Кто такие продуктовые аналитики, data driven менеджеры и где между ними граница?

Кто такие продуктовые аналитики, data driven менеджеры и где между ними граница?

В IT профессиях каждый год появляются новые ответвления и тренды. Пока закапываешься в свой проект с головой, можно упустить что-то важное и остаться на обочине. В этом материале поразбираемся со свежими терминами, а именно, кто такие продуктовые аналитики, data driven продакт-менеджеры и где между ними граница.

Будучи в прошлом руководителем больших команд в Тинькофф, Яндексе и Сбере, я заметил, что аналитики стремятся лучше разбираться в продукте, и быть не просто исполнителями, а принимать продуктовые решения. В то же время продакт-менеджеры стремятся принимать решения на основе цифр, метрик и экспериментов, становясь более аналитичными. Таких менеджеров обычно называют data driven продакт-менеджеры.

Я решил поспрашивать знакомых продактов и аналитиков из разных компаний, и обобщить информацию, а также сделать опрос, чтобы узнать, насколько мои выводы валидны для большой выборки.

Также буду рад превратить тему в дискуссию и обмен опытом. Приходите в комментарии с вашими дополнениями, наблюдениями и замечаниями.

Эксперты

Давайте познакомимся с экспертами, с которыми я пообщался:

Андрей Менде — продакт-менеджер Booking.com. Телеграм-канал Андрея

Аня Подображных — продакт-менеджер Авито. Канал Ани

Георгий Фандеев — лид аналитики Авито. Хабр Георгия

Алексей Ярыгин — экс лид продуктовой аналитики Тинькофф

Также я сам выступил экспертом и обобщил ответы.

Где можно найти продуктовых аналитиков и как их узнать

Профессия продуктового аналитика существует в компаниях с развитой продуктовой культурой. Не везде есть деление по должности. Но сами аналитики считают себя продуктовыми, если они работают с онлайн-продуктами, и имеют возможность влиять на продуктовые решения.

Кто такие data driven продакт-менеджеры

Данное направление не является под-профессией, а скорее требованием к продакт-менеджерам. Во всех компаниях с развитой продуктовой культурой нанимающие менеджеры хотят, чтобы кандидаты начиная с middle уровня были data driven. Устраваясь на работу в Google или Авито, вы наверняка должны будете пройти секцию по аналитике или решить аналитический кейс.

Как стать продуктовым аналитиком

Разница по скиллам между продуктовыми аналитиками и data аналитиками небольшая. Достаточно изучить базовые продуктовые скиллы и фреймворки, такие как приоритизация, jtbd, продуктовое видение а затем попасть в компанию, где выстроена продуктовая культура, и есть возможность участия в продуктовых решениях, поиске и проверке гипотез. То, чему гораздо сложнее научиться — это математика, теорвер и матстат.

Как стать data driven продакт-менеджером

Если вы уже работаете продакт-менеджером, то развивать работу с метриками, SQL, экспериментирование и построение моделей. Но это вам не поможет, если вы работаете в компании, где не ведется учет метрик, не хранятся данные, и нет валидных a/b тестов. Человека, кто реально делал a/b-тест, от человека, кто знает, как его делать только в теории, легко отличить на интервью.

Что читают, на какие курсы и конференции ходят продуктовые аналитики

Что читают, на какие курсы и конференции ходят data driven продакт-менеджеры

Примеры компаний в России, где можно встретить data driven продакт-менеджеров и продуктовых аналитиков

  • Яндекс
  • Авито
  • Ozon
  • Тинькофф
  • VK
  • Сбер
  • МТС
  • Альфа банк

Как взаимодействуют аналитики и продакт-менеджеры

В идеальной модели взаимодействия аналитик сопровождает продуктовый запуск на всех его этапах.

  • Поиск гипотез
  • Выбор метрик
  • Инфраструктура
  • A/B тесты
  • Интерпретация

На что обратить внимание продакт-менеджерам:

1) Не стоит использовать аналитика только для monkey job — заказывать отчеты, выгружать сегменты и прочие рутинные задачи по работе с данными. Функции продуктового аналитика намного шире, и включают участие в принятии продуктовых решений.

2) Умение сделать SQL запрос полезно, но если все менеджеры имеют доступ к хранилищу, это приводит к неконтролируемому росту нагрузок и проблемам с утечками данных. Кроме того, без знания математики, и структуры данных, есть большой риск неверной интерпретации результатов.

Что по зарплатам

И продуктовые аналитики, и data driven продакт-менеджеры, как правило имеют уровень middle и выше. Но бывают и исключения, когда они растут, начиная с junior уровня. Также эти роли выделяются чаще всего в больших компаниях с развитой продуктовой культурой и процессами. Зарплатные вилки (гросс) для миддлов начинаются от 150 тыс рублей в мес и доходят до 350 тыс, в зависимости от ценности сотрудника и направления, за которое он отвечает. Этот доход обычно состоит из оклада и бонусов.

Есть несколько больших исследований зарплат продакт-менеджеров и аналитиков, например:

Востребованность data driven продакт-менеджеров на рынке

Согласно исследованию Productstar и HH в 2021 году было опубликовано около 20 тыс вакансий продакт-менеджеров. Ежегодный рост составляет около 15%.

Судя по данным опроса более чем 200 продакт-менеджеров, который я провел в моем канале, только 64% используют в работе метрики и 37% проводят a/b тесты, остальные полагаются на помощь аналитиков и интуицию.

Кто такие продуктовые аналитики, data driven менеджеры и где между ними граница?

Востребованность продуктовых аналитиков на рынке

На данный момент вакансий продуктовых аналитиков на HH около 200 (если искать только в названии вакансии) — в разы меньше, чем аналитиков в целом и продакт-менеджеров. Это говорит о том, что профессия пока новая. Но если искать не только в названии, но в тексте вакансий, то таких вакансий уже больше 7000. Значит от аналитиков очень часто требуется глубокое погружение в продукт, хотя в должности это не отражается.

55
3 комментария

Роман,Благодарю!
Прекрасная Статья 👍👏🏼

Rodina, Благодарю!
Прекрасный фейк! 👍👏

1