Как запускать стартап во время спецоперации?
Запуск бизнеса — всегда тяжело. А как насчет запуска бизнеса, когда страна объявляет [спецоперацию] и частичную мобилизацию? Бонус: ваша ЦА — удаленщики.
Все было хорошо
Небольшая предыстория. В августе 2021 года родилась идея сделать приложение по поиску, бронированию и оплате коворкингов. Тогда же протестировали спрос, собрали команду и начали создавать Take A Place. Подробнее о пути от идеи до выхода на рынок мы писали в этой статье.
К середине февраля сервис с начальным функционалом разработали, рекламу в Яндексе, Google и Facebook* настроили. Планировали запускаться 1 марта. Все было хорошо…
А потом началась [спецоперация]
После новостей команде понадобилось около двух недель, чтобы стабилизироваться. Нам помогали встречи с коллегами, замедленность в работе и поддержка от начальства.
Из-за событий решили отложить запуск приложения до 1 апреля
Причины две:
- Первое время после объявления [спецоперации] людям было не до коворкингов
- Команде понадобилось время, чтобы вернуться в продуктивное русло
Но не только общее ментальное состояние играло против нас. Из России начали уходить бренды и сервисы. Напомним, мы настроили рекламу в Google, Facebook* и Instagram*. Оставалось только положить деньги на аккаунты и можно было включать рекламу.
Но 4 марта из РФ ушел Google Ads, а 5 марта — Instagram* и Facebook*.
Поэтому мы пересмотрели маркетинговую стратегию: добавили кампаний в Яндекс, настроили с нуля рекламу ВКонтакте. Остальная команда тоже занималась делом и «допиливала» приложение.
* Instagram и Facebook — запрещены на территории РФ и принадлежат компании Meta, которую признали экстремистской на территории РФ
Все-таки мы запустились
В последние дни марта разработчики выложили последнюю версию приложения в AppStore и Google Play. А утром 1 апреля начали работать Яндекс.Директ и ВК Реклама.
Мы не хотели сразу захватить рынок и влить миллионы в рекламу. Наша задача — получить небольшой трафик, чтобы протестировать работу системы и оптимизировать маркетинговые каналы.
Поэтому команда радовалась первым скачиваниям и первым клиентам, анализировала их поведение в UXCam’е и искала баги в приложении.
Мы проделали большую работу, впереди предстояло сделать еще больше.
Звучит как заключение, но это только половина статьи. Продолжаем 👇
Побочная преграда — сезонность
К середине июня все было прекрасно:
- Команда продукта за 2 месяца выявила слабые места в сервисе и передизайнила половину приложения
- Разработка находила баги и оперативно их исправляла, параллельно оптимизируя работу системы
- Маркетологи совершенствовали имеющиеся маркетинговые каналы и тестировали новые
Мы обязательно напишем о каждом из процессов отдельную статью, но пока вернемся к теме
1500+
Но с конца июня скачивания стали снижаться, а брони упали на 70%.
Причина? Тот самый «Не сезон».
Обратились к классикам, решили, что «Время лечит» и сконцентрировались на дополнительных функциях приложения. За два месяца сделали абонементы, скидки, промокоды, отзывы, опрос о причине отмены брони, собрали и добавили больше информации о коворкингах
Довольные работой ждали возвращения людей в коворкинги.
Все было хорошо [2]
С середины августа количество установок и заказов увеличивалось. В цифрах, по сравнению с летним периодом:
на 30%
выросли установки приложения
в 4 раза
выросло число заказов в день
Команда рады, клиенты рады. Кажется, мы приблизились к тому идеальному сценарию, который рисовали в голове перед запуском.
А потом началась частичная мобилизация
В первую неделю после 21 сентября не было заказов. Вообще. Команда «переваривала» новость примерно столько же, параллельно перекраивая планы на жизнь.
С начала октября бронирования возобновились, чаще их оставляли девушки. Но из-за просадки рынка достичь прежних объемов не удавалось.
В октябре мы остановили расходы на маркетинг и стали думать.
Что дальше?
Мы создали сервис по поиску, бронированию и оплате коворкингов Take A Place, который по функционалу лучше зарубежных аналогов.
Поэтому решили выходить на новые страны с готовым приложением
Сейчас наша команда находится на этапе анализа рынка, стран, конкурентов. Также мы постепенно привлекаем seed-раунд инвестиций для масштабирования и поиска Product Market Fit.
В России приложение Take A Place продолжает работать. Несмотря на остановку рекламных кампаний в Яндексе и ВК, из-за органического роста к нам продолжают приходить новые клиенты. А старые пользователи приложения все еще активно бронируют коворкинги через нас. Поэтому работы над приложением не остановились. Например, сейчас мы разрабатываем реферальную программу и бонусную систему, дальше в планах тестирование новых гипотез.
Дальше — больше :)
Просто переориентируйтесь на другие страны. Сам сейчас в Киргизии и планирую через месяц искать коворкинг, со мной тут пара коллег и планы у них примерно такие же. Хотя тут сами коворкинги тож рекламу разворачивают в чатах релокантов (сейчас для вас тоже хороший маркетинговый канал, если будет что предложить не в РФ). Но проблема как раз, что я привык решать вопросы в пару кликов из серии - выбрал - оплатил - получил, а тут с сайтами и приложениями прям грустно все и поле непаханное. Если бы к моменту, когда я таки решусь, был бы вариант через приложение что-то забронить, я бы им, скорее всего, воспользовался. А то сейчас единственная возможность - это пытаться куда-то дозвониться или идти ножками, а кататься по городу в поисках коворкинга с подходящим местом и сравнивать цены на месте несколько лень. Отчасти поэтому вопрос все откладываю.
Ого тут есть коворкинги?
Рано или поздно наше приложение будет в каждой стране) Сейчас присматриваемся больше к рынку Европы и Индии
Киргизский коворкинг 😎
В Кыргызстане можете запартнериться с ребятами из Ololo, это лучшие коворкинг-центры в Бишкеке
Забавляет то, как ссыкливо заменяют слово война.
Если его не заменять, статья модерацию не пройдет.
Модерацию она не пройдет, потому что есть закон, запрещающий называть вещи своими именами.
Соответственно, если будет статья с интересным для товарища майора словами, тут и к VC вопросы будут, со всеми вытекающими.
Соответственно, по итогу не станет или статьи, или VC.
Очевидно, нет?