Кто жарит кофе для Stars Coffee?
Как у московских обжарщиков появился шанс понравится любителям кофе из Starbucks. Какие риски и пиар-возможности для обжарщиков кофе в связи с обжаркой для Stars Coffee.
Самый интересный для меня (как кофейного маркетолога и блогера) вопрос в истории с покупкой активов Starbucks – где новые владельцы будут брать кофе для сети. В новостях об открытии первой кофейни Stars Coffee были упоминания о более мягкой обжарке зерен, но самого поставщика крупные паблики почему-то решили не упоминать или посчитали ненужным уточнять.
У профессионалов, отвечавших за разработку кофейного меню для Stars Coffee, я в первую очередь спросила, какой кофе они выбрали и кто его жарит. И это оказалась арабика из Бразилии для эспрессо и Эфиопии для фильтра от московских обжарщиков Submarine. Они широко известны на рынке спешелти кофе, недавно сделали ребрендинг с имени Roasting Brew.
Основной кофе темной обжарки сделали на грани выхода кофейных масел из зерен — это первый крэк и долгое развитие зерна при обжарке. Получилась хорошая тактильность у кофе, а во вкусе темный шоколад, грильяж, темный изюм. Было много дегустаций для фокус-групп, где в итоге остановились на кофе, который и варим .
Я знакома с основателем "Субмарины" Романом Хомченко. Он ответил на мои вопросы об особенностях выбора кофе, нюансам темной и светлой обжарки – интервью можно прочитать в кофейном блоге Кофенация. А здесь мои вопросы к Роме по маркетинговой составляющей этого решения.
– Рома, вы стали жарить кофе для сети Stars Coffee. Будете ли пиарить эту историю?
– Мы уже далеко не в первый раз выполняем технологическую услугу. Открывали целые производства, от инженерного проекта на бумаге до готовой упаковки кофе. Еще чаще делаем для многих компаний построение профилей, подбор зерна, разработку ассортиментной матрицы или бленда, этакий «продукт под ключ» – от первого контракта на зеленое зерно до приготовленного напитка в чашке. Поэтому как-то особо выделять эту историю и придавать ей дополнительную огласку мы не планировали.
– Ты сказал, что вы не планируете в вашу розничную линейку добавлять «кофе как в Stars». А почувствовали ли приток новых покупателей – тех же оптовых – в Submarine, в связи с упоминанием вас как обжарщиков?
– Думаю, та аудитория, которая привыкла и любит пить светлый фильтр-кофе, и так нас знает. Любителям исключительно темнообжаренного кофе, думаю, мы не будем интересны или не понравимся.
Старбакс в России импортировал кофе для сети, для продажи на полках и в маркетплейсах. На тех пачках Starbucks, которые я видела в России, указывалось место производства – Португалия или Великобритания. Состав фирменных блендов Старбакс не всегда раскрывал.
В кофейнях Starbucks можно было найти кофе, выращенный в Эфиопии, Колумбии, Гватемале, Кении, Индонезии. Старбакс придерживается собственной классификации степеней обжарки: dark, medium и blonde. Общепринятой системы уровня обжарки в кофейной индустрии нет, группировка кофе по разным степеням обжарки – это всегда дело фантазии, маркетинга и воли обжарщиков.
– Мне кажется, что стать поставщиком Stars Coffee — это крутой шаг для компании. Но есть риски и сложности: стабильность поставок лота, стабильность обжарки, готовность производства жарить большие объемы, ассоциация бренда с темной обжаркой… Расскажи, как вы готовитесь к переменам, как оцениваете риски?
– На самом деле мы сейчас делаем все возможное для стабильности логистических поставок зеленого зерна. Наверное, это единственное, что зависит в данный момент не только от нас. В остальном все гораздо проще и понятнее.
У нас уже достаточно большие производственные мощности, которые мы планировали наращивать и вне зависимости от каких-либо проектов. Помимо ростеров, мы автоматизируем и другие этапы производства. Например, мы заказали много различного оборудования: еще больше пневмо-загрузчиков, азотную станцию, автоматический этикетировщик, дрип-линию. Думаем построить еще один корпус для цеха и склада.
По поводу ассоциаций или конкуренции – конечно, мы разделяем для себя очень точно. Submarine – это наша любовь и самовыражение. Это то, каким мы видим кофе, который хотели бы сами пить повсеместно. Но как технологи, мы понимаем, что есть различные задачи, востребованность и вкусовые предпочтения.
Приведу пример. Одним из последних проектов, в которым мы участвовали, так же подбирая зерно и профили обжарки, было производство лимонадов Wild Soda. С ними у нас коллаборация по кофейной линейке летних напитков. Кофе для них варится вместе с другими ингредиентами перед газацией и розливом, и это влияет на особенности обжаривания и составления бленда. Для нас такие проекты – скорее возможность реализовать все свои навыки. Здесь вопрос не только в том, насколько свежее и безупречное зеленое зерно ты сам выбрал в стране происхождения, но и как ты умеешь решать задачи по стабильности производства, экстрактивности кофе, автоматизации. Это как минимум интересно и всегда учит новому, развивает нас.
Кофе Starbucks в зернах и молотый пока можно найти в продаже на Я.Маркете и Озон. Например, пачку зерна Старбакс «моносорт из Колумбии средней обжарки» весом 200 г можно было купить 25 августа за 519 рублей на ozon.ru. Дата обжарки не указана.
В качестве условных аналогов для сравнения цен приведу примеры (и с призывом поклонников Starbucks попробовать свежеобжаренное зерно российских производителей):
Колумбия Эксельсо темной обжарки, 150 г – 410 руб., Torrefacto
- Колумбия Ла Паз обжарки для эспрессо, 200 г – 490 руб., Субмарина
- Колумбия Дулима обжарки для эспрессо, 250 г – 499 руб., Tasty Coffee