На Кудыкину гору доставлять помидоры: как изменилась культура доставки в России

Доставка продуктов и товаров на дом стала неотъемлемой частью нашей жизни — сейчас это привычный способ совершения покупок. Разбираемся, как развивается отрасль, и как изменилась привычка заказывать курьерскую доставку.

Изображение CloudPayments
Изображение CloudPayments

Как изменилась сфера за последние годы

Рынок доставки существенно трансформировался в последнее время, и во многом это развитие подстегнула пандемия: люди стали активнее переходить на онлайн-шоппинг, и это стало позитивной привычкой, которая изменила культуру покупок.

Кроме того, доставка стала доступнее. Если еще пару лет назад она обычно была ограничена чертой города, то сейчас компании готовы доставлять заказы в сельскую местность, а иногда и в более неожиданные места — в парки, на пляжи, к поездам. Кроме того, расширяется и география: если раньше курьерская доставка считалась привилегией крупных городов, но сейчас она стала частью сервиса и в регионах.

Но рынок растет не только благодаря тому, что покупатели переходят на онлайн-покупки и пользуются ими даже во время отдыха, отпусков и поездок, но также и благодаря развитию сервисов и компаний. Например, крупные ритейлеры предпочитают развивать собственную доставку, при том что раньше они чаще прибегали к помощи внешних курьерских служб. А службы такси, например, теперь не только довозят пассажиров, но еще и готовы доставить товары из точки А до точки B.

Доставка перебралась за город

То, что россияне чаще пользуются доставкой, подтверждают и данные аналитиков CloudPayments (сервис входит в группу Cloud): в мае-июле 2022 года по сравнению с маем-июлем 2021 года онлайн-оборот в этой категории вырос на 62%.

Кроме того, россияне активно используют новые возможности доставки: в мае-июле 2022 года по сравнению с соответствующим периодом начала года онлайн-продажи продуктов и товаров первой необходимости с доставкой выросли на 26%. Количество транзакций увеличилось на 21%, а средняя сумма онлайн-покупки составила 2 507 рублей. Чаще доставку стали заказывать за город, в лидерах — Московская и Ленинградская области, Краснодарский край.

Данные CloudPayments
Данные CloudPayments

Как благодарят курьеров

В пандемийном 2020 году курьеры по уровню героизма уступали лишь врачам из «красной зоны» и стали народными героями. Тогда они были единственным связующим звеном между людьми, запертыми в квартирах на самоизоляции, и внешним миром. Это сильно поменяло отношение к работе курьеров, а спрос в России на них вырос в 8 раз, при этом в крупных городах — до 26 раз. Вместе с тем выросла и заработная плата в этой профессии: во многих городах она превышает среднюю по региону.

Рублем курьеров поддерживают и благодарные клиенты: аналитики CloudTips (сервис также входит в группу Cloud) выяснили, что в мае-июле по сравнению с началом года сумма онлайн-чаевых курьерам выросла на 15% до 130 рублей.

Не скупятся клиенты и на добрые слова. Например, в комментариях к переводам пишут благодарности за хороший навык ориентироваться на местности, преодолевать посты охраны и шлагбаумы. Отдельная категория клиентов — любители котов — особенно благодарят курьеров в комментариях за помощь с удовлетворением потребностей питомцев. А некоторые, наоборот, извиняются за поведение питомцев. Иногда в комментариях к переводам, курьеров поздравляют с днем рождения в стихах, а также находят и благодарят единомышленников в музыкальных предпочтениях чаевыми. Комментариев настолько много, и порой встречаются очень необычные, что мы посвятили этому отдельную статью.

77
4 комментария

Интересно, а почему до сих пор нет супергеройской доставки? Типа плащ такой, и СМС клиенту: «Ваш заказ везёт СуперАртем»

1
Ответить

Этому городу нужен новый герой!

1
Ответить