент, но может в будущем серьезно испортить отношения с правообладателями. Поэтому широкое применение подобной схемы вряд ли оправдано.
Оригинальный способ параллельного импорта предложила рынку объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино», запустив новую услугу кинопродукт, объединив в один пакет российские и зарубежные фильмы. Так, с 1 августа предложен пакет, содержащий мультфильмы «Кощей. Начало» российского производства и «Миньоны: Грювитация» от Universal Pictures. Такая мера, по словам гендиректора киносети Алексея Васятина, должна поспособствовать продвижению российских лент, так как они, во-первых, намерены делиться доходами с российскими прокатчиками, во-вторых, планируют таким образом привлечь внимание Минкульта к изменению законодательства для облегчения параллельного импорта голливудских фильмов. Интересно, что проект закончился, так и не начавшись: в день запуска компания объявила об отмене услуги по причине того, что ее не согласовал Совет директоров из-за неприемлемости нарушения авторских прав.
И все же, как организовать параллельный импорт? Пойти тут можно двумя путями.
Первый озвучил член Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев: он предлагает законодательно снять ответственность (сейчас за это полагается как административная, так и уголовная) с кинотеатров за прокат зарубежных фильмов без согласия правообладателей.
Но, как мы уже писали выше, подобный подход гарантированно разрушит отношения с западными поставщиками фильмов, что может стать серьезной проблемой в будущем.
Второй путь предложил депутат Госдумы Султан Хамзаев. В этом случае показ также не будут согласовывать с западными компаниями, но предложат последним возможность получить отчисления за прокат их фильмов в России, направив России соответствующие счета.
Подобный подход позволит кинотеатрам расширить ассортимент и сохранить прибыль, а также даст возможность сохранить отношения с иностранными прокатчиками. Скорее всего похожие схемы могут показаться интересными западным компаниям.
Но станет ли параллельный импорт полноценным спасением кинотеатров? Вряд ли все так радужно. Дело в том, что ни одна из вышеприведенных схем не гарантирует полноценного возврата маркетинговых бюджетов западных компаний на рекламу блокбастеров, а именно она обеспечивала активное заполнение залов. Тем более, что офлайновым кинотеатрам активно наступают на пятки онлайн-площадки, показывающие большое количество новинок по подписке с возможностью просмотра из любой удобной локации (дома, в поездке, в отпуске и т.д.). А значит, одного параллельного импорта кинотеатрам не достаточно. Кинотеатрам самим придется продумать стратегию массового продвижения новинок кино для заполняемости залов. Большая надежда также на усилия отечественных кинопроизводителей и кинопрокатчиков: от повышения количества и качества отечественных новинок до активного их продвижения.
И, может, закрытие до 70% кинотеатров — слишком пессимистичный прогноз, но и полное возвращение прибылей кинотеатров, характерных до 24 февраля этого года, вряд ли возможно в ближайшее время. Работа предстоит большая и сложная.