Можно ли считать робопиццерию инновацией: Фёдор Овчинников из «Додо пиццы» спорит с инвестором Zume Дмитрием Гришиным
Новые технологии против уже работающей сети пиццерий.
В начале ноября 2018 года американская компания Zume Pizza привлекла $375 млн инвестиций от японской SoftBank и получила оценку более чем в $2 млрд. Zume — это пиццерия, в которой рутинными задачами по готовке занимается робот. Кроме того, компания разработала технологию для выпекания пиццы в пути с помощью печей с дистанционным управлением.
Один из инвесторов Zume — основатель фонда Grishin Robotics и председатель совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. Он рассказывал vc.ru, что видит большой потенциал в разработках компании: по его словам, роботы позволят избавиться от консервантов и доставлять пиццу за пять минут после готовки.
Во-первых, вам привозят пиццу не ту, которая была испечена 30-40 минут или час назад, а её запекли за пять минут до этого.
Во-вторых, пицца получается более здоровой, так как больше не нужно добавлять консерванты, которые добавляют сейчас, чтобы сохранить вкус как можно дольше на время доставки.
Пицца получается быстрее, дешевле и более здоровой. Если получится, то это будет крупнейшая революция в сфере еды, которая случалась.
Мнение Фёдора Овчинникова
Основатель «Додо пиццы» Фёдор Овчинников публично выразил сомнения в модели Zume. По его мнению, в робопиццерии нет ничего инновационного, а одна только технология не означает, что заведение общественного питания станет успешным.
Я уверен, что в Zumе Pizza работают крутые инженеры и у меня нет сомнений, что у компании есть уникальные изобретения, но меня удивляет оценка инвесторами компании. Как человек достаточно глубоко погруженный в тему, решил поделиться своими мыслями о разных путях развития инноваций в индустрии общественного питания.
Вот, что говорит один из инвесторов Zume Pizza Дмитрий Гришин по поводу технологии: «Вместо доставки за полчаса у ресторанов будет доставка за пять минут».
Интересно, что такие заявления звучат очень убедительно для тех, кто не в теме. Но давайте погрузимся в детали. Если пицца готовится в машине, это не означает, что клиент ее получит за пять минут. Для того, чтобы получить пиццу за пять минут, машина должна курсировать рядом с домом.
Сколько нужно специальных машин, чтобы обеспечить спрос в час пик, ведь все люди хотят есть пиццу одновременно? Какой CAPEX и OPEX будет у пиццерии, если ей придется покупать и обслуживать не одну печь на центральной кухне, а десяток печей на колесах?
Все эти вопросы не кажутся праздными и мелкими тем, кто управлял хотя бы одной маленькой пиццерией.
Интересно, что из отзывов со страницы Zumo Pizza в Google Maps можно понять, что пицца не всегда доставляется даже за 30-40 минут:
«Мы с мужем очень хотели заказать здесь пиццу, но больше никогда не будем это делать. Доставка заняла час и десять минут, а водитель приехал к чужому дому»
«Мы ждали пиццу 3,5 часа. У них кончился тот вариант, который мы выбрали, а компьютер сошёл с ума и не смог выполнить заказ. Мы уже заплатили и не хотели оформлять заказ заново, поэтому пришлось несколько раз позвонить в поддержку и потратить 30-35 минут на решение проблемы».
Да, технология еще «сырая», требует доработки и, конечно, инвестиций. Но самое главное, кажется, что у Zume Pizza есть технологии, но нет работающей бизнес-модели, а технологии сами по себе не играют ключевого значения для успеха в общественном питании.
Технологии могут быть важной частью продукта, но успех определяют все же не они, а как все это огромное количество составляющих собрано вместе — меню, формат, позиционирование, производство.
Это как в потребительской электронике. Сами по себе микропроцессоры не определяют успех iPhone. Успех определяет то, как все это собрано в один продукт — от дизайна до программного обеспечения и бренда.
Конечно, Zume Pizza может стать в будущем производителем роботов для пиццерий, а пиццерии уже сами найдут работающую бизнес-модель. Но это не история на миллиарды долларов.
Apple круче, чем производитель микрочипов. Как только технология будет обкатана, сразу же появятся конкуренты — другие производители роботов (овощерезка когда-то тоже казалась инновацией).
Если же все-таки Zume Pizza найдет прорывную бизнес-модель как пиццерия и начнет строить собственную глобальную сеть, на это уйдут годы, ведь масштабирование в реальном мире, строительство реальных объектов, занимает гораздо больше времени, чем рост в интернете, а за это время конкуренты скопируют модель Zume и лишать ее уникальности.
Но пока Zume Pizza не создали прорывной формат. С точки зрения реального бизнеса Zume Pizza сегодня — это одна пиццерия в Маунтин-Вью рядом с Сан-Франциско с высокими ценами, совершенно обычным меню, и, уверен, классной пиццей. Кажется, что инженеры решили переизобрести пиццерию, но для этого надо понимать не только технологии, нужно в первую очередь чувствовать потребительский рынок.
Ответ Дмитрия Гришина
Позже Гришин ответил Овчинникову в комментариях. По его словам, основная идея Zume — в уменьшении постоянно растущих затрат на работу пиццерий.
Главная проблема индустрии быстрого питания в развитых странах в том, что затраты растут быстрее, чем выручка. Причем в будущем тенденция только усилится.
В ближайшие 10 лет цена пиццы вырастет намного меньше, чем аренда и средняя зарплата сотрудников.
Один из самых простых способов уменьшить свои затраты — это закупать менее качественные ингредиенты, что сейчас часто и происходит. Другая тенденция — это уменьшение среднего размера пиццерии и большая переориентация на доставку.
Эффективное использование новых ИТ-технологий и повышение роботизации при производстве и логистике позволяет сделать бизнес пиццерий более эффективным и дает возможность закупать более качественные ингредиенты, с меньшим содержанием консервантов.
На это Овчинников сказал, что расходы — это не самая большая проблема, о которой нужно заботиться пиццериям.
Расходы важны, но это не главное, что определяет юнит-экономику пиццерии. Больше всего на юнит-экономику влияет выручка, а выручка зависит от очень многих факторов, и не все они так очевидны как, например, цена на пиццу — широта меню, бренд, способность производства выполнить много заказов в очень ограниченный отрезок времени (люди хотят есть в одно время), правильная локация, сам продукт, его уникальность, промо-маркетинг.
В этом бизнесе очень много деталей. Оборудование — одна лишь часть, при чем не самая главная, подчиненная часть, большой цепочки, где есть потребительский бренд, формат, продукт.