Как подготовиться к созданию эффективной презентации? Часть 1
Как избежать того, что ваша презентация будет скучной, перегруженной и бессмысленной.
В этой статье я ответила на 3 вопроса:
Почему так много скучных презентаций?
Вы когда-нибудь видели некрасивые, перегруженные текстом презентации? И спикера, который выступает без следа харизмы? Одна из причин, почему такое происходит — отсутствие ответа на вопрос «Зачем мне делать презентацию и выступать с ней хорошо?».
Когда я работаю с предпринимателями, ответ получаю быстро:
- чтобы найти инвестора с 10 миллионами рублей
- чтобы заключить прямой контракт на поставку
- чтобы найти новых партнеров на бесплатном мероприятии и т.д.
Но когда я задаю такой же вопрос сотрудникам компаний, они говорят так:
- потому что нужно сдать отчет на месяц
- потому что я должна выступить на отраслевой конференции
- потому что моя задача — держать клиента в курсе того, как идет проект и т.д.
Какие презентации создаются в таких случаях? Неинтересные, перегруженные, как часто говорят мои заказчики, «бессмысленные». С такой мотивацией ничего хорошего не создать.
Поэтому первый шаг, который я рекомендую, — это найти вашу личную мотивацию в создании презентаций.
Как найти личную мотивацию?
Для этого нужно ответить на вопрос «Зачем я выступаю с презентацией?» или «Зачем я создаю презентацию?».
Обычно все начинают так:
- чтобы рассказать о том, что наш отдел достиг KPI на квартал
- чтобы описать научную ценность моей работы
- чтобы поделиться результатами моего проекта и т.д.
Заметьте: все «чтобы» содержат глаголы со смыслом «отдать»: рассказать, описать, поделиться, информировать, предложить и т.д.
Но где же ваш интерес? Его нет.
Поэтому я прошу порассуждать, какой результат вы получите, если презентация будет успешной. Этот результат должен быть важным лично для вас, а не для проекта, руководителя или населения Земли. Найдите свой эгоистичный интерес.
Тогда мы приходим к следующему:
- если я займу 1 место на конференции, то получу диплом, приложу его к портфолио, и через полгода мне повысят грейд
- если шеф увидит мое стремление вырасти в руководителя, он начнет делегировать мне интересные задачи, и надеюсь, что через 1 год я стану его замом
- если инвестор захочет зайти в мой стартап, то с его деньгами и связями мы продадим компанию в 100 раз дороже. Я реализуюсь как стартапер и будут доволен (хотя бы какое-то время 🙂)
Так или иначе все находки, которые я обнаруживаю, связаны с деньгами, влиянием или налаживанием отношений с другими людьми. Это 3 базовых интереса.
Что делать, когда вы нашли личную мотивацию?
По большому счету, самый важный вопрос решен. Когда вы видите свой личный интерес, хочется вкладываться.
Дальше я рекомендую найти ответы еще на 3 вопроса:
Вопрос 1. Кто зритель вашей презентации и может ли он дать вам то, что нужно?
Я работала с молодыми предпринимателями на конкурсе, где победитель мог получить до полумиллиона рублей безвозмездно на развитие компании. Одному участнику я задала вопрос: «Сколько денег вам нужно сейчас?». Он ответил: «Миллион двести.». Получается, никакая презентация на этом конкурсе его задачу не решит.
Правило простое: хотите что-то получить — идите к тем, у кого это есть. Как в жизни 🙂
Вопрос 2. В чем нужно убедить зрителей, чтобы получить результат?
Какая мысль должна возникнуть в голове у зрителя, чтобы он дал вам то, что вы хотите? Сформулируйте её. Например: «этого сотрудника стоит премировать», «инвестировать в этот стартап для меня выгодно», «команда делает хороший проект, хочу чтобы они сегодня победили».
Вопрос 3. Так о чем рассказывать в презентации?
Посмотрите на мысль из предыдущего пункта. Чтобы инвестор подумал: «хочу инвестировать, потому что это выгодно», — нужно рассказать о его выгоде, а не о том, какой у вас классный интерфейс. Чтобы эксперт подумал: «хочу чтобы этот проект победил», нужно затронуть какие-то струны его души. С этим работать сложнее, но обычно это достигается, например, эмоциональным рассказом о том, как хорошо проект прошел в прошлом году. А вот на смете проекта надолго можно не останавливаться.
Чек-лист. Как понять, что вы готовы создавать эффективную презентацию?
- ✅ Вы сформулировали личный интерес в успехе презентации, и чувствуете появление мотивации.
- ✅ Вы знаете, кто ваш целевой зритель. Вы уверены, что у него есть то, что вам нужно.
- ✅ Вы понимаете, какая мысль должна появиться в голове у зрителя, чтобы он дал вам результат.
- ✅ Вы знаете, о чем нужно рассказать, чтобы эта мысль возникла у зрителя.
С подготовкой всё. Дальше — структура, оформление, репетиция. Об этом напишу в следующих статьях.
Я считаю, что только личный интерес дает нужную мотивацию. А у вас какое мнение? Поделитесь в комментариях.